Творчество, попытки его объяснить и систематизировать как деятельность. Введение в эвристику

Феномен творчества пытались объяснить философы – так и не объяснили, но возникли науки, посвящённые этому объяснению: эвристика, эврилогия, креатология, акмеология, праксеология и др.

Эвристика (древне греческое ευρίσκω «отыскиваю», «открываю») — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Дидактическая эвристика — теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики — науки об открытии нового.

Эвристика (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) - совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристикой называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности. Эвристикасвязана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками и дисциплинами. Эвристика как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.

Эвристика – это специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Как организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность) эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческой задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и т.п.). Эти механизмы, в совокупности определяющие метатеорию решения творческих задач, универсальны по своему характеру и не зависят от конкретной решаемой проблемы.

"Эврика!"- это финал поиска той истины, того знания, дорога к которому была неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он её нашел. Это слово не просто констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог.

Психологи считают, что эвристика - это "абстрактно-аналитическая наука, изучающая один из структурных уровней организации творческой деятельности и её продуктов". "Психология научного творчества - эвристика изучает, как решаются научные задачи, требующие, кроме знаний и умений, также и сообразительности, догадливости". По мнению психологов, эвристика - это отрасль знания, "изучающая формирование новых действий в необычной ситуации", она может стать наукой "в том случае, если эвристические процессы, приводящие к этим новым действиям, найдут, наконец, свое математическое описание".

Исследования в области психологии творчества направлены на научно обоснованное решение практических вопросов: в каких условиях человек работает эффективнее, как определять качества личности, обеспечивающие её успех в различных видах деятельности, как формировать творческие способности, какова возрастная динамика творчества? (Ананьев Б.Г., Богоявленская Д.Б, Брунро М.Е., Вайнцвайг П., Василейский С.М., Выготский С.Л., Гилфорд Дж., Грановская P.M., Додонов Б.И., Дорфман Л.Я., Дружинин В.Н., Дунчев В.Н., Зинченко В.П., Ильин Е.П., Кан-Калик В.А., Крылов А.А., Левинсон-Лессинг Ф.Ю., Лезин Б.Ф., Леонтьев А.Н., Лук А.Н. Матюшкин A.M., Мерлин B.C., Моляко В.А., Никифоров Г.С., Суходольский Г.В., Тутушкина М.К., Шадриков В.Д., Эльконин Д.Б., Ярошевский М.Г. и др.). Изучаются внутренние механизмы творчества (Пономарев Я.А., Василюк Е.Ф., Гербачевский В.К., Клике Ф., Петровский A.M., Платонов К.К., Тихомиров O.K., Солдатова Е.Л., и др.).

Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных вопросам эвристики, они, как правило, касаются её частных проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о предмете эвристики, ни об её статусе среди других наук.Эвристика как самостоятельная наука ещё не сформировалась.

Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий "продуктивное — репродуктивное". Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое с нуля, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее) с образца-эталона. Понятно, что и это различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преобладанию того или иного начала, по основной тенденции. Попытка обобщения многочисленных концепций и формулирование на этой основе определения статуса и предмета эвристики изложены в работах Буша Г.Я. По определению автора этих работ: "Эвристика - это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении". Предметом эвристики является "выявление, обработка и упорядочение закономерностей, механизмов и методологических средств антиципации (предвосхищения) и конструирования нового знания и целеустремленных способов деятельности и общения, создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью более полного удовлетворения потребностей людей". Основным назначением эвристики является построение моделей процессов решения какой-либо новой задачи. Существуют следующие типы таких моделей: • модель слепого поиска, которая опирается на так называемый метод проб и ошибок; • лабиринтная модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения — как блуждание по лабиринту; • структурно-семантическая модель, которая считается в настоящее время наиболее содержательной и которая отражает семантические отношения между объектами, входящими в задачу; • многоотраслевая метанаука.

Эврилогия весьма близко соприкасается с теорией познания в науке. «То, что психологи называют волею, является в одинаковой мере достоянием как психологии, так и эврилогии». Актуальность креатологии, как нового глобального научного направления, заключается в акценте научного анализа на исследовании "творца как меры всех вещей", как единой реальности, воздействующей на интеллектуальный потенциал общества. Нарушение границ, крушение барьеров, переступание пределов. Только так может родиться нечто новое, ранее не бывшее.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1478;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.