Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 4 страница

[92] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та; Глагол, 1995. – С. 92.

[93] Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории / Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. – М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура»; СПб.: «Ювента», 1995. – С. 97 – 104.

[94] Для сравнения в современных теоретических разработках дано иное (неорганицистское) понимание общего цикла жизни цивилизаций. Напр., у Е.С. Ляпина артикулированы стадии: рождения, ранняя, стадия классики, модерн и декаданс. – Ляпин Е.С. Динамика цивилизаций – СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2007. – С. 157 – 477.

[95] Ещё А.Дж. Тойнби обратил внимание на то, что цивилизации могут гибнуть или «затормозить» своё движения (т.е. не пройти полный цикл развития) по причинам внутреннего и внешнего плана. Такова, например, участь скандинавской цивилизации и цивилизации турок-осман. – Тойнбі А.Дж. Дослідження історії. Том 1. – К.: Основи, 1995. – С. 549 - 550. В современной цивилологии также отмечается прерывный характер развития цивилизаций. Так, Е.А. Ларин утверждает условную связь между доколумбовыми цивилизациями Америки (Майя, Ацтеками, Чибча-муисками, Инками, Арауканами и индейцами Северной Америки) и новой формой латиноамериканской цивилизации, которую её придали европейские колонизаторы. – Ларин Е.А. Латино-американская цивилизация. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 38 – 88, 89 – 159, 160 – 218.

[96] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С. 54 – 60.

[97] Утверждение Хантингтона о потенциальном характере африканской цивилизации нужно понимать в том смысле, что Африка представляет собой большой культурный конгломерат. В своё время бельгийский социолог и этнограф Ж. Маке продемонстрировал наличие на её территории около 850 обществ со специфическими культурными комплексами. – Маке Ж. Цивилизация Африки южнее Сахары. – М.: Наука; главная редакция восточной литературы, 1974. – С. 12 – 13.

[98] Здесь позволим себе ссылку на работы В.Л. Цимбурского, в которых обрисована евразийская геополитическая ниша российской цивилизации. – Цимбурский В.Л. Остров Россия // Цимбурский В.Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 5 – 28. Он же. Земля за Великим Лимитрофом: от «России-Евразии к «России в Евразии» // Цимбурский В.Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 181 – 197.

[99] Подробнее см. уникальную тематическую хрестоматию: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

[100] Соколов С.В. Социальная философия. Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити – Дана, 2003. – С. 324 – 327.

[101] Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – С. 163 – 219.

[102] Седнев В.В. Цивилизационная модель современного Китая / В.В. Седнев // Цивилизационная структура современного мира. В 3-х т. – Киев: Наукова думка, 2008. – Т.3. Цивилизации Востока в условиях глобализации Книга II. Китайско-Дальневосточный цивилизационный мир и африканская цивилизационная общность. Глобальные трансформации и уроки для Украины. – С. 91 – 106.

[103] Уткин А.И. Подъем и падение Запада. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. – 506 – 508, 527 – 534.

[104] Замечу, подтвержденный и пролонгированный во время празднования 90-летия КПК в июле 2011 года. – Чжунъи Ч. Партийная декларация, устремленная в будущее // Китай. Ежемесячный журнал. – 2011. - № 8 (70). – С. 14 – 17.

[105] Glaser Ch. Will China's Rise Lead to War? // Foreign Affairs. – March / April. – 2011. – P. 80 – 91.

[106] Кузык Б.Н., Яковец Ю.Н. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – Т.1: Теория и история цивилизаций. – С. 116 – 119.

[107] Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. – С. 47 – 49.

[108] Эти термины У. Мак-Нил использует для обозначения обширной территории Евразии, которая впоследствии (из-за колониальной экспансии западной цивилизации) приобретает новую форму, включив в себя Африку, Америку, Австралию.

[109] Мак-Нил У. Восхождение Запада: История человеческого сообщества. – К.: Ника-Центр; М.: Старклайт, 2004. – С. 736.

[110] Панарин А.С. Современные проблемы философии истории // Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999. – С. 29 – 32, 46 – 56.

[111] Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование: учебник для студентов вузов. – М.: Алгоритм, 2000. – С. 114 – 118.

[112] Там же, с. 118 – 139.

[113] Там же, с. 140 – 164.

[114] В данном случае термин «модерн» употребляется в привязке к новому этапу в жизни западной цивилизации, т.е. к эпохе, начавшейся в XVI и завершившейся во второй половине ХХ ст.

[115] Ещё в XIX веке французский социальный психолог, политолог и философ Г. Лебон писал: «различные элементы: язык, учреждения, идеи, верования, искусство, литература, из которых образуется цивилизация, должны рассматриваться как внешнее проявление души создавших их народов». – Лебон Г. Психология народов // Лебон Г. Психология масс. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – С. 63.

[116] По мнению Ф. Броделя, на этом этапе Генуя, Венеция, Лиссабон и Амстердам были «городами-мирами». – Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. – М.: Прогресс, 1992. – Том 3. Время мира. – С. 21 – 24.

[117] Согласно точке зрения итальянского исследователя истории капитализма Дж. Арриги, можно говорить о начавшемся в эту эпоху стремительном накоплении капитала и образовании финансовых олигархий. Если генуэзский цикл накопления был подготовительным, то голландский, британский и американский составили главные вехи «капиталистической экспансии» вплоть до сегодняшнего дня. – Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. – С. 146 – 160, 161 – 188, 189 – 217, 218 – 340, 343 и сл. При этом в рамках британского цикла родилась идея «бесконечного» накопления. – Там же, с. 218 – 219.

[118] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. – М.: Прогресс, 1986. – Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – С. 410 – 457.

[119] Мак-Нил У. Меняющийся образ мировой истории // Альманах «Время мира». – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2001. – Вып. 2. Структуры истории. – С. 32.

[120] Мак-Нил У. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в IX – XX веках. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2008. – С. 87 – 101, 101 – 124.

[121] Там же, с. 139.

[122] Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 990 – 1992 гг. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2009. – С. 43 – 46.

[123] Бродель Ф. Динамика капитализма. – Смоленск: Полиграмма, 1993. – С. 52 – 80.

[124] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. – М.: Прогресс, 1988. – Том 2. Игры обмена. – С. 531 - 535.

[125] Хобсбаум Э. Век капитала. 1848 – 1875 гг. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 69 – 97.

[126] Здесь уместно сослаться на капитальное исследование немецкого юриста и философа К. Шмитта – «Номос земли», в котором показано, как «глобальное линейное мышление» народов Запада структурировало захваченные в Новом свете земли, а затем придало им правовой статус. Согласно К. Шмитту, этот процесс начался в 1492 году и продлился вплоть до ХХ столетия. На первом этапе были выделены «глобальные линии»: 1) для миссионерской деятельности сильнейших христианских государств в Новом свете; 2) т.н. «линии дружбы» между католическо-протестантскими странами; 3) западного полушария. Затем происходит структурирование самой западной цивилизации с выделением в ней имперских тел «великих держав» - Великобритании, Франции, Германии, США, Японии и России. Наконец, в ХХ веке пространственный порядок земли начинает регулироваться международным правом (Лига Наций, ООН), которое методично нарушают в 1-й и 2-й мировой войнах народами – представителями западной цивилизации и её союзниками. – См.: Шмитт К. Номос земли в праве народов jus publicum europaeum. – СПб.: Владимир Даль, 2008. – С. 73 – 164, 165 – 286, 287 – 476.

[127] По мнению Дж. Бернала научная революция осуществлялась в три этапа: 1) возрожденческий (1440 – 1540); 2) этап первой буржуазной революции (1540 – 1650); 3) период стабилизации и зрелости (1650 – 1690). – (Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. – С. 203 – 269). В свою очередь, промышленная революция вначале заявила о себе в период с 1760 по 1830 гг., а именно в виде энергетической, аграрной, текстильной и революции материалов. Затем в период с 1830 по 1870 гг. пришло время железных дорог, пароходов и телеграфа. – Там же, с. 288 – 309.

[128] Л. Мамфорд в своей знаменитой работе «Миф о машине» высказал гипотезу о «механизации Мамоны», т.е., о поддержке со стороны техники основных ценностей капитализма: Власти, Прибыли и Престижа. - Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. – М.: Логос, 2001. – C. 357 – 366.

[129] По мнению известного австрийского экономиста и социолога К. Поланьи, рыночные институты как важнейший показатель трансформировавшегося общества являлись продуктом целенаправленной деятельности власти. – Поланьи К. Наша устаревшая рыночная психология // Поланьи К. Избранные работы. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2010. – С. 43 – 44.

[130] Среди главных победителей в Первой мировой войне (Grand war) оказались США. – См.: Муза Д.Е. Россия в Первой мировой войне: попытка синергетической интерпретации // Россия и Великая война: Опыт и перспективы осмысления роли Первой мировой войны в России и за рубежом: Материалы Международной конференции. Москва, 8 декабря 2010 г. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – С. 118 – 124.

[131] Вопрос об идейных основаниях советской цивилизации, которая – вследствие большевистской революции 1917 года – пришла на смену православной, аграрной стране-империи с монархической формой правления видится нам достаточно ясным. Вслед за А.Дж. Тойнби можно заметить, что марксизм – это и идеология западного происхождения, и «духовное оружие», при помощи которого СССР по-иродиански пытался одолеть Запад. – См.: Тойнби А.Дж. Мир и Запад // Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. – М.: «Прогресс – Культура»; СПб.: Ювента, 1995. – С. 160 – 161. Однако это оружие в известной мере послужило ослаблению социокультурного опыта православно-славянской (евразийской) цивилизации, умалению её самостоятельного цивилизационного проекта.

[132] Люкс Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина. – М.: РОССПЭН, 2009. – С. 339 – 343.

[133] Зиновьев А.А. Распутье // Зиновьев А.А. Несостоявшийся проект: Распутье. Русская трагедия. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. – С. 121.

[134] Цит. по: Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. За что и с кем мы воевали. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 195.

[135] Валлерстайн И. Капиталистическая цивилизация // Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. – М.: Тов. научн. изд. КМК, 2008. – С. 142 – 148.

[136] Согласно немецким ученым А. Гелену и Х. Шельски, человек создает социальные институты, которые «разгружают» его от бремени насущных проблем. При этом институты – это не только защитный панцирь, но, будучи срощены с ним, они выражают глубинные чаяния и надежны. Для знакомства с идеями А. Гелена отсылаю читателя к работе: Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы. – М.: Прогресс, 1988. – С. 152 – 201. В качестве краткого резюме этой теории хочу указать на «рынок», «демократические институты», «автономные университеты», «технику», «военные блоки» как презентативные институты в жизни западного человека.

[137] См.: Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – С. 95 – 128.

[138] В отличие от В.М. Лукашевича (см.: Лукашевич В.М. Глобалистика: Учебное пособие. – 3-е изд., переаб. и доп. – Львов: «Новий світ – 2000», 2006. – С. 80 - 82), мы полагаем, что в своей комбинации архетипы любой цивилизации – это не жесткая «замкнутая система», а система с относительно гибкими смысловыми контурами (элементами и связями). Прежде всего, это касается самого Запада.

[139] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М.: Мысль, 1993. – Т.1. Гештальт и действительность. – С. 338. (Курсив – О.Ш.).

[140] Там же, с. 522, 523. (Курсив – О.Ш.).

[141] Хантонгтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С. 173.

[142] Нативизм (от лат. natio, -onis – племя, народ, в т.ч. языческий) – чувство неприязни к иным народам.

[143] Фуко М. Наглядати й карати. Народження в’язниці. – К.: Основи, 1998.

[144] Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 94 – 123.

[145] Фуко М. Рождение клиники. – М.: «Смысл», 1998.

[146] Для корректности дальнейшего изложения вспомним, что под системой в современной науке принято понимать комплекс взаимодействующих элементов любого сложного объекта (Л. фон Берталанфи). На сегодняшний день системный подход стал универсальным, поскольку его принципы уже экстраполированы на естественные, социальные и технические объекты, как и на мир в целом.

[147] Уже А. Кинг и Б. Шнайдер (Кинг А., Шнайдер Б.. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба – М.: Прогресс, 1991) зафиксировали тот факт, что за прошедшие 20 лет после выхода доклада Д. Медоуза и его группы – «Пределы роста» (1972), причины глобальных проблем остались прежними. Вместе с тем, характер и масштаб проблем заметно изменился в сторону их расширения и усложнения.

[148] Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба – М.: Прогресс, 1991. – С. 16 – 17. Конечно, без внимания не остались проблемы деградации окружающей среды, рост потребности в энергии и «парниковый эффект», тенденция к созданию городов-гигантов, коллапс социализма, экономическая напряженность и культурные различия в триаде США – Япония – Европа, широкое распространение «эмоциональной» бедности, многочисленные проблемы информационного общества и общая проблема управляемости миром и его регионами.

[149] Ещё в 90-е американский ученый Э. Корниш сетовал на то, что «до сих пор не существует науки, занимающейся их (глобальных проблем) изучением». – Cornish E. Issues of the '90s. // The Futurist. - 1990. – Jan. / Fab. – P. 30. Сам Корниш выделил и описал группы проблем, связанных с международной безопасностью, уязвимостью современной экономики, ростом загрязнения окружающей среды, исчезновения ресурсов, народонаселением и бедностью, а также медицинскими дилеммами. – Там же, р. 31 – 36.

[150] Таксономия (от греч. τακξίς – порядок, и νομως – закон) – общенаучная методика упорядочения и систематизации материала.

[151] Лебедев С.А. Классификация // Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 98.

[152] Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 53.

[153] Там же, с. 53 – 54.

[154] Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. – М.: Политиздат, 1982. – С. 95.

[155] Так, в области эстетики принято считать, что типизация – суть обобщение, раскрывающее в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. – Борев Ю.В. Типизация // Борев Ю.В. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – С. 465.

[156] Современные глобальные проблемы мировой политики: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2009.

[157] Додонов Р.А. Проблема типологизации и классификации цивилизаций // Цивилизация: от локального к глобальному Граду. Монография. – Донецк: ДонНТУ, УНИТЕХ, 2008. – С. 54.

[158] Научный метод, который в общем виде выразил и обосновал уже Аристотель, в усовершенствованном виде к объектам естествознания применил Ф. Бэкон, а развил до универсальной процедуры (в том числе распространив его на объекты истории, политологии, этики и психологии) – Дж.Ст. Милль.

[159] Аббревиатура RAND составлена из слов английского языка – Research and Development (исследования и разработки развития).

[160] См.: Абелла А. Солдаты разума. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2009.

[161] Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. – Екатеринбург: «Деловая книга»; Бишкек: «Одиссей», 1997. – С. 243 – 281.

[162] См.: Ришар Ж.-П. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 74, табл. 11.1.

[163] Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России/ Под общ. ред. А.В. Возженикова. – М..: Изд-во РАГС, 2008. – С. 4 – 5.

[164] Цаплин В.С. Странная цивилизация. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – С. 353 – 376, 377 – 407.

[165] Научно-техническая революция и социальный прогресс. – М.: Политиздат, 1972; Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Философско-мировоззренческий анализ. – К.: Наукова думка, 1985; Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. – М.: Наука, 1987; Сичивица О.М. Моральная ответственность ученого и общественно-исторический процесс. – Донецк: ООО «Юго-Восток, ЛТД», 2003. – С. 156 – 237.

[166] Современные глобальные проблемы / Отв. ред. В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 15 (курсив – авт. пособия).

[167] Там же, с. 17.

[168] Термин, который ввел в научный оборот американский социальный философ Дж. Нейсбит в 1982/ 1984 годах. Он же попытался описать этот процесс «основного направления движения», структурной перестройки Америки и всего мира на основе 10 критических направлений перестройки. Среди них переходы 1) от индустриального к информационному обществу; 2) от форсированной технологии к балансу высокой технологии и душевного комфорта; 3) от национальной экономики к мировой; 4) от краткосрочного к долгосрочному планированию; 5) от централизации к децентрализации; 6) от помощи со стороны институтов к самопомощи; 7) от представительной демократии к партисипативной; 8) от иерархий к сетевым структурам; 9) от Севера к Югу; 10) от «или - или» к множественному выбору. Подробнее см: Нейсбит Дж. Мегатренды. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2003.

[169] Там же, с. 9

[170] Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – С. 87 – 88.

[171] Хардт М., Негри А. Империя. – М.: Праксис, 2004. – С. 14.

[172] Сайко Э.В. Переход как фактор исторического развития // Цивилизации / Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2008. – Вып. 8. Социокультурные процессы в переходные и кризисные эпохи. – С. 28 – 31.

[173] Устройство и «поведение» социальных систем чаще всего описывается редукционистски (от лат. reduction – понижение), т.е. с доминантой какой-либо одной из существенных черт в ущерб всем остальным. Вместе с тем, ни экономические (напр., закон спроса и предложения), ни политические (напр., законы Паркинсона), ни законы ментальной сферы (напр., архетипы коллективного бессознательного) взятые в качестве универсального ключа, не обеспечивают исчерпывающего объяснения / понимания социальной реальности. Тем более, при их экстраполяции на иные сферы общественной жизни.

[174] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – СПб.: Изд-во СПб. Университета; Изд-во «Глагол», 1995. – С. 400 и сл.

[175] Кизима В.В. Социум и бытие. – К.: ПАРАПАН, 2007. – С. 15.

[176] В данном случае мы опираемся на дифференциацию, предложенную российским философом К.С. Пигровым (см.: Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 100 - 185), но усиливаем её представлением о самостоятельности персоналистической интерпретации социума.

[177] Напр., в натуралистической модели З. Фрейда таким основанием является бессознательное, проявляющееся в виде дуализма «Эроса» и «Танатоса». В реалистической модели Н. Бердяева это – безосновность (Ungrund), в отрицательной ипостаси являющая себя как иррациональное начало, а в положительной предстающая как коммюнотарная любовь. В деятельностной техницистской модели М. Мак-Люэна им соответствуют эволюционирующие средства массовой коммуникации, в феноменологической модели А. Шютца – мир повседневности, в персоналистской модели Э. Мунье – уникальный и неотчуждаемый мир личности и т.д.

[178] Так, в натуралистической модели Ш.Л. Монтескье это – группа естественных факторов (климат, почва и состояние земной поверхности), закономерно определяющих форму и характер социальных процессов. В реалистической модели П. Тейяра де Шардена это – сложное взаимодействие физической («тангенциальной») и духовной («радиальной») энергий внутри социума. В деятельностной модели К. Маркса это – закон корреляции между социально-экономическим базисом и политико-идеологической надстройкой. В социально-феноменологической модели П. Бергера и Н. Лукмана это – трудоемкая процедура социального конструирования реальности из повседневной жизни. В философско-антропологической концепции М. Шелера таковой является экзистенциальная независимость человека от органического и последовательное идеирование всех аспектов жизни в целостность.

[179] В натуралистической модели А. Бергсона это – élan vital («жизненный порыв»), в реалистической модели С. Франка – служение, солидарность и единство как моменты общественной жизни, необходимые для раскрытия божественного предназначения человека. В деятельностной концепции К. Маркса это – освобождение человека как носителя сущностных сил, в феноменологической модели А. Шютца – отсутствие единого, тем более раз и навсегда заданного основания, определяющего жизнь социума, а в антропологической концепции Ж.-П. Сартра – борьба живительной «аннигилирующей» силы индивида с мертвящей материей безликого множества.

[180] Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 495 – 546.

[181] Подробнее см.: Щокін Г.В. Закони соціального розвитку і управління. – К.: МАУП, 2006.

[182] Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социс. – 1993. - № 3. – С. 118 и сл.

[183] Здесь сошлемся на непревзойденную в этом жанре работу русско-американского социолога П.А. Сорокина: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006. – С. 675 – 762.

[184] Наряду с классическим определением войны, данным прусским генералом К. Клаузевицем: «война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами» (Клаузевиц К. О войне. – М.: Наука, 1994. – С. 27), в современной литературе в качестве устоявшегося даётся такое её определение: «война и вооруженный конфликт – это формы разрешения политических противоречий путем вооруженного насилия» (Политология. Краткий словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 40).

[185] При спецификации рассматриваемой проблемы войны нельзя согласиться с упрощенной точкой зрения О. Шпенглера, в соответствии с которой история всех цивилизаций – это бесконечная череда войн, международных преступлений, совершаемых исключительно ради мирового господства. В этом вопросе скорее нужно опираться на конкретно-исторический подход, дающий более надежное знание об источнике, формах и характере интерсоциальных взаимодействий.

[186] Эту идею активно афиширует американский социолог О. Тоффлер. – Тоффлер О. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете ХХI века. – М.: АСТ; Транзиткнига, 2005.

[187] Здесь ещё раз сошлемся на работы представителей цивилизационной теории – А.Дж. Тойнби и С. Хантингтона. Первый, между прочим, выдвинул формулу межцивилизационных отношений: West and the rest (Запад и все остальные). – См.: Тойнби А.Дж. Мир и Запад // Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. – М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура»; СПб.: Ювента, 1995. – С. 155 – 194. Второй изменил эту формулу в сторону учета реальной расстановки сил в мире после распада СССР: West again the rest (Запад против всех остальных). - Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003.

[188] Серебрянников В.В. Природа человека: источник войн или миролюбия? – М.: Научный мир, 2007. – С. 9.

[189] При этом общая сумма проведенных войн перевалила за отметку в 14 500. - Лейбин В.М. Традиционные и новейшие представления о войне и мире // Лейбин В.М. Глобалистика, информатизация, системные исследования. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – Т. 1: Глобалистика. – С. 113.

[190] Тодд Э. После империи. PAX AMERICANA – начало конца. – М.: Междунар. отношения, 2004. – С. 18.

[191] Согласно версии экс-руководителя Российского бюро Интерпола В.С. Овчинского, в Косово, провозгласившем свою «независимость» в 2008 году, были реализованы «теневые» проекты: исламистский, фашистский, мафиозный, террористический и военно-энергетический, оторвавшие этот исконно сербский край от Югославии отнюдь не правовым путём. – См.: Овчинский В.С. «Независимость» Косово в зеркале теневой политики: Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М, 2008.

[192] На сегодняшний день существуют убедительные доказательства, опровергающие официальную версию администрации США о причинах крушения башен-близнецов Всемирного торгового центра, нападения на Пентагон и т.д. Пытливого читателя отсылаем к фильму «Расследование с нуля» (2007) и книге «ZERO» (Кьеза Дж. ZERO. – М.: Изд. дом «Трибуна», 2008), возникших на основании независимого расследования международных экспертов под руководством Джульетто Кьеза.

[193] Здесь хотелось бы отослать читателя к весьма убедительной – в фактографическом плане – книге бельгийского журналиста М. Коллона: Коллон М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. – М.: Крымский мост-9Д; Форум, 2002.

[194] Гіденс Е. Соціологія. – К.: Основи, 1999. – С. 420.

[195] Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут всё изменить / отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Караганов. – М.: АСТ; Русь-Олимп, 2008. – С. 117.

[196] Там же, с. 118.

[197] См.: http:// ru: wikipedia.org/ wiki/

[198] Традиционным субъектом ведения войны со времен К. Клаузевица считалось национальное государство. Однако инфляция принципов Вестфальской системы (1648), произошедшая во время Первой и Второй мировых, а также «холодной» войн, скорректировала это представление в пользу союзов государств и военных блоков. Сегодня можно вести речь о различных субъектах войны – от национальных государств и локальных цивилизаций до транснациональных акторов и межгосударственных объединений.

[199] Дроздов А. Откуда дует НОРД-ВЕСТ? // Наш современник. – 2003. - № 5. – С. 273 – 273.

[200] Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Междунар. отношения, 1999. – С. 54.

[201] Сегодня это: Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Чешская республика, Франция, Эстония.

[202] Еще недавно сторонники этого партнерства недвусмысленно декларировали: «Полная интеграция в Евроатлантические структуры безопасности – приоритет внешней политики Украины и её стратегическая цель». – Старжинский В.С., Старжинский С.В. Nort Atlantic Treaty Organization. Организация Североатлантического договора: история, структура, функции, цели и задачи: Учебное пособие. – Харьков: Бурун и К, 2008. – С. 97. Но непопулярность среди украинцев идеи вступления в альянс (они еще помнят об ориентации на нейтралитет, провозглашенной украинскими политиками при суверенизации страны), отсутствие реальной военной инфраструктуры плюс вполне оправданная позиция России в вопросе расширения военного блока за счет территорий бывших республик СССР – помешали процессу ускоренного получения Украиной членства в НАТО.

[203] Північноатлантичний договір. Стаття 1 / Довідник НАТО. – Брюссель: Відділ громадської дипломатії НАТО, 2006. – С. 381.

[204] Там же, с. 382.

[205] ООН имеет собственные вооруженные силы, деятельность которых регламентирована Уставом ООН, а именно: их усилия направлены на поддержание или восстановление международного мира и безопасности в рамках системы коллективной безопасности. Так, ООН направляла свои вооруженные силы в Палестину (1948), Кипр (1964), Ливан (1978), Ирак (1991) и, после несанкционированной военной акции США и НАТО в 1999 – в Югославию.

[206] Довідник НАТО. – Брюссель: Відділ громадської дипломатії НАТО, 2006. – С. 321 – 349.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.