История возникновения эвристики

Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo). В Древней Греции под эвристикой понимали способ обучения, практикуемый Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. В настоящее время эвристическими способами решения задач называют способы, позволяющие минимизировать перебор возможных решений, зачастую основанные на интуиции. Значительный интерес к исследованию эвристических методов возник в связи с возможностью решения ряда задач (распознавание объектов, доказательство теорем и т. д.), в которых человек не может дать точный алгоритм решения, с помощью технических устройств.

В одних источниках указывается, что термин "эвристика" впервые появился в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине третьего века нашей эры, в других приоритет первого упоминания отдается трудам Аристотеля.

Эвристические вопросы широко использовал в своей научной и практической деятельности ещё древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Подобные процедуры – в виде диспутов – были широко распространены в средневековых университетах. Построение диспутов осуществлялось в соответствии с выработанными нормативами, которые были творчески переосмыслены в 20м столетии. Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали её как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Людвиг Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.Общими чертами интуиции являются: посредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании — интуиция. Ее нельзя "включить" или "выключить" сознательным волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины; качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова.

Многие авторы упоминают вклад в эвристику Раймонда Луллия (ок.1235-ок.1315), который еще в 14м веке пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий.

В 17м веке Георг Лейбниц (1646 - 1716) и Рене Декарт (1596 - 1650) независимо друг от друга развили идею Р. Луллия и предложили универсальные языки классификации всех наук. Эти идеи легли в основу теоретических разработок в области создания искусственного интеллекта.

Начиная примерно с 30х годов прошлого века стали появляться публикации различных авторов, предлагающих свои методы решения творческих задач в области инженерного конструирования, а позже и для решения ряда гуманитарных и социальных задач. Эффект всех эвристических приёмов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психики человека к моменту "озарения", в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.

В России решением этих вопросов занимался инженер П. К. Энгельмейер, автор ряда книг по теории творчества. Он был твердо убежден в необходимости создания универсальной науки о творчестве. Эта наука, по его словам, «имеет целью исследовать возникновение всего нового, от первого проблеска в душе (и даже раньше) до осуществления на деле...». В книгах Энгельмейера содержится ряд заслуживающих внимания идей, в частности идея о возможности создания бионики. О противоречиях творчества говорили и современные философы: «Трагическое несоответствие между творческим горением, творческим огнем, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законнической реализации творчества». Бердяев Н. А. «О назначении человека». - М.: Республика, 1993. - с. 119.

С конца пятидесятых годов прошлого столетия Г.С. Альтшуллером был создан и стал развиваться своеобразный подход к решению инженерных и изобретательских задач, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В 60х годах прошлого века возникло так называемое эвристическое программирование.

В своих исследованиях природы научных открытий, Имре Лакатос [1922 – 1974] ввел понятия позитивной и отрицательной эвристик. В рамках научной школы некоторые правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших рассуждений. Эти правила и образуют позитивную эвристику. Другие же правила говорят, каких путей следует избегать. Это — отрицательная эвристика.

Термин «эвристический» это не столь часто употребляемое имя прилагательное означает "обеспечивающий открытие", нередко превращается в имя существительное при переходе от эвристического метода к "эвристике". Эвристика определяет метод поведения, помогающий достижению цели, но который не может быть чётко охарактеризован, поскольку мы знаем, чего хотим, но не знаем, как этого достичь, где лежит решение. Эвристика предписывает общие правила для достижения общих целей и в типичных случаях не предписывает точного маршрута к обозначенной цели, как это делается в случае алгоритма.

На настоящий момент известно около трехсот различных методов, алгоритмов, процедур, приемов, эвристик, значительная часть которых мало известны, так как публикации, содержащие их описание, на русском языке не издавались. Достаточно полный список основных эвристических методов был опубликован в книге Джонс Дж. К., Методы проектирования, М., «Мир», 1986 г., с. 325-326. Их дополненный перечень приведен ниже.

- Упорядоченный поиск (применение теории решений).
- Стоимостный анализ.
- Системотехника.
- Проектирование систем человек-машина.
- Поиск границ.
- Кумулятивная стратегия Пейджа.
- Стратегия коллективной разработки гибких архитектурных проектов (CASA).
- Переключение стратегии.
- Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM).
- Формулирование задач.
- Поиск литературы.
- Выявление визуальных несоответствий.
- Интервьюирование потребителей.
- Анкетный опрос.
- Исследование поведения потребителей.
- Системные испытания.

- Обобщённый эвристический метод (А.И.Половинкин).
- Методика ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер).
- Выбор шкал измерения.
- Накопление и свертывание данных.
- Мозговая атака, мозговой штурм (А. Осборн).
-
Синектика (У. Гордон).
- Ликвидация тупиковых ситуаций.
- Морфологический анализ (морфологические карты, морфологический ящик).
- Матрица взаимодействий.
- Сеть взаимодействий.
- Анализ взаимосвязанных областей решения (AIDA).
- Трансформация системы.
- Проектирование нововведений путем смещения границ.
- Функциональный подход, функционально-стоимостной анализ (ФСА).
- Определение компонентов по Александеру.
- Классификация проектной информации.
- Контрольные перечни или списки контрольных вопросов (Д. Пойа, А. Осборн, Т. Эйлоарт).

- Выбор критериев.
- Ранжирование и взвешивание.
- Составление технического задания.
- Индекс надежности по Квирку.

- Стратегии функционально-целевого анализа: Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей.). Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи?). Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин.). Где следует это сделать? (Уточнение места действия.). Когда это можно сделать? (Время действия.). С помощью чего? (Средство.). Как это сделать? (Метод.)

Творчество - это привнесение в мир чего-то нового. "Творчество, будучи деятельностью, абсолютно необходимо для существования общества, это в то же время и самоцельная потребительская деятельность, замена утраченного инстинкта» (Вильчек В.М, 1998, с .29).








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2336;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.