Феномен власти в жизни общества. Структура и функции власти
Важное значение в цивилизационной динамике имеют властные отношения. В современной литературе власть, как правило, определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.
В истории социальной философии к трактовке феномена власти сложилось несколько подходов:
а) Директивный (Томас Гоббс, Максимилиан Вебер). Здесь власть рассматривается как сила, как актуальная способность человека или группы подчинить своим интересам, заставить действовать в соответствии с ними других людей
б) Функциональный (Толкотт Парсонс). Власть здесь рассматривается как средство мобилизации ресурсов всего общества на выполнение определенной цели.
в) Информационный (Мишель Фуко, Олвин Тоффлер). В этом подходе власть отождествляется со знанием, информацией. Это доступ к источникам инфорамции и знаний и актуальная способность управлять ими, распределяя и «дозируя» информацию для других людей, тем самым мотивируя их на какую-либо деятельность или, наоборот, тормозя их действия.
Социально-философский анализа власти предполагает выделение следующих ее составляющих:
а) источник власти (авторитет, сила, закон),
б) субъект власти (государство, институт, индивид),
в) объект власти (общество, класс, группа),
г) функции власти (господство, руководство, мобилизация).
При классификации власти наиболее распространен критерий выделения видов власти по сферам её функционирования, при этом соответственно выделяются экономическая, военная, семейная, политическая и др. власть.
Ключевое положение среди них занимает политическая власть. Она представляет собой реальную возможность социального субъекта проводить свою волю в области политики и правовых норм с целью защиты и реализации своих коренных интересов. В качестве основных характеристик политической власти выделяются: суверенитет, воля, авторитет, принуждение.
В социальной философии Максимилиана Вебера было разработано учение о типах легитимного господства, т.е. такого господства, которое признано управляемыми индивидами. Под господством он понимает готовность повиноваться определенным приказам и выделяет три типа господства.
Первый тип Вебер называет «легальным», в его основе лежит целерациональное действие (см. вопрос 35). Для данного типа характерно подчинение установленным законам, наличие специально обученного аппарата управления, призванного действовать по формальным и рациональным правилам. Программу действия должен задавать политический лидер, ставящий формальный механизм управления на службу определенным политическим интересам.
Второй тип легитимного господства Вебер называет традиционным, для него свойственна вера не только в законность, но даже в святость традиционно-существующих порядков, нравов и властей. Для данного типа характерно отсутствие формального права, аппарат управления здесь состоит из лично зависимых от господина людей, а личная преданность служит основанием для административной карьеры. Классическим примером является патриархальное господство.
Третьим типом господства, по Веберу является харизматическое господство, при этом под харизмой понимается некая экстраординарная способность человека, выделяющая его среди остальных. Эта способность, как правило, дается свыше и заключается в выдающейся силе духа, слова, в пророческом даре. Харизматический тип во многом авторитарен, здесь нет установленных правил: решения по всем вопросам вносятся на основании творческого вдохновения, личного опыта, понимания. Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства, а эмоционально окрашенная преданность лидеру, вера в его харизму служит источником личной преданности государю.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 945;