Глава П. От эпохи Гуттенберга к эпохе Маклюэна.
В многочисленных концепциях и футурологических прогнозах, так или иначе связанных с новым типом общества, необходимо назвать Герберта Маршалла Маклюэна, ставшего основоположником целого направления в западной коммуникативистике – «маклюэнизма». В 1960-70-е годы он возглавлял Научный центр культуры и техники при Торонтском университете. Наиболее широко известна ключевая формула Маклюэна: «Средство и есть сообщение». В соответствии с этим он создает и собственную периодизацию всемирной истории. В истории цивилизации он выделяет три этапа: 1) первобытная дописьменная культура, основанная на принципах естественности и коллективности образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира благодаря устным формам связи и передачи информации; 2)культура письменно-печатная, заменившая устно-эмоциональные формы общения книжными и утвердившая вместо естественности коллективизма дидактизм, индивидуализм и национализм; 3) современный этап, отходящий от почитания книжной культуры в сторону возрождения устности и естественности слуховизуального восприятия мира, но на основе электронных медиа.
Как отмечает исследователь зарубежной коммуникативистики Л.М. Землянова, суть представлений Маклюэна заключается в том, что на всех этапах развития цивилизации революционные сдвиги в развитии общественных отношений, сознания и психологии людей детерминируются техническими средствами связи. Отсюда Маклюэн прогнозировал и в будущем решающую роль электронных аудео-визуальных СМИ для социально-культурного прогресса: «Согласно этому прогнозу господствующее место будет принадлежать не письменным, а устно-электронным формам общения, «которые сокращают пространство, время и однолинейность отношений, возвращая нас к множественности отношений одновременно» и приобщая тем самым к новым «макромифам», «ритуалам» и «языкам» глобальных радио и телевизионных связей. Мир, по Маклюэну, превращается под влиянием электронных СМИ в «глобальную деревню», становится новым «глобальным театром». И роль, которую исполняет каждый участник этого действа, предписываются ему структурами «слуховизуальной телекультуры».
По мнению Маклюэна, эти структуры – далеко не просто технологии передачи информации. Структуры сами становятся универсальными законами бытия и сознания. Данной теме посвящена его специальная статья «Законы Маклюэна о средствах массовой информации». Согласно Л.М. Земляновой, «Суть этих законов сводится им опять-таки к абсолютизации информационных средств, структур и языков в формировании сходного образа жизни, деятельности и мышления людей, живущих в разных странах, но в одни и те же эпохи. Приоритетное значение в нашу эпоху он отводит электронным средствам, которые «формируют наши мысли, структурируют наш опыт и определяют наши взгляды на окружающий мир» (2).
Концепции Маклюэна оказали огромное воздействие на формирование самых различных школ и направлений западной коммуникативистики, его концепции воздействия роли СМИ в информационную (само это слово Маклюэн не использовал) эпоху легли в основу многих концептуальных моделей взаимоотношений СМИ и общества. Классификации типов коммуникационных каналов Маклюэна, делившего их на «холодные» и «горячие» по степени необходимой включенности получателя информации в процесс ее получения, и сегодня широко используются при классификации медиа-аудиторий и в медиа-планировании.
Одним из крупнейших авторитетов западной науки в области теории коммуникации является Ю. Хабермас. К отдельным положениям его трудов мы обратимся еще не раз. Хабермас представитель совершенно иного, нежели ранее рассмотренные авторы, направления европейской мысли – позитивизма. И по возрасту (родился в 1929 году), и по основным философским позициям Хабермас предстает оппонентом весьма популярным у нас французским философам нового поколения, лидерам постмодернизма, вознесших, к удовольствию филологов, роль языка и коммуникации в целом на немыслимую ранее онтологическую высоту, таким как Лиотар, Барт, Фуко и, особенно, Деррида. Основной трактат Хабермаса называется «Теория коммуникативного действия». В 2000 году в издательстве «Наука» Санкт-Петербурга вышел в свет его первый представительный сборник русских переводов, озаглавленный «Моральное сознание и коммуникативное действие». Следом появился «Вовлечение другого. Очерки политической теории». В первом, помимо основной работы, давшей название всему сборнику, помещены следующие принципиальные работы философа: Философия как «местоблюститель» и «интерпретатор», «Реконструктивные и понимающие науки об обществе», «Этика дискурса: замечания к программе обоснования». (3)
Хабермас, по крайней мере, к широкому российскому читателю дошел с существенной задержкой по «техническим», часто вполне академическим причинами (включая сложности перевода очень трудного текста автора). Кроме того, некоторая недооценка позитивистских направлений в коммуникативистике и философии коммуникации приводит к явной недооценке концепций Ю. Хабермаса и снижению интереса к его принципиальным выводам, в том числе и теоретиков PR .
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 973;