Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций
Современная социальная философия развивает цивилизационный подход к исследованию социальных и исторических явлений. Цивилизационный подход к развитию общества отражает единство его многообразных проявлений. Конкретный синтез различных сторон жизни общества (политической, морально-нравственной, религиозной, экономической и др.) преломляется в реальных отношениях и действиях людей, системе ценностей и норм, функционировании социальных институтов.
Цивилизационный подход опирается на несколько основных значений понятия «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный). Иногда оно употребляется как обозначение высокоразвитых, прогрессивно развивающихся обществ (философы эпохи Просвещения, Г. Гегель); как ступень развития человечества, последовавшая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); как синоним культуры (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби); как стадия упадка и деградации локальных культур (О. Шпенглер); для глобального членения исторического процесса и др.
В трактовке понятия «цивилизация» можно выделить несколько подходов:
1) Универсально-исторический. Изначально цивилизационный подход предполагал определение тех исторических условий, которые способствовали переходу человечества от состояния неразвитости и дикости к формированию культуры, динамичному развитию и интеграции социума (Л. Морган, Ф. Энгельс). Это был переход от присваивающей экономики к производящей; от родоплеменной изолированности и власти племенных традиций к развитию торговли, государственной организации общества, писаному праву; от синкретичного неразвитого сознания к развитым формам духовного производства (развитым религиям, философии, науке), создавший единые предпосылки становления современного общества.
2) В культурологическом подходе (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин и др.) понятие «цивилизация» обозначает относительно обособленные общественные образования или отдельные стадии их развития. Одна и та же цивилизация может включать в себя различные экономические, политические, религиозные и другие типы общества. Имеет место глобальный (западная, восточная), региональный (западноевропейская, латиноамериканская) и локальный (национальный) уровни выделения цивилизаций.
Мировая история традиционно рассматривается через призму взаимоотношений двух типов цивилизационного развития — западного и восточного. Взаимодействие восточной и западной цивилизаций имеет «маятникообразный» характер: каждая из них поочередно доминировала в истории.
Восточная цивилизация — это, прежде всего, традиционное общество. Эту стадию развития прошло и западное общество, однако именно на Востоке данный тип цивилизационной динамики получил большое распространение. Современный Восток имеет общие черты социальной жизни. К ним можно отнести
– экстенсивный тип экономики;
– господство общинной собственности;
– подчинение общества государству, личности — общине (с жесткой социальной иерархией);
– регуляцию социальной жизни обычаями и традициями;
– доминирование культурных ценностей над экономическими.
Современный Восток меняется, демонстрируя как эффективные модели сочетания традиционных ценностей и достижений западной цивилизации (Япония, Тайвань, Индия, Турция и др.), так и варианты некомпенсированного развития (Афганистан, Камбоджа и др.).
Западный путь развития представлен прежде всего техногенной цивилизацией. В историко-генетической модели (Д. Белл, А. Тоффлер, Ж. Фурастье, Р. Арон и др.) выделяются три основные стадии развития западной цивилизации: доиндустриальная (аграрная, традиционная), индустриальная, постиндустриальная.
В аграрном обществе доминирует «первичная» сфера экономики — сельское хозяйство на основе рутинной техники и экстенсивной технологии; в духовной сфере господствуют мифологические ценности; общество регулируется традициями; существует жесткая сословная иерархия.
Собственно техногенная цивилизация существует с периода индустриализма (ХVI—XVII вв.), с этого времени она противостоит Востоку и взаимодействует с ним. Для техногенной цивилизации характерно развитие науки и техники; капиталистический уклад экономики (на ранних стадиях); прогресс в производстве и управлении; правовое государство, а также такие ценности, как потребление, преобразование общества и природы, прогресс и свобода личности, гражданское общество. Это общество с высоким уровнем социальной мобильности.
Высокий темп цивилизационной динамики Запада в середине XX в. сталкивается с системным кризисом, который свидетельствует о переходе западного общества к новому этапу — постиндустриальному обществу. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается переориентацией экономики на сферу услуг; в промышленности начинают доминировать наукоемкие производства, компьютерные, информационные технологии; классовая структура общества меняется на профессиональную. Главными становятся культура, социальная сфера, устанавливается новая система ценностей: экологизм, гуманизм, культ знания, интеллекта, приоритет духовных ценностей, высокое качество жизни.
38. Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники и технологии
В философии современная цивилизация все чаще рассматривается через призму развития техники. Виднейший специалист в области философии техники Эрнст Капп предложил трактовать историю человечества как историю изобретения все лучших орудий труда.
Понятие «техника» использовалось еще в древней Греции, где под «τέχυη» понималось мастерство, умение нечто сформировать, создать из естественного материала. Со временем под техникой стали понимать систему искусственных органов деятельности общества, развивающуюся посредством опредмечивания (воплощения) в природном материале трудовых функций, навыков опыта и знаний человека. При таком подходе основным свойством техники выступает способность преобразовывать реальный мир.
Существуют различные периодизации развития техники. Одна из наиболее часто встречающихся использует в качестве критерия процесс передачи техническому устройству тех функций, которые ранее выполнялись самим человеком. Выделяются следующие последовательные
ступени развития техники:
1) период ручных орудий производства,
2) ремесленно-мануфактурный период,
3) период машинной техники,
3) период автоматизированных систем.
Основное внимание уделяется совершенствованию техники и изменению связи между субъектом производства и техническим устройством.
С понятием техники тесно связано и понятие технологии, которое обозначает складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в ходе производственного процесса. С точки зрения развития технологии в истории цивилизации можно выделить следующие сменяющие друг друга
технологические способы производства:
1) присваивающий,
2) аграрно-ремесленный,
3) индустриальный,
4) информационно-компьютерный.
Каждый из них представляет собой единство а) материально-технической основы; т.е. определенной системы орудий труда; б) отношений субъекта производства к предметам своего труда, т.е. характер труда; в) отношений субъекта производства с другими людьми, которые вместе с ним участвуют в процессе производства, т.е. отношения разделения труда, управления трудом и др.
Наряду с понятием технологического способа производства для анализа развития общества часто используется понятие экономический способ производства. Экономический способ производства включает в себя две стороны: 1) производительные силы и 2) производственные отношения. См. схему базиса общественно-экономической формации (это и есть способ производства) в вопросе 13.
1) Производительные силы характеризуют отношение общества к природе, степень господства над ней. Они представляют собой единство субъективных (человек) и вещественных (техника, предметы труда) факторов.
Под средствами производства понимается системная совокупность взаимодействующих средств труда и предметов труда. Средства труда– комплекс вещей, которые человек помещает между собой и преобразуемой реальностью с целью воздействия на нее. Сами средства труда состоят из орудий труда, которыми непосредственно оперирует субъект производства, и технической инфраструктуры, которая обеспечивает процесс производства. Предмет труда – это все то, на что направлен труд человека.
2) Производственные отношения в современной литературе разделяют на производственно-экономические и производственно-технологические. Последние задаются самой технологией труда, особенностями его организации, последовательностью трудовых операций и спецификой управления.
Производственно-экономические отношения возникают между людьми непосредственно в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Центральное место среди данных отношений занимают отношения собственности на средства производства. От конкретного содержания отношений собственности зависит характер экономической системы, что находит свое выражение в исторически известных типах производственных отношений – первобытнообщинных, рабовладельческих, феодальных, капиталистических, социалистических. Производственные отношения характеризуют экономические позиции, в которых находятся классы, социальные группы по отношению к собственности, обмену, распределению производимых благ.
Механизм динамики экономического способа производства в социальной философии марксизма объясняется следующим образом: производительные силы на определенном этапе перерастают рамки производственных отношений, что, в свою очередь, приводит к социальной революции и переходу к более высокой общественно-экономической формации.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 2219;