Гипотеза как форма творчества

Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, её логического построения и плана функционирования.

Идея - это мысль, переходящая в действие. Идея включает формулировку цели и способ её достижения. Идея возникает на основе существующего противоречия и направлена на его устранение. Идея даёт возможность организовать практическую деятельность, сделать её целенаправленной и сформировать идеальный образ будущей вещи, объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение требуемого результата. Идея – это основа синтеза знаний. Этап порождения идеи - кульминация всего творческого процесса. Идея или принцип решения проблемы, задачи рождается в форме гипотез.

Гипотеза - это основная форма творческого мышления.

1.19.2. Современные структуры творческой деятельностиМногие авторы пытались структурировать или классифицировать творческую деятельность как процесс создания новизны. Наибольшее количество разработок в этом направлении выполнено для технического творчества, где можно проследить некоторое сходство, однако для гуманитарного творчества разнообразие мнений велико. Ниже предлагается для сравнения наиболее известные предложения. П.М.Якобсон предлагает следующую классификацию стадий творческого процесса:
1) период интеллектуально-творческой готовности;
2) усмотрение потребности;
3) зарождение идеи - формулировка задачи;
4) стадия поисков решения;
5) получение принципов изобретения;
6) превращение принципа в схему;
7) стадия технического оформления и развертывания изобретения (чертежи, модели, расчеты, проверка и т.д.).

Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

В основу выделения фаз Понамарев закладывает:

- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;

- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Схема творческой деятельности по Россману:

1) Усмотрение потребности или трудности.

2) Анализ этой потребности или трудности.

3) Просмотр доступной информации.

4) Формулировка всех объективных решений (выдвижение идей и гипотез).

5) Критический анализ всех форм решений (для отсева идей и гипотез, появляется цикл).

6) Рождение новой идеи (переход к пункту 4).

7) Экспериментирование для подтверждения правильности сформулированной новой идеи. Проводится мысленный (ментальный), модельный или натурный эксперимент.

Схема структуры творческой деятельности по Гиксону:

1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, совершенствование мастерства, формулировка задачи.

2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.

3) Передышка. Период умственного отдыха, при этом творец отвлекается от решения сформулированной задачи.

4) Озарение. Возникают новые идеи, возможно видоизменение существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.

5) Доведение работы до конца. На этом этапе производится обобщение результатов творческой деятельности и её оценка.

Схема творческой деятельности по Белозерцеву:

1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением её структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.

2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.

3) Создание идеальной модели (реализация).

4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное воплощение реализации.

5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.

Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину:

1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.

2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).

3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа. Если научное творчество, то конкретизация и доказательство гипотезы. Если техническое, то конструкторская проработка идеи. Для художественного творчества - развитие и разработка замысла художественного произведения. Разработка планов включает экспериментальную проверку гипотез. План практической реализации изобретения – реализацию замысла.

4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла, объективизация художественного произведения.

Функциональное назначение технического объекта совпадает целиком и полностью с его социальным назначением. Понимание социальной сущности техники важно во многих отношениях, в частности, оно лежит в основе понимания сущности методов технического творчества. Творчество — это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В аспекте возможности творчество выступает как свобода. «Творчество есть самореализация, объективация свободы». Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. Мн., 1993. с. 208. «В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство». Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. с. 534.. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является её естественным и необходимым дополнением. Разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между копией и оригиналом. На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоёмкого, но лишенного всякой тайны копирования. Своеобразный синтез художественного и технического творчества представляет собой дизайн.

Литература

Пушкин В. Н., Эвристика — наука о творческом мышлении, М., 1967; Управление, информация, интеллект. [Сб. ст.], М, 1976.

Куцевич В.Л. Основы эвристики. Учебное пособие. – К: ЗАО «Институт интеллектуальной собственности и права», 2003. – 188 с.

Н. И. Кондаков, Логический словарь-справочник, 2-ое изд., М.: «Наука», 1975, С. 674.

Л.П.Гримак - www.norov.ru - Психология личности, характер человека на сайте Норов.ру

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1451;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.