Глава 1. Бунт против «общества зрелищ».
Начнем с «книги протеста»: одной из самых широко известных и самой мало читаемой среди культовых книг данной тематики. Это работа французского философа и социолога Ги Дебора«Общество спектакля» («Общество зрелищ» – в другом переводе). Книга стала первоисточником для бунтарей парижской весны 1968 года. Видимо, для французского политического дискурса Ги Дебор значит не меньше, чем Маклюэн для англо-американского. Сама судьба этого воплощения левацкой идеологии знакова. Ги Дебор родился в 1932 и застрелился в 1994 году. Первым эпатажным подвигом юного бунтаря был срыв пресс-конференции Чарли Чаплина , приехавшего в Европу в 1952 году. Чаплин был назван Ги Дебором «мошенником чувств и шантажистом страданий». В 1957 году Дебор и сподвижники создают Ситуационистский Интернационал в Коза д ¢Ароса. Наконец, в 1967 выходит главный труд – «Общество спектакля» или «Общество зрелища». (1)
Общество спектакля – это общество фальсифицированной общественной (социальной, политической, экономической, культурной) и личной жизни. Собственно, одним из признаков такой фальсификации является уже само разделение жизни на «общественную» и «индивидуальную».
Средства массовой информации, которые выступают наиболее очевидным и ярким проявлением спектакля, на самом деле не являются нейтральным полем, а инструментом, жизненно необходимым для продолжения спектакля. Коммуникация больше не происходит напрямую между людьми, но только через средства массовой информации, посредством образов, которые являются одновременно и языком и целью коммуникации.
Спектакль – это мировоззрение общества, превращающееся в самостоятельную псевдореальность. Спектакль не разгоняет «тучи религии», а лишь привязывает их к земле – к миру товаров и образов жизни. В спектакле роль «звезд» заключается в воплощении псевдоиндивидуальности, псевдожизни, идентификация с которой должна компенсировать реальную отчужденность и специализацию. В нашем мире, считает Дебор, бытие давно уже превратилось в обладание, а сегодня обладание трансформируется в представление. «Спектакль – это кошмар плененного современного общества, которое не выражает никаких желаний, кроме желания спать».
По Дебору, спектакль представляет собой самосознание иерархического общества на воссозданном языке мифа, в котором все остальные формы представления больше не используются. В этом смысле самое современное становится и самым архаичным. С этим тезисом Дебора охотно согласились бы многие отечественные исследователи, работающие над темой «Архаизация сознания человека экранной культуры», возводящие ее, правда, скорее, к Маклюэну, чем Г. Дебору.
В основе концепции Дебора лежит марксистский классовый подход, а несущую роль играет понятие «пролетариата», класса с отчужденным трудом. Изобилия товаров уже оказывается недостаточно, чтобы подавлять пролетариат, и капитализм реагирует на это построением общества нового типа, общества спектакля. В нем реальности больше не существует, потому что она надежно укрыта под многослойным действом, призванным соблазнять и отуплять рабочий класс, делать его пассивным и безвольным, канализируя его энергию на обслуживание существующего миропорядка – мира товаров.
По Дебору, проблема заключается в том, что невозможны никакие варианты изменения существующего положения вещей внешним образом (через революцию, например), изменение возможно лишь путем революции сознания. А поскольку сама идея революции сытого и одурманенного сознания выглядела довольно утопично, то строки трактата Дебора пронизаны скепсисом в отношении судеб современной цивилизации.
Конечно, Ги Дебор так и остался одиноким бунтарем и маргинльным публицистом.
Что интересно, его трактат сразу же после размещения русского перевода в Интеренет приобретает массового читателя. Проявилась глубокая созвучность идей «Общества спектакля» популярной ценностной парадигме молодежи («Мы живем в полностью поддельном мире», «здесь не смешны шутки и не добра доброта», «Иллюзорность, отчуждение, разделенность, изоляция, мягкий концлагерь системы – вот что такое современная буржуазная действительность, самая тоталитарная, самая порочная и самая жестокая из всех когда-либо существовавших систем подавления и насилия» ). А также множество других, не менее блестящих афоризмов Ги Дебора с теми тенденциями, которые сегодня присутствуют в Европе – достаточно сослаться на изгнанного из компании Данон за роман «99 франков» Федерика Бегдбедера, или судьбы литературных собратьев российского интеллектуального маскульта с «Дженерейшин П» В. Пелевина, в первую очередь.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1844;