Фантазия как фундамент творчества
Игра фантазии может моделировать всё, что угодно, используя аналогию, гиперболу, эмпатию, абстракцию, аллегорию, вымысел, метафору и прочие приёмы замены реальности (действительности) на нечто идеальное (виртуальное), с которым возможно экспериментировать как в сказке, где всё возможно. Превращение реального мира или окружающей среды в сказочный мир и идеализация его в сознании позволяет создавать и придумывать ситуации, комбинировать их, менять условия задачи, ограничения и допущения, анализировать, что при этом происходит, выдвигать гипотезы для оптимизации ситуации, снова анализировать и комбинировать, пока неожиданно мелькнёт понимание нужного сочетания обстоятельств, при которых желаемый результат становится реально достижимым, а концепция замысла жизнеспособной. Дальше, после изложения на бумаге или других носителях полученного в уме результата или замысла, становится возможным доработать созданное в деталях и мелочах, снова проверить логичность и приемлемость от начала до конца созданного замысла и оформить продукт как произведение, то ли научно-техническое, то ли литературное. Результаты игры фантазии (импровизации в свободном полёте мысли) обширны – сказок народов мира тысячи, произведений жанра фантастики десятки тысяч наименований, детективные и прочие романы, особенно телесериалы – это образцы безудержной фантазии. Музыка является звуковой фантазией. Абстрактная живопись является цветовой фантазией форм. Дизайн моделей одежды, да и всех товаров вплоть до упаковки – это мир фантазии. Компьютерные игры – сплошная фантазия программистов. Если убрать фантазию из жизни людей – мир поблекнет и съёжится.
Усиливает фантазийное исследование - придумывание и введение в игру воображения оппонента с противоположными взглядами и целями, как в шахматной игре с самим собой. Оппонент – это толкач воображения. Он может натолкнуть на новую идею, инициировать оригинальный ход мыслей, повести новым путём в более интересной комбинации событий.
В техническом творчестве всё сложнее, т.к. нельзя нарушать законы естествознания. Здесь фантазия ограничивается рамками систем и структур реальных, без «вечных двигателей», т.е. правила игры воображения жестче и мир сказок неприемлем. В условиях технической игры или задачи мир реален, т.к. в исходных данных всё конкретно и материально, также и в требованиях к результату всё конкретно, а лучше, чем требуется, делать не нужно, т.к. улучшать можно до бесконечности, что глупо. Однако многие начинающие изобретатели стараются достичь идеального конечного результата сразу, бросаясь в омут бесконечности, где даже здоровая идея гибнет.
У конструкторов и технологов фантазии и представления в форме виртуальных образов создаваемых объектов всегда целостны и непременно во взаимодействии деталей и частей друг с другом, иначе теряется системный смысл, когда потоки энергии и веществ должны с наименьшим сопротивлением проходить от входа к выходу технической системы, преображаясь в нужный продукт, т.е. рамки фантазии жестко сужаются, т.к. в реальном мире сырьё и энергия, поступающие на вход, должны соответствовать стандартам или техническим условиям, а изделия или продукты, выходящие из производящей системы также должны отвечать требованиям стандартов и иметь необходимые и достаточные потребительские свойства, иначе не купят.
В техническом творчестве есть матрица, каркас или основа, в пределах которой все процессы должны происходить – это причинно-следственные связи между элементами внутри системы и между технической системой и окружающей средой, а над всем этим довлеют законы сохранения массы и энергии. Однако фантазировать путём создания моделей задач или систем можно сколько угодно, особенно математических или других абстрактных моделей.
Так как в технике всё материально, то и техническое творчество приземлено и конкретно в пределах этой материи. Именно реальные ограничения придают техническому творчеству изощрённость, находчивость, сообразительность и виртуозность в фантазиях. Это по аналогии как сосредоточенная осторожная ходьба по невидимому канату.Этому трудно научиться, если не работаешь в научно-технической сфере. Можно ли научиться бегать по канату или как-то по другому интенсифицировать процесс перехода? Здесь смысла нет, т.к. резко увеличивается риск и опасность сорваться и погибнуть. Однако к этому призывают «теоретики» технического творчества, предлагая различные теории и методы интенсификации технического творчества взамен природной человеку фантазии и воображения. Нужно ли этому рискованному занятию учиться? Ради чего? Изобретательство не шоу-бизнес – здесь зрителей нет. Выходить за рамки разумного, необходимого и достаточного в техническом творчестве вредно, нужно знать меру.
По аналогии с техническим творчеством, например, в стихосложении есть ограничения и правила, где необходимо соблюдать форму и обеспечивать рифму, размер, метр, ритм, темп, смысловую гармонию с эмоциональной канвой между строк и если это не соблюсти, то стихотворения не получится. Этому нужно учиться всю жизнь, создавая стихотворения по правилам. Можно ли интенсифицировать процесс создания стихотворений или процесс творчества? Можно естественным путём, набравшись опыта стихосложения, лет за двадцать, пропустив через душу массу потрясающих впечатлений и переживаний, вдохновенно их описав. После создания нескольких сотен стихотворений время на рождение нового сокращается в разы. Это справедливо и для технического творчества, когда за плечами уже десятки изобретений и написанных отчётов о патентных исследованиях.
Фантазии, воображение, мечтания – это разновидности мышления с отключением от настоящего и прошлого. Человек в этом случае как бы выходит из себя, отключаясь от тела – это свободный полёт души в блаженстве творения. Фантазии, воображение, мечтания очень разные в разных сферах жизни и деятельности, но просматривается единство и общность – это фундамент творчества. Можно ли интенсифицировать фундамент? Сам вопрос странный, но «теоретики» творчества этот абсурд предлагают.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 682;