Православные церкви в ХХ веке.
Каноническая территория Константинопольского патриархата в ХХ веке значительно сократилась. Европейские епархии после I-й Мировой войны разделили между собой Греция и Болгария, Малая Азия после поражения греков от турок в 1922 г. была дехристианизирована: греческое население в значительной степени эмигрировало из Турции, осев в Греции или других странах мира, храмы закрыты. Согласно Лозаннскому мирному договору, положившему конец греко-турецкой войне, в юрисдикции Константинополя остались Крит, Восточная Греция (Афон), острова Додеканес в Средиземном море и греческие общины в Западной Европе, США и Австралии.
В то же самое время авторитет Константинопольского патриарха возрос благодаря тому, что ряд церковных групп в Европе перешел под юрисдикцию Константинопольского патриарха. В настоящее время подавляющее число кафедр Константинопольского патриархата находится вне его канонической территории. В 1920 г. был даже учрежден константинопольский экзархат в Европе с центром в Лондоне. Епархии патриархата расположены в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. Помимо европейских стран, кафедры есть в Северной и Латинской Америке, в Индии и странах Юго-Восточной Азии. В том числе в его юрисдикции находится экзархат приходов русской традиции с центром в Париже. Эти приходы в 1931 г. во главе с митрополитом Евлогием Георгиевским вышли из-под юрисдикции Московского Патриархата. В 1918 г. Константинопольскому патриархату подчинилась Финлядская церковь, вышедшая из-под юрисдикции Московского патриархата. Поскольку ни в случае с митрополитом Евлогием, ни в случае с Финляндией вопрос не согласовывался с Московским Патриархатом, это приводило к серьезному обострению с Русской Церковью. Следует отметить, что в своей политике Константинопольский патриархат руководствуется принципом «исключительного права» Константинополя в распространении своей юрисдикции, который обосновывается «особым положением Вселенского престола».
В какой то степени такая политика является вынужденной, так как патриархат на своей канонической территории на протяжении ХХ века подвергался постоянному давлению со стороны Турецкого правительства. Во время т.н. «кипрского кризиса» в Фессалонике было взорвано здание турецкого консульства. Тем же взрывом был разрушен дом, где родился Кемаль Ататюрк. В ответ турки устроили страшный погром в Стамбуле. Было разрушено 56 храмов, учинены насилия над священниками, один убит, разграблены и разрушены 2,5 тыс. жилых домов. В 1964 г. была закрыта Патриаршая типография, в 1971 г. – Халкинское богословское училище. Только спустя 50 лет было получено разрешение на постройку нового здания патриархии взамен сгоревшего.
Как результат в ХХ веке политику Константинопольского патриархата, желавшего получить поддержку в том числе на Западе, определяло стремление к радикальному экуменизму, что в 1923 г. привело к переходу на новый стиль, а в 1965 г. – к договору с Римом о снятии взаимных анафем 1054 г. Начиная с 1955 г. в Женеве при Всемирном совете церквей присутствует представитель Константинопольского патриархата.
В настоящее время патриархат столкнулся с очень серьезной проблемой, связанной со стремлением его крупнейшей кафедры – Американской архиепископии к независимости. Если архиепископия добьется своего, это резко ослабит Константинопольскую церковь.
Александрийская патриархия встретила ХХ век под фактическим протекторатом англичан. Власть христиан пусть западного вероисповедания благотворно сказалась на положении православных. В начале ХХ века их было около 100 тысяч человек. В дальнейшем число православных христиан продолжало неуклонно расти как за счет притока иммигрантов, так и за счет миссионерской деятельности. Это привело к вхождению в 1963 г. в юрисдикцию Александрийской церкви православных Уганды и Кении учреждению новых епархий на территории Африки. Сейчас в состав патриархата помимо Александрийской архиепископии входят 14 митрополий и 4 епископии, а количество верующих превышает 1 миллион человек.
Территории Антиохийского патриархата до 1918 г. входили в состав Турецкой империи. Войска Антанты оккупируют эти территории в 1918 г. В 1919 г. согласно условиям Версальского договора Сирия и Ливан перешли под контроль Французских войск. Однако в 1922 г. туркам удалось выбить войска союзников из Антиохии. В результате согласно условиям Лозаннского договора часть территорий патриархата вошли в состав Турецкой республики. В 1933 г. митрополит Александр III объединяет патриархат под своим началом. В настоящее время епархии Антиохийского патриархата разбросаны по всему Ближнему Востоку, есть в Северной и Южной Америке, Европе, Австралии и Новой Зеландии.
В ХХ веке трудно складывались судьбы Иерусалимского патриархата. Приход в 1917 г. в Палестину английских войск положил конец многовековому турецкому господству. Однако палестинские христиане получили лишь временную передышку. Спустя несколько десятилетий было образовано государство Израиль. Политикой евреев стало планомерное вытеснение христиан из Св. Земли. Это делало христиан естественными союзниками мусульманского населения. Другим фактором, сближающим Иерусалимский патриархат с мусульманами, является то, что в настоящее время арабы составляют абсолютное большинство верующих. При этом, впрочем, епископат и духовенство традиционно состоят из греков. Противостояние с иудеями вылилось в тот факт, что израильские власти не признали избрания в 2001 г. нового иерусалимского патриарха Иринея, который в первой же своей речи выразил поддержку палестинцам в их борьбе за независимое государство. Однако по иронии судьбы патриарх Ириней вызвал острое недовольство своей арабской паствы, равно как и других арабов-мусульман тем, что отдал часть недвижимости патриархата, расположенной в восточном (арабском) Иерусалима в долгосрочную аренду одной еврейской националистической организации.
Выяснилось, что гостиница "Империал" и другая недвижимость были арендованы сроком на 198 лет израильской общественной организацией "Атерет коаним", основанной в 1979 году. Общая сумма контракта составила всего 3 млн. долларов. Еще 7 млн. должно быть выплачено жильцам, проживающим в отданных в аренду зданиях с целью их расселения.
"Атерет коаним" - организация, систематически собирающая средства для скупки недвижимости и земельных участков в Восточном Иерусалиме с целью расширения там еврейского присутствия. Одной из задач она считает противодействие планам раздела Иерусалима, стремясь показать, что Старый город является традиционно еврейской землей с сохраняющимся сильным присутствием израильского населения.
Используемая организацией "технология заселения" включает несколько этапов. На первом этапе "Атерет коаним" приобретает недвижимость в Старом городе и прилегающих к нему арабских деревнях. Затем эти здания заселяются евреями - в большинстве своем религиозными людьми. Наконец, на третьем этапе здесь создаются еврейские религиозные центры и синагоги.
Можно себе представить какую бурю в арабском мире вызвала такое поведение православного патриарха, которого арабы считали своим союзником в борьбе с иудеями. Правительство Греции подверглось интенсивному давлению со стороны арабских государств, возражавших против "иудаизации Иерусалима", и в результате начало процедуру отзыва Патриарха. С осуждением Иринея выступил и православный Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий (Хазим), который заявил: "Любая сделка с землей, принадлежащей Церкви в оккупированном Иерусалиме, является незаконной. Я готов к сотрудничеству с международными организациями, чтобы сорвать эту сделку, не имеющую юридической силы". Игнатий призвал к совместным действиям арабов-христиан и мусульман с целью предотвратить "захват принадлежащих им земель на оккупированных территориях".
В результате почти половина епископов Синода Иерусалимской Церкви обратились 5 апреля к Вселенскому Константинопольскому Патриарху Варфоломею (Архонтонису) с письмом против патриарха Иринея. В этом письме священнослужители обвинили его в экономических злоупотреблениях. Епископы жалуются, что из-за этих скандалов "во время наших посещений Храма Воскресения к нам обращается паства с ужасной руганью, обливая нас грязью, и наше физическое состояние и даже жизнь под угрозой".
Таким образом, этот неприятный факт спровоцировал, возможно, и ранее подспудно зревший конфликт между греческими епископами и их арабской паствой. Абсолютное большинство архиереев Иерусалимской Православной Церкви - уроженцы Греции и Кипра. Основная масса православных на Святой земле арабы. Они, как и их единоплеменники-мусульмане, не испытывают особой любви к Государству Израиль, поэтому крайне болезненно переживают сделку между своими пастырями и еврейскими предпринимателями.
Патриарх Варфоломей принял решение поддержать иерусалимских епископов и созвал в конце мая 2005 г. Всеправославный собор для обсуждения данного вопроса. В работе собора приняли участие Патриарх Александрийский Феодор, Патриарх Антиохийский Игнатий, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул и Архиепископ Албанский Анастасий. Русскую Православную Церковь на соборе представлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Большинством голосов участники собора постановили отстранить патриарха Иринея от управления Иерусалимской церковью. Сам патриарх Ириней с этим решением участников собора не согласился. 30 мая патриаршим местоблюстителем Иерусалимской кафедры был избран митрополит Петры Корнилий.
Сербская и Румынская церкви стали патриархатами в 1920 г. (сремская патриархия ликвидирована), Болгарская, в силу вышеизложенных обстоятельств – только в 1953 г.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 414;