Религия и культура Элама.
Религия. В договоре между эламским царем Хитой и аккадским правителем Нарам-Суэном приводятся имена 37 эламских божеств. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали «Матерью богов». Большую роль играл культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. Почитались местные боги, покровители городов и областей.
Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах. Судя по изображениям на печатях, культовые действия жрецы совершали обнаженными. В религиозных церемониях участвовали музыканты.
Культура. Около 3000 года до н. э. эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо. Пока оно остается нерасшифрованным. Письмо отличалось от шумерского, возникшего несколько ранее. Оно употреблялось около 400 лет и имело примерно 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова.
Во второй половине III тысячелетия до н. э. появилось эламское линейное слоговое письмо, имевшее около 80 знаков. Им можно было записать не только элементарные хозяйственные, но также политические и религиозные тексты. Однако линейное письмо в большинстве областей Элама недолго находилось в употреблении. Основные тексты, зафиксированные им, относятся к XXIII в. до н. э. Вскоре оно было заменено шумеро-аккадской клинописью.
В первой половине II тысячелетия до н. э. для составления хозяйственных и частноправовых текстов эламиты обычно пользовались аккадским языком. Но затем появляется значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Клинописью эламиты пользовались до V века до н. э., после чего перешли на арамейское письмо.
Искусство. Уже в IV тысячелетии до н. э. на территории Элама сложилось оригинальное искусство. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени.
Во второй половине III-II тысячелетии до н. э. большое влияние оказало шумерское и вавилонское изобразительное искусство. Эламские статуи этого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Месопотамии. Шедевром считается бронзовая статуя царицыНапирасу.
Значительного подъема эламское искусство достигло в XIII-XII вв. до н. э., в период усиления государства. Образцом монументальной архитектуры этого времени является зиккурат, построенный в городеДур-Унташ недалеко от Суз. У входа в храм стояли изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра.
Зиккурат имел 4 этажа, общая высота которых составляла 42 метра. Длина сторон нижнего этажа равнялась 105 метрам. На сооружение зиккурата были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.
Культурные достижения Элама оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов.
Мидия
Историческая область Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть её у границ с Ассирией известна в истории как Атропатена.
В III-II тысячелетиях до н. э. на территории Мидии обитали неиндоевропейские племена земледельцев и скотоводов. Мидийцы и родственные им персы вторглись в Иран во второй половине II тысячелетии до н. э. Шло смешение пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ираноязычным.
С расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения связано широкое распространение могил вооруженных всадников. Находки богатых могил, в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1564;