Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 9 страница
[746] Подробнее см.: Гьоффе О. Демократія в епоху глобалізації. – К.: ПСС- 2002, 2007. – С. 243 – 250.
[747] По мнению словенского политолога С. Жижека, ключевой фактор нападения на Ирак состоял в следующем: «использование Ирака в качестве предлога или показательного примера для установления координат «нового мирового порядка», для утверждения права Соединенных Штатов на нанесение превентивных ударов, и, тем самым, возведение их в статус единственной глобальной полицейской сверхдержавы». – Жижек С. Ирак: История про чайник. – М.: Праксис, 2004. – С. 15.
[748] Человек должен выбирать сам. Диалог Тойнби - Икеда. – М.: ЛЕАН, 1998. – С. 313.
[749] Закария Ф. Постамериканский мир. – М.: Изд-во «Европа», 2009. – С. 9. При этом он аргументирует «закат» Америки финансовым кризисом и «концом капитализма».
[750] Сошлюсь на доклад Национального разведывательного центра США «Контуры мирового будущего», где в частности рассматриваются четыре правдоподобных сценария развития событий: 1) «Давосский мир»; 2) «Pax Americana»; 3) «Новый Халифат»; 4) «Контур страха». - Доклад Национального разведывательного центра США «Контуры мирового будущего» - 2020 // Россия и мир в 2020 году. – М.: Изд-во Европа, 2005. – С. 24 – 25.
[751] Фукуяма Ф. Америка на распутье: Демократия, власть и неоконсервативное наследие. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – С. 149 – 150.
[752] Костин А.И. Глобальная безопасность // Глобалистика. Энциклопедия. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – С. 217.
[753] Там же, с. 218.
[754] Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С. 196 – 200.
[755] Так, профессор университета Чепмена (Калифорния, США) Дж. Коткин полагает, что мировой порядок состоит из государств и союзов государств, которые сложились и прошли обкатку историей. В структуру порядка входят: Новая Ганза (Германия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Швеция), «Оливковые республики» (Болгария, Хорватия, Греция, Италия, Косово, Македония, Черногория, Португалия, Словения, Испания), города-государства (Лондон, Париж, Сингапур, Тель-Авив), Североамериканский союз (Канада и США), страны либерализма (Чили, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Перу), боливарианские республики (Аргентина, Боливия, Куба, Эквадор, Никарагуа, Венесуэла), пограничные страны (Бельгия, Чехия, Эстония, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Соединенное королевство), отдельно стоящие страны (Бразилия, Франция, Большая Индия, Япония, Южная Корея, Швейцария), российская империя (Армения, Белоруссия, Молдавия, Российская Федерация и Украина), Дикий Восток (Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан), Иранистан (Бахрейн, Сектор Газа, Иран, Ирак, Ливан, Сирия), Большая Аравия (Египет, Иордания, Кувейт, территории Палестины, Саудовская Аравия, ОАЭ, Йемен), Новые Османы (Турция, Туркменистан, Узбекистан), Южноафриканская империя (Ботсвана, Лесото, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Зимбабве), страны Африки южнее Сахары (Ангола, Камерун, Центральноафриканская республика, Конго-Киншаса, Эфиопия, Гана, Кения, Либерия, Малави, Мали, Мозамбик, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Судан, Танзания, Того, Уганда, Замбия), пояс Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис), Срединное царство (Китай, Гонконг, Тайвань), Каучуковый пояс (Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам), страны, которым повезло (Австралия, Новая Зеландия). – Коткин Дж. Новый мировой порядок // Режим доступа: http:inosmi.ru/world/20100929/ 163251070.html.
[756] В работе «Метаморфозы власти» (1990) американский социолог О.Тоффлер предположил: «какие бы формы не приняли глобальные организации завтрашнего дня, им придется уделять больше внимания – и в положительном, и в негативном смыслах – «глобальным воителям». – Тоффлер О. Метаморфозы власти. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – С. 567. Под ними Тоффлер понимает религиозные организации (Ватикан, исламских фундаменталистов и т.д.), наркокартели, ТНК (=дисперсный «Деспот»), частные армии и т.д. – Там же, с. 557 – 564.
[757] См. напр.: Панарин А.С. Двуполушарная система мира: переосмысление дихотомии «Восток» – «Запад» // Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 157 – 167.
[758] Здесь уместно сослаться на работу-предостережение американского политического деятеля и мыслителя П.Дж. Бьюкенена, фиксирующего факт беспрецедентного демографического и культурного «вызова» Юга, обращенного на Америку и Европу. Последний, если не принять экстренные меры на правительственном уровне, грозит гибелью Запада. – Бьюкенен П.Дж. На краю гибели. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
[759] Robertson R. Globality, global culture, and images of world order // Social change and modernity. – Berkley: Univ. of California press, 1994. – Р. 404 – 407.
[760] Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. – М.: Алгоритм, 2001. – С. 185 – 186.
[761] Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993. – С. 159.
[762] Lieberthal K.A. New China Strategy // Foreign Affairs. – 1995. – Nov.-Des. – P. 36.
[763] Цыганков А.П., Цыганков П.А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 132 – 151.
[764] Предлагаю читателю познакомиться с этим текстом: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2004.
[765] См.: Муза Д.Е. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и «новый мировой порядок»// Идеи русского энциклопедиста Н.Я. Данилевского и реалии современного мира. Сборник статей по материалам 1-й Международной научно-практической конференции «К 130-летию первого издания книги «Россия и Европа»» 29 мая 2001 года. МГПУ. – М.: МГПУ, 2002. – С. 167 – 172. Развивая идеи этого доклада, хочу ещё раз подчеркнуть факт «осевания» цивилизациями как субъектами исторического процесса самой материи истории, придании ей некоторой гео- и хроноструктуры. Она есть у Запада в виде англосаксонской «оси» и трех зон, описанных И. Валлерстайном; «ось» и структура есть у Китая как Срединной Империи; они также есть у исламской и православной цивилизаций.
[766] В лице победителей Наполеона – Австрии, Великобритании, России и Пруссии.
[767] Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – С. 681 – 682.
[768] Только у Германии страны Антанты отобрали колонии – Германскую Восточную Африку, Камерун, Того, Германскую Юго-Западную Африку, Новую Гвинею и ряд островов, которые поделили между собой.
[769] Так была признана независимость Польши, Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии, а затем – без согласования с правительством СССР были отчуждены Шпицберген (в пользу Норвегии), Аландские острова (в пользу Финляндии), Бессарабия (в пользу Румынии), ранее находившиеся под юрисдикцией Российской империи.
[770] Так была разделена Германия на Западную (ФРГ) и Восточную (ГДР) части.
[771] Был создан Совет Безопасности ООН, наделенный полномочиями решать любые проблемы, неизбежно возникающие в мировых делах.
[772] Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – С. 710 – 711.
[773] В статье 1 Устава ООН «Цели и принципы» не оговорено предпочтение тем или иным религиозно-философским идеям и общественно-политическим системам, а тем более «демократия» не определена как универсальный идеал (!). – См.: Основные факты об Организации Объединенных Наций. – М.: Изд-во «Весь мир», 2005. – С. 5 – 6.
[774] Вспомним Ирак и американские тюрьмы «Абу-Грейб» и «Гуантанамо».
[775] Так, после 11 сентября 2001 года президент США Дж. Буш-младший уполномочил Агентство национальной безопасности вести электронное наблюдение за собственными гражданами.
[776] Нарочницкая Н.А. Права человека и мировая политика: концепции и реальность // Нарочницкая Н.А. Русский мир. – СПб.: Алетейя, 2007. – С. 171 (курсив мой – Д.М.).
[777] Попкова Н.В. Философия техносферы. – Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – С. 40 – 42.
[778] Алексеева Л.О., Додонов Р.О., Муза Д.Є. Філософія науки і техніки. Навчально-методічний посібник для магістрантів. – Донецьк: ДонНТУ, 2010. – С. 108.
[779] Подробнее см.: Воронин А.А. Миф техники. – М.: Наука, 2006. – С. 111 – 125.
[780] Костин А.И. Экополитология и глобалистика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 217.
[781] Глобальное управление: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.И. Соловьева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 55.
[782] Как считают российские аналитики мировая финансовая олигархия, из которой собственно и рекрутируется мировое правительство, контролирует 2/3 мировых финансовых потоков и оказывает прямое влияние на решения правительств тех или иных стран. Если к этому присовокупить контроль за нефтерынками, наркорынками и т.д., то ситуация выглядит удручающе. – Анилионис Г.П., Зотова Н.А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации. – М.: Междунар. отношения, 2005. – С. 201. Недаром идеологической формулой «Бильдербергского клуба» является формула: «Власть – это товар, пусть и самый дорогой, и владеть им должны самые богатые».
[783] Чумаков А.Н. Глобальный мир: проблема управления // Век глобализации. – 2010. – № 2 (6). – С. 8.
[784] Гелд Д., Мак-Грю Е., Голдблатт Д., Перратон Дж. Глобальні трансформації. Політика, економіка, культура. – К.: Фенікс, 2003. – С. 55 – 115, 285 – 336.
[785] Суліма Є.М., Шепєлєв М.А. Глобалістика: підручник. – К.: Вища школа, 2010. – С. 325 – 335.
[786] Накануне событий 11 сентября 2001 года широко известный американский политик и политолог Г. Киссинджер писал: «Перед лицом самых, быть может, глубоких и всеобъемлющих потрясений, с какими когда-либо сталкивался мир, Соединенные Штаты не в состоянии предложить идеи, адекватные возникающей новой реальности». – Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? – М.: Ладомир, 2002. – С. 12.
[787] Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С. 255.
[788] Ришар Ж.-Ф. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 165 – 177.
[789] Шепєлєв М.А. Глобалізація управління як мегатенденція сучасного світового розвитку. Монографія. – К.: Вид-во „Генеза”, 2004. – С. 245.
[790] В частности, предыдущий Генсек ООН К. Анан в 1998 году предложил систему реформ структуры и функций Организации Объединенных Наций. Речь шла о коррекции структуры Совбеза ООН и о передаче некоторых его функций Генеральной Ассамблее ООН. Кроме того, он предложил создать вместо Комиссии ООН по правам человека, существующей с 1946 года, Совет по правам человека, который бы имел полномочия, равные полномочиям Совбеза ООН.
[791] Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. – М.: Ладомир, 2004. – С. 285.
[792] Казинцев А. На что мы променяли СССР? – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. – С. 429 – 444.
[793] Недаром А.А. Зиновьев предостерегал, что в «глобальном человейнике» не просто возможны цепи из «дней хаоса», но хаос как таковой. – См.: Зиновьев А.А. Глобальный человейник // Зиновьев А.А. Светлое будущее: избранные сочинения. – М.: Астрель, 2008. – С. 813 – 814.
[794] См.: Муза Д.Е. Проблема «другого» в контексте социальных трансформаций: социокультурный аспект / Вісник Донецького університету. Серія Б. Гуманітарні науки. – 2003. – № 2. – С. 148 – 157.
[795] Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения/ Г.С. Батищев // Вопросы философии. – 1995. – № 3. – С. 126 – 129.
[796] Костин А.И. Глобальная безопасность // Глобалистика. Энциклопедия. Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – С. 217 – 219.
[797] С 1946 по 1997 гг. право «вето» в Совете Безопасности ООН применялось около 300 раз . – Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С. 200.
[798] Альтернативный (лат. alter – другой).
[799] Вместе с тем, существует точка зрения о том, что антиглобализм нацелен не на глобализацию как таковую, а только на её последствия, поскольку неолиберальная модель обслуживает интересы ТНК и международного финансового капитала. – См.: Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: Учебное пособие / П.А. Цыганков, Г.А. Дробот, М.М. Лебедева и др. Под ред. Проф. П.А. Цыганкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – С. 105 – 106.
[800] Бузгалин А.А., Колганов А.И. Глобальный капитализм. – М.: Едиториал УРСС, 2007. – С. 455.
[801] Кагарлицкий Б.Ю. Политология революции. – М.: Алгоритм, 2007.
[802] Именно так можно интерпретировать события во Франции (всеобщая забастовка против пенсионной реформы) в октябре-ноябре 2011 года.
[803] Энвайронментальный (англ. environment – обстановка, окружение).
[804] Например, в Германии ведущие политические партии – ХДС и ХСС, ранее не отличавшиеся экологизмом, включили в свои теоретические платформы экологическую составляющую, а Бундестаг мониторит и выносит на обсуждение наиболее острые проблемы экологии федеральных земель и всей страны. – См.: Бьорнзен В. Взірець з маленькими недоліками. Депутати між ідеалом і реальністю. – К.: б.в., 2003. – С. 71 – 72. Напротив, в Украине наблюдается снижение активности «зеленых». В Парламенте вообще не представлено это движение, хотя «партия экологического спасения» шла на выборы 2006 года с вполне обоснованными предложениями. – См.: «Партія екологічного порятунку „ЕКО+25%”. Факти та документи. – К.: б.в., 2006.
[805] Напомню, что они протестовали против аристократической системы культуры и образования, против войны во Вьетнаме (1964 – 1973), против подавления силами СССР и Варшавского договора «Пражской весны» (1968), но выступали в поддержку культурной революции в Китае (1966 – 1976). Эти группы для обоснования своего положения нередко прибегали к ориенталистским мировоззренческим конструкциям, к дзен-буддизму, индуизму, даосизму и т.д., желая скорректировать и схемы личного поведения и вектор социальной практики.
[806] «Спектакль – это не совокупность образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами». – Ги Дебор. Общество спектакля. – М.: Изд-во «Логос», 2000. – С. 23.
[807] Цит. по: Сенге П., Шармер О., Яворски Дж., Флауэрз Б.С. Преображение. Потенциал человека и будущего. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. – С. 172.
[808] Э. Гидденс провел точное различие между полом и гендером: первый характеризует физические признаки человеческого тела, второй – психологические, социальные и культурные. – Гіденс Е. Соціологія. – К.: Основи, 1999. – С. 119.
[809] Глобализация сопротивления: Борьба в мире / Отв. ред. С. Амин и Ф. Утар. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 213.
[810] Анархизм (греч. άναρχία – безначалие, безвластие). Наиболее удачная попытка систематизации классического анархизма представлена в работе немецкого автора начала ХХ века – П. Эльцбахера: Эльцбахер П. Анархизм. Суть анархизма. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
[811] Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 401.
[812] Данчев К. Феномен антиглобализма: учеб. пособие для вузов. – М.: Изд. дом ГУ ВЭШ, 2005. – С. 73.
[813] Так, французский философ Ж. Деррида указал на то обстоятельство, что неолиберальный капитализм – при всех самореформирующих актах – оказался неспособен преодолеть противоречия «в концепте, нормах и реальности рынка». Напротив, сейчас пришло время востребовать наследие Маркса в аспекте соединения демократии и коммунизма, справедливости и гуманизма. – Деррида Ж. Привиди Маркса. – Х.: Око, 2000.
[814] Кархин Г.И. Синергизм – мировоззрение интеллектуализма // Кархин Г.И. Перепутье истории. Сборник статей 2003 – 2009 гг. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – С. 18, 19.
[815] Там же, с. 26.
[816] Светлов С.В. Антиглобализм и биотехнология // Антиглобализм. – М.: Форум «Векторы антиглобализма», 2002. – С. 95 (курсив – С.С.).
[817] Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. – СПб.: Алетейя, 2009. – С. 58.
[818] Дугин А.Г. Конец экономики. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. – С. 123 – 158.
[819] Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 63 – 64.
[820] Зиновьев А.А. «Я мечтаю о новом человеке»// «Зиновьев». Общественно-политический журнал. – 2010. - № 1(6). – С. 2.
[821] К сожалению, объем данного пособия не позволяет остановиться на осмыслении будущего средствами религии, философии и искусства, имеющих собственные инструменты освоения будущего. Речь соотвественно идет о пророчествах, философских утопических концепциях будущего и образном восприятии будущего.
[822] Зиновьев А.А. Фактор понимания. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. – С. 467. Тем не менее, в СССР также проводились исследования будущего, которые, по мнению И.В. Бестужева-Лады распадались на два аспекта: а) прогностику (теорию разработки прогнозов) и б) прогнозирование (практику разработки прогнозов). – Бестужев-Лада И.В. Исследование будущего // Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 121.
[823] Подсчитано, что 2/3 всех прогнозов осуществили интеллектуалы западной цивилизации. В частности можно назвать организации, начало деятельности которых приходится на 50 – 60-е гг. ХХ ст.: Бюро экономической информации и прогнозов (Франция), «Корплан ассошиэйтс» (США), корпорация «Группа Диболда» (США, отделения в ФРГ, Италии), Гудзоновский институт (США), Национальная ассоциация планирования (США), корпорация «Рэнд» (США), корпорация «Ресурсы для будущего» (США), Стэндфордский научно-исследовательский институт (США).
[824] Федотова В.Г. Познание социальное // Энциклопедический словарь по эпистемологии / Под ред. чл.-корр. РАН И.Т. Касавина. – М.: Альфа-М, 2011. – С. 262.
[825] Зиновьев А.А. Глобальный человейник // Зиновьев А.А. Светлое будущее: избранные сочинения. – М.: Астрель, 2008. – С. 793 – 803.
[826] Среди них конечно же нужно назвать глобальные финансовые кризисы 1998 – 2000, 2008 – по настоящее время; кризис политической системы ЕС и мультикультурализма; «взрыв этничности».
[827] Применительно к последнему можно вспомнить идею Ст. Лема о совпадении проблемного поля фантастики и футурологии, а также о некоторой изоморфности сюжетов, размещенных в текстах, представляющих эти ветви знания. – См.: Лем С. Фантастика и футурология: в 2 кн. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2004.
[828] Замечу, что только реактивный тип прогнозирования не является экстраполяционным, поскольку он основывается на сверхсложной логике «вызова» и «ответа». Последняя не является линейной и строится на синергетическом базисе. Кроме того, линейная логика стандартного прогноза всегда кумулятивна, в то время как нелинейная логика реактивного прогноза морально и эстетически избирательна. Наконец, как «вызов», так и «ответ» могут быть созидательными и разрушительными, что задает стилистический драматизм всей человеческой истории. – См.: Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование: учебник для студентов вузов. – М.: Алгоритм, 2000. – С. 35 – 40, 41 - 52. Сейчас уже стало понятно, что природа «отвечает» и будет продолжать «отвечать» на увеличивающееся антропогенное давление – глобальным изменением климата, засухами и опустыниванием, просачиванием жесткого ультрафиолетового излучения, непредсказуемыми генетическими изменениями, голодом и мором, наконец, пандемиями.
[829] Напр., Украина – член ЕС в 2025 году.
[830] Подробнее см.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», «Книжный дом университет», 1999.
[831] В качестве примера приведу разработку профессора экологической экономики Р. Констанцы (США). Он выписал четыре сценарных версии жизни человечества в ХХI веке: 1) «путь к звездам», который опирается на технологический оптимизм; 2) «Безумный Макс», точкой опоры для которого служит технологический пессимизм; 3) «большое правительство»: общественные интересы подавили частное предпринимательство, для которого инвариантно централизованное распределение благ; 4) «экотопия» или общество разумного потребления, для которого характерна идея экологически чистых производств и разумного потребления. – Констанца Р. Четыре образа грядущего столетия: путь к звездам, экотопия, большое правительство или Безумный Макс? // Мир нашего завтра: антология современной классической прогностики. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С. 288 – 299.
[832] При этом она ориентирована на моделирование процессов и их взаимоналожения в 25 ведущих странах мира.
[833] Матросов В.М., Измоденова-Матросова К.В. Учение о ноосфере, глобальное моделирование и устойчивое развитие. Курс лекций. – М.: Academia, 2005. – С. 142 -143,
[834] Там же, с. 164.
[835] Там же, с. 177. При этом сценарий «золотого миллиарда» подается как тупиковый, поскольку он реализуется на основании возрастания переменной конечного потребления.
[836] Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. – М.: КНОРУС, 2009. – С. 239 – 249.
[837] Рабочая книга социолога / Под общ. ред. с предисл. Г.В. Осипова. – 4-е изд., стереотипное. – М.: КомКнига, 2006.
[838] См.: Букингем Дж. Что дальше? Путеводитель по будущему, составленный специалистами: прогнозы 50 самых влиятельных экспертов Америки. – М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011.
[839] Отошлю читателя к работе: Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2001.
[840] Как правило, конструирование образов будущего входит в компетенцию технократически ориентированных авторов. – См. об этом: Попов В.Г. Технократичні контури майбутнього. Тексти лекцій. – Макіївка: ДонНАБА, 2008. – С. 18 – 25.
[841] См.: Зиновьев А.А. Планирование и творение истории // Зиновьев А.А. Логическая социология: избранные сочинения. – М.: Астрель, 2008. – С. 588 – 595.
[842] Маркова Л.А. Человек и мир в науке и искусстве. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008.
[843] Здесь для примера нужно сослаться на гипотезу С.Г. Кара-Мурзы о том, что возможный крах СССР не был предсказан обществоведами из-за ориентации на канон натурфилософии. «Зрение обществоведов было деформировано методологическим фильтром механистического детерминизма, унаследованной от ньютоновской модели мироздания верой в то, что наш мир прост и устроен наподобие математически точной машины». – Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Курс лекций. – М.: Научный эксперт, 2011. – Ч.1. – С. 6.
[844] Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры. Доклады и их обсуждение в Институте экономики // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М.: Экономика, 1989. – С. 197.
[845] Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине ХХI века. – Дубна: Феникс+, 2006. – С. 283.
[846] Там же, с. 409.
[847] Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. – М.: б.и., 2003. – С. 263.
[848] См., напр.: Экономика цивилизаций в глобальном измерении. Монография / Под ред. А.А. Пороховского, В.Н. Тарасевича. – М.: ТЕИС, 2011. – С. 109 – 214.
[849] Вишневская Е.Н. Экономика и модели экономических систем стран мира: Учебное пособие. – Донецк: ДонНТУ, 2010.
[850] Успешно работающий и справляющийся с прогнозами в военно-политической обстановке в мире, в т.ч. в Азии на основе целого набора средств: военной теории, философии, классической социологии и классической кибернетики, теории социальной энтропии и кибернетики второго порядка, теории самоорганизации, теории циклов, квантовой психологии, теории развития сверхсложных систем, концепций «национального интереса» и «национальной безопасности». - Горбунов Е.А. Самоорганизация систем и прогнозирование военно-политических, экономических и социальных аспектов. – К.: Ника-Центр, 2005.
[851] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс, 1986. – С. 79.
[852] Крымский С.Б. Заклики духовності ХХІ століття. – К.: Вид. дім „КМ Академія”, 2003. – С. 27.
[853] Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Алгоритм, 2002. – С. 492.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 528;