Бытописательная проза
Создание романов о жизни обычного среднего белого американца, ничем не выдающегося и не пытающегося что-то изменить в окружающем мире.
Апдайк Джон «Кентавр» Джон Апдайк был сыном эмигрировавшего из Нидерландов учителя. Воспитывался мальчик в семье деда. По окончании школы в родном городке он изучал английскую литературу в Гарварде. В 1960 году выходит первый том так называемой Тетралогии о Кролике. В ней Апдайк описывает жизнь Гарри Энгстрома (по кличке "Кролик" - Rabbit) - типичного нормального гражданина, жителя провинциального городка. Кролик, страстный баскетболист, пытается восстать против рутины своего окружения. Апдайк в начале 21 века был объявлен последним живым классиком американской литературы, умер в январе 2009.
«Кентавр» (1963) – двуплановый роман, действие происходит в американском городе Олинджере (Пенсильвания, детские воспоминания автора) и в пространстве древнегреческих мифов. Сюжет романа – воспоминания молодого художника о своем отце, простом школьном учителей. 3 плана повествования: реальный, мифологический и фантастический (восприятие окружающего глазами Колдуэлла)
Реалистический план – поездка отца и сына в школу. Машина сломалась, они не могут вернуться домой, ночуют в гостинице. Посещение отцом доктора, он подозревает у себя рак, спортивные соревнования в школе, встречи с разными людьми. Машину починили, рак у Колдуэлла не обнаружили, они вернулись домой, только Питер простудился. Доброта – основное качество учителя естествознания Колдуэлла, который готов помочь всем (современный Дон-Кихот). Даже абсолютно незнакомым людям (бродяга, которого он подвозит, крадет его перчатки, но Колдуэлл не обижается на него). Основная идея романа – самопожертвование человека ради другого (главный герой практически Христос, он жертвует своей самореализацией ради того, чтобы вывести в люди сына). Это самопожертвование возможно, поскольку человек добр.
Мифологический план - два мифа актуальны для Апдайка – миф о случайном ранении Гераклом мудрого кентавра Хирона отравленной стрелой и его добровольной смерти ради освобождения от страданий и возвращения из аида Прометея. Прометей пожертвовал собой ради людей, принес им с Олимпа огонь и за это был наказан Зевсом. Миф – это красота и гармония (сцена между Хироном и Венерой, несмотря на снижение образов богов). У каждого героя есть своя мифологическая параллель, сам автор составил мифологический указатель (имя героя и его мифологического двойника начинается на одну букву). Зиммерман – Зевс (его атрибуты – молния и приставание к ученицам), Ирис – Ио (сравнение с телкой), механик Гаммел – Гефест. Апдайк не следует мифам слепо, для него воплощение самопожертвования – это Хирон, а не Прометей, потому что важно показать преемственность этой идеи.
Фантастический план – постоянное ощущение одиночества и ненависти окружающих. Апофеоз ненависти – коней 1-ой главы, урок, на котором присутствует директор. Ученика нет дела до талантливого рассказа учителя, с комментариями лезут самые тупые. Впоследствии выясняется, что окружающие и особенно ученики не так уж плохо к нему относились, просто он принимал все близко к сердцу.
Мастерство Апдайка – в умении сочетать все три плана романа:
Но пока Колдуэлл ковылял к школе и холод пробирал его сквозь потертыйкоричневый костюм, сердце его забилось в ином ритме. В гараже было тепло.Этот человек хорошо относился к нему. С давних пор. Гаммел приходилсяплемянником жене папаши Крамера. Это он замолвил за Колдуэлла словечко вшкольном совете и устроил его на работу в разгар депрессии, когда всеоливковые деревья засохли и Деметра бродила по земле, оплакивая своюпохищенную дочь. Там, где падала ее слеза, трава никогда уж не зеленела.Ее венок источал отраву, и ядовитый плющ вырос у каждого жилища. До техпор все в природе было благосклонно к человеку. Всякая ягода будила нежнуючувственность, и, спускаясь галопом с Пелиона, он увидел юную Харикло,собиравшую нежную зелень. Огромная оранжевая стена приближалась. Звуки из классов осыпали его,словно снежные хлопья.В романе очень важен элемент игры: на самом ли деле Олинджер похож на Олимп или это только иллюзия? Была ли стрела? Или она просто воплощает отношение учеников к Колдуэллу? Роман продолжает традиции модернизма (миф) и демонстрирует становление постмодернизма в американской литературе.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 1182;