Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 5 страница
[207] Как сообщает российский эксперт О.В. Шеин, НАТО выделило 10 млн. долл. для вступления Грузии в ряды Альянса. Кроме того, НАТО готовил вооруженные силы Грузии к возможным столкновениям с Россией, которые произошли в августе 2008 и стали известны под названием «пятидневной войны». Начиная с 2001 года, Грузия берет активное участие в учениях НАТО. Только в период с 2002 по 2004 гг. на эти цели было выделено 65 млн. долл. Кроме того, специалисты альянса готовили грузинский спецназ, водолазов, пехоту. (См.: Шеин О.В. Разгром грузинских захватчиков под Цхинвали. – М.: Яуза; Эксмо, 2008. – С. 45, 50-51.)
[208] Довідник НАТО. – Брюссель: Відділ громадської дипломатії НАТО, 2006. – С. 21-24.
[209] По данным Г.Ф. Воронцова число погибших военнослужащих в этой войне равно: а) Антанта – 5 413 000 чел.; б) Германия и её сателлиты – 4 029 000 чел.; прямые расходы на войну составили: а) для Антанты – 145 млн. дол; б) для центрального блока – 63 млн. дол. – См.: Воронцов Г.Ф. Военные коалиции и коалиции войны. – М.: Мысль, 1976. – С. 65.
[210] Уткин А.И. Россия над бездной (1918 г. – декабрь 1941 г.). – Смоленск: Русич, 2000. – С. 8.
[211] Кожинов В.В. Россия ХХ век (1939 – 1964). Опыт беспристрастного исследования. – М.: Алгоритм, 1999. – С. 118 – 129.
[212] В соответствии с «Меморандумом 121», содержание которого было рассекречено ЦРУ только в 1978 году, действительная цель «второго фронта» состояла не в разгроме Германии, а в «недопущении» СССР в Центральную Германию и в Европу в целом. – Там же, с. 132.
[213] Главы которых У. Черчилль и Ф. Рузвельт 14 августа 1941 года обнародовали Атлантическую хартию об общих целях войны. В ней, между прочим, говорится об отсутствии «стремлений к территориальным или другим приобретениям». – Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. За что и с кем мы воевали. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 158.
[214] Албания в 1962 году минимизировала своё участие в рамках договора, а 1968 году и вовсе покинула эту организацию.
[215] В ночь 21 августа 1968 года армейские соединения СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии общей численностью 650 тыс. человек вошли на территорию Чехословакии для решения «чехословацкого вопроса», т.е. выхода ЧССР из «советского блока». В свою очередь США, Англия, Канада, Дания и Парагвай выступили с требованием вынести «чехословацкий вопрос» на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Но представители Венгрии, СССР и ЧССР проголосовали против такой постановки вопроса. Правда, перед тем как произошел раскол чехословацкого общества на просоциалистическую и прокапиталистическую ориентации, над его сознанием активно потрудились ЦРУ, «Радио свобода» и «Свободная Европа». – Кара-Мурза С.Г. Революции на экспорт. – М.: Изд-во Алгоритм, 2006. – С. 103 – 110.
[216] Солленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Ежегодник СИПРИ – 1996. Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М.: Наука, 1997. – С. 31 – 45.
[217] См. достаточно обстоятельную работу на эту тему: Мяло К.Г. Россия и последние войны ХХ века (1989 – 2000). К истории падения сверхдержавы. – М.: Вече, 2002.
[218] Сейчас доказано, что «революционные эксцессы», имевшие место в течение 2011 года в Северной Африке и на Ближнем Востоке, во многом были предопределены «информационным воздействием» извне, в частности, с Запада. – См.: Политическое цунами. Аналитика событий в Северной Африке и Ближнем Востоке / Авт.: С. Кургинян, В. Бялый, А. Кудинова и др. – М.: МОФ ЭТЦ, 2011. – С. 51-65.
[219] Шныпко А.С. Экономические войны: истоки, формы, цели, проблемы, перспективы. – К.: Генеза, 1997. – С. 51.
[220] Несколько забегая вперед, укажем на фундаментальную работу, посвященную проблеме контроля над государственными, финансово-экономическими, образовательными и иными институтами различных стран мира со стороны мощного мирового сообщества (правительства). – См.: Колеман Дж. Комитет 300. – М.: Алгоритм, 2009.
[221] Глобалізація і безпека розвитку: Монографія / Керівник авт. колективу і наук. ред. О.Г.Білорус. – К.: КНЕУ. 2001. – С. 417.
[222] Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. – М.: Институт социально-политических исследований, 2000. – С. 31-46, 265-294.
[223] Количество этих стран, по мнению экспертов, равно 20. - Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России / Под общ. ред. А.В. Возженкова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 43.
[224] Видал Г. Почему нас ненавидят? Вечная война ради вечного мира: Очерки и эссе. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С. 24.
[225] Сисе Х. Справедливая война? О военной мощи, этике и идеалах. – М.: Изд-во «Весь мир», 2007. – С. 27 – 37.
[226] Шапарь В.Б. Психология войн и конфликтов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 246 – 311.
[227] Мориц Ю.П. Одна война сменить другую // Мориц Ю. П. По закону – привет почтальону. – М.: Время, 2006. – С. 184.
[228] См. подробнее тематический сборник: Трактаты о вечном мире. – М.: Соцэкгиз, 1963.
[229] Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. – М.: Соцэкгиз, 1963. – С. 165-166. Можно сказать, что при всей просвещенческой наивности трактат И. Канта «К вечному миру» (1795) есть наиболее взвешенный вариант организации мирных отношений между народами, учитывающий разнообразные мировые коллизии. Его тезис о мирном союзе государств как хранителе свободы и независимости каждого народа и одновременно защитнике всеобщего мира представляет собой эталон рассуждений на данную тему.
[230] Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного состояния мира и средствах к восстановлению родства // Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – С. 53 – 472.
[231] Швейцер А. Мир или атомная война // Швейцер А. Письма из Ламбарене. – Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989. – С. 373.
[232] Нужно отметить, что после Нюрнбергского трибунала подобную акцию (суда над преступниками-человеконенавистниками) предпринял философ и общественный деятель Бертран Рассел. Он настоял на создании Международного общественного трибунала для обсуждения и оценки действий американской армии во Вьетнаме (1966). Впоследствии работа этого трибунала оказала серьезную помощь в деле прекращения военных действий.
[233] Мориц Ю. П. Нажиться на войне – святое дело // Мориц Ю. П. По закону – привет почтальону. М.: Время, 2006. – С. 512.
[234] См. напр., нашу работу: Алієва О.Г., Муза Д.Є. Від „Вічного миру” – до глобальної війни? (До питання щодо історичного оптимізму І.Канта та його реальних меж) // Вісник Слов’янського державного педагогічного університету. Збірник наукових праць. Випуск 2. – Слов’янськ: СДПУ, 2006. – С. 64 – 72.
[235] Здесь читателя хочу призвать к тому, чтобы самостоятельно сопоставить количество и качество мероприятий типа военных салонов и акций борцов за мир.
[236] Хабермас Ю. Интервью о войне и мире // Хабермас Ю. Расколотый Запад. – М.: Изд-во «Весь мир», 2008. – С. 92.
[237] Мартин Г.-П., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. – М.: Изд. Дом. «АЛЬПИНА», 2001. – С. 20.
[238] Хомски Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. – М.: Логос, 2003. – С. 263.
[239] Согласно данным Института социологии НАН Украины в начале 90-х самые богатые граждане получали доход в 12 раз больше самых бедных, в 2002 году – в 30 раз, в 2010-м уже в 40 раз. – См.: Донецкий кряж. Всеукраинская общественно-политическая газета. – 2012. – № 2 (894). – С. 1.
[240] Madisson A. Monitoring World Economy. 1820 – 1992. – Paris: OESD, 1992. Дальнейшие расчеты осуществлены секретариатом МВФ.
[241] Дергачев В.А. Глобалистика: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 162.
[242] Гэлбрейт Дж. К. Жизнь в наше время. Воспоминания. – М.: Прогресс, 1986. – С. 235.
[243] Хомски Н. Классовая война: Интервью с Д. Барзамяном. – М.: Праксис, 2003. – С. 38.
[244] Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 99.
[245] Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. – М.: «Academia» - «Наука», 1999. – С. 154.
[246] Там же, с. 139.
[247] Подробнее см.: Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Исторический справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 1999.
[248] Так, в частности, строилась работа террористических групп в дореволюционной России. Вспомним убийство императора Александра II, великого князя Сергея Александровича и многих, многих других.
[249] Пряхин В.Ф. Как выжить? Новая идеология для человечества. – М.: Изд-во «Весь мир», 2008. – С. 34.
[250] Бурега В.В. Начала теорії терору: спроба концептуалізації // Схід. – 2005. - № 3 (69). – С. 70.
[251] Овчинский В.С. Пять лет «войны» с терроризмом и Новый мировой беспорядок. Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 11
[252] Не секрет, что дискуссии относительно мирного/ воинственного характера ислама – тема настоящего дня. На этот счет не существует единой точки зрения, поскольку сам ислам как мировая религия – крайне неоднородный и противоречивый феномен. – См.: Фредерик М. Денни. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира. В двух томах. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – Т.2. – С. 6 – 117.
[253] Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. – М.: Изд-во «Весь мир», 2006. – С. 46.
[254] Там же, с. 72.
[255] Соснин В.А. Психология современного терроризма: учебное пособие. – М.: Форум, 2010. – С. 147 – 148.
[256] Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – С. 319 – 321.
[257] Овчинский В.С. «Независимость» Косово в зеркале теневой политики: Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 14 – 18.
[258] Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2002. – С. 306.
[259] Здесь нужно вспомнить сюжет, посвященный процессу взаимодействия культурных систем или явлений, в результате которого каждая культура осознаёт и получает индивидуальность и неповторимость. Этот сюжет – предмет дальнейшего рассмотрения. Но здесь укажем на основной задел культурологии, который, как нам кажется, может быть выражен при помощи императива отказа от идеи конфронтации на культурной основе. Но этого мало, поскольку «диалог культур может охватить все темы, кроме мировоззренчески-ценностных оснований самих этих культур». – Гусейнов А.А. Как возможен диалог культур? // Диалог цивилизаций. Повестка дня. – М.: ИФ РАН, 2005. – С. 65 – 66 (курсив – А.А. Гусейнова). Значит дело в той глубинной структуре, которую мы ранее обозначили как цивилизационный (социокультурный) код, и к расшифровке которой – на примере конкретных цивилизаций – мы обращались в предыдущей теме и далее будем обращаться неоднократно. Кроме того, другая сюжетная линия, а именно, создание и наращивание глобального коммуникативного пространства, будет описана ниже. Здесь же речь идёт именно о полицивилизационной структуре и налаживании диалога в этом формате.
[260] Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» ведет свою историю с 2002 года, когда представителями общественности трех стран – России, Индии и Греции – была инициирована международная программа «Диалог цивилизаций». Форум «Диалог цивилизаций» стал практическим воплощением резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями», принятой 9 ноября 2001 года по инициативе Президента Исламской Республики Иран Мохаммада Хатами. Сегодня в рамках этого проекта проведено девять форумов (о. Родос, Греция), на которых конструируются принципы и формы диалога, подвергается рефлексии кризис западной цивилизации, и даются рекомендации политическим деятелям мира.
[261] Сайко Э.В. Проблемное поле диалога как феномена социального мира // Цивилизации / Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2006. – Вып.7: Диалог культур и цивилизаций. – С. 31.
[262] Шемякин Я.Г. Программа «Альянса цивилизаций» в свете проблемы межкультурного диалога в полицентрическом мире // «Альянс цивилизаций» (трудный диалог в условиях глобализации). Сборник материалов «круглого стола» / Отв. ред. В.П. Яковлев. – М.: ИЛА РАН, 2010. – С. 43 – 65.
[263] В том числе, не везде в мире заработал такой, казалось бы, фундаментальный документ как Всеобщая декларация прав человека (1948).
[264] Абулмагд А.К., Арипсе Л., Ашрави Х. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. – М.: Логос, 2002. – С. 90 – 117.
[265] Серджиу Т. Сотрудничество цивилизаций за право на развитие// Діалог цивілізацій: нові принципи організації світу: Матер. Всесвіт. конф. – К.: МАУП, 2002. – С. 205. Этот вид права, считает инициатор нововведения, аналогичен «правам человека», вошедшим в мировую практику в 1948 году.
[266] Осипов Г.В., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций. – М.: ИНЭС, 2007. – С. 253 – 261.
[267] Капица С.П. Рост населения земли и предвидимое будущее цивилизации // Ноосфера. – 2002. – № 15. – С. 14 – 15.
[268] Население и глобализация: 2-е изд. / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А. Овсянников и др. – М.: Наука, 2004. – С. 25 – 26.
[269] Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 217 – 221.
[270] Там же.
[271] Капица С.Л. Парадоксы роста: Законы развития человечества. – М.: Альпина нон-фикшн, 2010. – С. 45.
[272] Там же, с. 67.
[273] Население и глобализация: 2-е изд. / Н.М.Римашевская, В.Ф.Галецкий, А.А.Овсянников и др. – М.: Наука, 2004. – С. 13.
[274] Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 208, 209.
[275] Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 99.
[276] Доклад национального разведывательного центра США «Контуры мирового будущего» (2020) // Россия и мир в 2020 году. – М.: Изд-во «Европа», 2005. – С. 71.
[277] Тоффлер О. Третья волна. – М.: ООО «Изд. фирма АСТ», 1999. – С. 341 – 343.
[278] Гідденс Е. Соціологія. – К.: Основи, 1999. – С. 177.
[279] Там же, с. 183 – 192.
[280] См. исследование западных психологов: Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. – С. 343 – 511.
[281] Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – М.: Международные отношения, 2004. – С. 37 – 38.
[282] Медоуз Дон., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. – С. 55 – 56.
[283] Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и «третий мир» (Общемировые и региональные процессы развития). – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – С. 51 – 52.
[284] Тодд Э. Указ. соч., с. 38 (табл. 1).
[285] Куда идём? Беларусь, Россия, Украина / сост. С.Г. Кара-Мурза, С.Г. Мусиенко. – М.: Эксмо; Алгоритм, 2009. – С. 49.
[286] Материалы разработок группы Матиаса Вакернагеля и Всемирного Фонда защиты природы доступны на сайте: www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.142033699.
[287] Botkin J., Elmandjra M., Malitza M. Limits of Learning: Bridging the Human Gap. – N.Y.: Harper & Row, 1979. – Р. 8.
[288] См.: Муза Д.Е. На пути к созданию универсальной образовательной стратегии в глобальной игре цивилизаций // Образование как планетное явление: Монография. – Донецк: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2011. – С. 108 – 133.
[289] В 1870 году в Великобритании был принят Акт о всеобщем и обязательном образовании. – См.: Петров М.К. История европейской культурной традиции и её проблемы. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 608.
[290] Ришар Ж.-П. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 110.
[291] Там же, с. 111.
[292] В частности, такую нормативную идею (проводимую в США) можно встретить в работе известного американского экономиста П. Друкера. Друкер П. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. – М.: ООО «Изд. Дом «Вильямс», 2007. – С. 275 – 282.
[293] Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С. 203.
[294] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. – С. 238.
[295] Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М.: Academia, 1999. – С. 348 – 350.
[296] Здесь хотелось бы обратить внимание на два любопытных примера, связанных с избыточным финансированием образования. В 1965 – 1968 гг. в Японии была выдвинута задача по воспитанию «творческих личностей», а в 1971 году правительство взяло курс на приоритетное развитие сферы информационных технологий. Последняя задача требовала подготовки 500 тыс. специалистов по ЭВМ, которая была решена к 1980 году, что и обеспечило лидерство страны в этой области. Другой пример – Тайвань, где, начиная с 50-х годов, была развернута широкая программа развития высшего образования. При этом значительная часть выпускников школ направлялась в ведущие университеты США и Канады, и это несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране. В 60 – 70-е показатель студентов на «душу населения» в Тайване был выше чем в Великобритании. Результат – сегодня Тайвань один из региональных экономических лидеров.
[297] Тангян С.А. Неолиберальная глобализация. Кризис капитализма или американизация планеты? – М.: Современная экономика и право, 2004. – С. 133.
[298] Напр., обучение М.В. Ломоносова в ряде европейских университетов не выглядело как отношения «покупателя» услуг и алчущих прибыли их «продавцов».
[299] В его концепции университета прописаны три функции этого учебного заведения и социального института: 1) передача культуры; 2) обучение профессиям; 3) научное исследование и подготовка новых ученых. – Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. – М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – С. 77.
[300] Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. – М.: Академический проект, 2007.
[301] Что Г.Д. Гачев показал на примере эллинской, итальянской, французской, английской науки. – Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1993.
[302] Начиная с XIX съезда КПСС (1952 год), доля лиц с высшим техническим образованием, входивших в партийный аппарат, т.е. центральный орган управления СССР, составлял 2/ 3 и более. – Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. – М.: Наука, 1989. – С. 116.
[303] Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 170.
[304] Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Языки славянской культуры, 2000. – С. 102.
[305] Там же.
[306] World Population Policies 2007 // Population Division of the United Nations Department of Economic and Social Affairs. – N.Y.: UCN, 2007. – Р. 8.
[307] Расчетные показатели говорят о том, что государства мира тратят на борьбу со СПИДом до 1% ВВП. Продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных составляет 30 – 40 лет.
[308] Современные глобальные проблемы мировой политики: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – С. 70.
[309] Которая, в своё время, опираясь на научные разработки, позволила обуздать ряд традиционных болезней, сопровождающих жизнь человечества.
[310] Ришар Ж.-П. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 115 – 116.
[311] Один из столпов американской социологии и футурологии - О. Тоффлер недвусмысленно пишет в одной из своих последних книг: «Сегодня каждый человек, зайдя в Интернет, может найти и приобрести оборудование для диагностики чего угодно – от аллергии до СПИДа, от рака простаты до гепатита... Затрудненное дыхание? Можете купить ультразвуковой распылитель, спиртометр или даже спасительный прибор для вентиляции легких. Вы можете приобрести молоточек невропатолога или собственный педиатрический стетоскоп». – Тоффлер Э. Революционное богатство. – М.: АСТ: АСТ Москва: Профиздат, 2008. – С. 243. (курсив мой – Д.М.). Тем не менее, интересно, как на этот индивидуально-потребительский западный бред отреагируют жители Бангладеш или Габона?
[312] Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – С. 383 – 448, 449 – 494.
[313] Лазарев Ф.В. Современная цивилизация: ноосферно-антропологический проект // Человек и современная цивилизация. Сборник статей. – Симферополь: ДОЛЯ, 2008. – С. 39.
[314] Разумеется, под воздействием технологий – этой «главной силы толчка ускорения», знаний – этого «топлива прогресса», т.е. перманентной технологической революцией.
[315] Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997. – С. 5.
[316] Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ОАО «ЛЮКС», 2004. – С. 18.
[317] В принципе, - пишет российский философ П.С. Гуревич, - под «природой человека» подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи хомо сапиенс во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса». – Гуревич П.С. Философия человека. – М.: ИФ РАН, 1999. – Ч.1. – С. 60. (курсив мой – Д.М.).
[318] Эта Ассоциация насчитывает около 5000 членов, большая часть которых проживает в США и Европе.
[319] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. – М.: Изд-во «Весь мир», 2002. – С. 93.
[320] Подробнее о перспективах разных видов человека см. аналитический материал: Буровский А.М. После человека // Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. – М.: Алгоритм, 2008. – С. 175 – 224.
[321] Упомянем в этой связи катастрофическую ситуацию с аллергией, генезис которой в большинстве случаев обусловлен сбоями в иммунной системе человека.
[322] В том числе, в области нанотехнологий, где также наблюдается революция по устранению человеческой телесности и замене её искусственной. – См.: Жоаким К., Плевер Л. Нанонауки. Невидимая революция. – М.: КоЛибри, 2009. – С. 190 – 195.
[323] Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения. – М.: Изд-во «Гнозис», 1994. – С. 70.
[324] Без святости и без духовности (лат).
[325] Цехмистро полагает, что структура духовности включает в себя две составляющие: 1) вертикальную, т.е. отношение человека к абсолюту (Богу, Природе, Правде и Истине) или к великой тайне бытия; 2) горизонтальную, представленную отношением человека к человеку. Понятно, что «внутреннее соотношение этих двух составляющих в структуре духовности в её различных исторических этапах различно». – Цехмистро И.З. Холистическая философия науки: Учебное пособие. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2002. – С. 16.
[326] Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Изд-во «Рудомино», 2001. – С. 9 – 16.
[327] Чавчавадзе Н.З. Феномен бездуховности // О духовности. Сб. – Тбилиси: Мицниереба, 1991. – С. 24. (курсив мой – Д.М.).
[328] См. напр.: Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005.
[329] Доказательством чему может служить коллективное исследование ученых Института по изучению экономической культуры при Бостонском университете: Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. – М.: Аспект Пресс, 2004.
[330] Гелд Д., Мак-Грю Е., Голдблатт Д., Перратон Дж. Глобальні трансформації. Політика, економіка, культура. – К.: Фенікс, 2003. – С. 401.
[331] Здесь термин «универсализация» (лат. universum) означает процесс, произошедший в культуре Запада в XV – XX ст., и имевший своей целью максимальный охват своим влиянием, формами, стилистикой всех культурно-географических ареалов мира. Благодаря этой универсализации мир и представляется целостным и относительно однородным (вспомним джинсы, the Beatles, coca-coly, компьютер, жевательную резинку, куклу Barby, день „святого” Валентина и т.д.).
[332] Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – СПб.: Высшее образование, 2008. – С. 407 – 408.
[333] Следует заметить, что американский культурантрополог Дж.П. Мёрдок выделил и описал более 50-ти культурных универсалий, присущих всем культурам. К ним относятся: язык, религия, система символов, труд и изготовление его орудий, сексуальные ограничения, гостеприимство, обычай дарить подарки, нательные украшения, танцы, спортивные состязания и т.д. И поскольку культура, по Мёрдоку, идеационна (англ. ideal – идеальный образ и action – действие), то она содержит инвариантные схемы поведения для определённого культурного ареала. – См.: Мёрдок Дж.П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – С. 51 – 52.
[334] Лазарев Ф.В., Брюс А. Литтл. Вселенная культуры: стратагемы и ценности. – Симферополь: Сонат, 2005. – С. 38 – 41.
[335] Там же, 42 – 44.
[336] Не вдаваясь в масштабы и состояние проблемы во всём мире, обратим внимание на положение дел в России. По сведениям Ю. Болдырева, коррупция в современной России достигала 50% ВВП. – Болдырев Ю. Энергосбережение в модернизируемой стране // Литературная газета. - № 31 (6286) 4 – 10 августа 2010 г. – С. 2.
[337] Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции в 1972 году и им стали обозначать тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. В свою очередь маргинальность – это не состояние автономии, а результат конфликта с общественными нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. – Фарж А. Маргиналы // 50/ 50: Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс, 1989. – С. 143, 144. Если же следовать этимологии, то термин маргиналы соотнесен с личностями и группами, находящимися на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества структурных подразделений или господствующих культурных норм и традиций. – Рашковский Е. Маргиналы // Там же, с. 146.
[338] Здесь хотелось бы обратить внимание читателя на то обстоятельство, что в мире встречаются два основных типа общественного строя – авторитарный и либеральный. Они отличаются не только институтами власти, хозяйственными моделями, культурой и жизненными стандартами, но также методами регулирования общественного процесса. В первом случае речь идёт о принудительных к труду, социальной активности методах, тогда как во втором индивид ситуативно соотнесен с гражданским обществом, но главное, предоставлен сам себе. В свете этого любопытное сравнение тоталитарного ли либерального порядков приводят отечественные авторы: «в 1980 г. коэффициент преступности (по факту, на 100 тыс. населения) в странах социализма был гораздо ниже, чем в капиталистическом мире. При этом отличались друг от друга и социалистические страны. При большей зарегулированности и регламентации (в СССР, Болгарии) он был ниже (соответственно, 576 и 282), при меньшей, «с элементами капитализма» – мелкой собственностью и предпринимательством, фермерством (Польша, Венгрия, Чехословакия) – заметно выше (950, 1218, 1272). И несравнимо выше данный коэффициент всегда был в странах с рыночной экономикой. В этом же году в ФРГ он равнялся 6198, а во Франции – 4876». Но далее самое интересное: «с переходом на западную рыночную экономику резко увеличивалось количество преступлений и в других странах. В Японии, например, наивысший коэффициент был зарегистрирован в 1948 г. Если в 1980 г. т.е. ещё при социализме, в Венгрии было зарегистрировано 130 тыс. преступлений, то в 1990 г. – в 4 раза больше, почти полмиллиона. В начале 1990-х годов в ГДР после воссоединения с ФРГ преступность выросла почти вдвое, а по отдельным видам – в 3 раза». – Черныш М.А., Черныш А.М. Маргинальный синдром: Монография. – Одесса: «ВМВ», 2010. – С. 120.
[339] Ссылаясь здесь на формулу Т. Гоббса: «bellum omniun contra omnes, и во время этой войны у всех есть право на всё» (Гоббс Т. Основ философии. Часть 3 // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. – М.: Мысль, 1989. – Т.1. – С.280), хочу лишь подчеркнуть, что она стала своеобразным эталоном американской истории, т.е. в стране, где всякий ощущает себя свободным индивидом. Правда впоследствии общественный договор (Конституция Америки 1776 г.) несколько ограничил эту внутреннюю войну, но как эталон социально-экономических отношений она по-прежнему жива и транслируется по всему миру.
[340] Хайєк Ф.А. Право, законодавство та свобода: Нове викладення широких принципів справедливості та політичної економії: в 3 т. – К.: Сфера, 1999. – Т.1. Правила та порядок. – С. 70 – 81; Хайєк Ф.А. Право, законодавство та свобода: Нове викладення широких принципів справедливості та політичної економії: в 3 т. – К.: Сфера, 2000. – Т. 3. Політичний устрій вільного народу. – С. 85 – 128.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1003;