Возможно ли создать невозможное?

Тема творчества в литературе разных жанров прорабатывается давно и высказано много, однако всегда после прочтения любого источника чувствуется недосказанность. Почему? Потому что весьма трудно высказать словами понятие нематериальное и одухотворённое. Кто бы то ни был - никто до конца не описал вдохновение, озарение, прозрение, а тема любви потому и вечна, что нераскрываема с помощью языка, каким бы совершенным он ни был.

В прошлом веке появилось множество авторов, считающих себя теоретиками творчества, а что это такое никто внятно не объяснил, т.к. все высказываются предположительно и выражают своё мнение, но, сколько людей – столько и мнений. Если бы была создана единая теория творчества, то все пришли бы к общему пониманию и единому мнению. Но можно ли создать такую теорию? В науке эвристике сделана такая попытка, но полной ясности нет, т.к. многие вопросы остаются без ответов – полемика необходима, но более глубокая, чем полемика об истине, которая до сих пор актуальна, несмотря на тысячелетние споры. Так где же творчество? – оно везде. Кто оспорит?

Практика творчества обширна – это всё то, что создано человеческим интеллектом, разумом и вдохновенным трудом человечества с фантастическим разнообразием. Весь прогресс человечества обязан творчеству. Но как творчество многолико! Сколько различий можно найти, если сравнить только два вида творчества – творчество в гуманитарной и творчество в научно-технической сферах.

Творчество в гуманитарной сфере неисчерпаемо и говорить о нём можно бесконечно. Творчество в технической сфере не имеет такого разнообразия, т.к. имеет целевой инженерный характер и производственный уклон обслуживающий товарный рынок. В техническом творчестве есть своя философия и психология творчества. Очень кратко поговорим о них.

Термин и понятие «философия творчества» включает в себя реальность, в которой устранение (ликвидация) противоречий между искусственными объектами техники и естественной окружающей средой является главной целью деятельности.

В техническом творчестве противоречия возникают внутри технических систем и между ними из-за динамичных перемен в окружающей среде, к которым необходимо приспосабливаться путём постоянного совершенствования техники, материалов и технологий, чем и занимаются инженеры. Но это половина решения проблемы. Вторая половина, наименее осознаваемая большинством – адекватно должен изменяться в сторону совершенствования сам человек и социум в целом, чего не происходит на фоне стремительного развития научно-технического прогресса. Это противоречие никто не устраняет. Творчеством на уровне ноосферы никто не занимается, значит человечество ещё не доросло до нужного уровня разумности и нужны великие потрясения, чтобы заставить человечество объединиться в землян. Они уже начались, но понимание этого есть лишь у горстки людей. Тему социального творчества трудно даже затрагивать. Но вернёмся к более простому.

Искусство инженера (творца) состоит в том, чтобы достичь максимальной гармонии между создаваемым продуктом и окружающей средой, которая гармонична и совершенна изначально как нечеловеческое творение. Человек не в состоянии изобрести или сотворить нечто более совершенное и гармоничное, чем то, что существует реально в природе, т. к. всё исходное он берёт у природы, как дитя у матери. Любая система (структура) материального мира от минерала до живой клетки совершенствовалась эволюционным путём миллионы лет, а жизнь человеческая – это миг. Что можно сотворить за миг? Можно только успеть что-либо взять или разрушить, в чём человечество уже преуспело - о злодеяниях вопиют экологи (глобальное потепление, озоновая дыра, истощение недр, глобальное загрязнение водоёмов и территорий, где «ступала нога человека»).

Человек ничтожно малая часть великой природы. Может ли часть повлиять или преобразить целое? Может ли молекула вещества его преобразить? Что может сотворить один человек? Какие творческие пределы человека? О глобальности масштабов творчества человека говорить не приходится, т.к. один человек не в состоянии постичь и знать всё, и быть везде. Только коллективный разум, воля и труд являются созидательным началом, особенно в научно-технической и социальной сферах деятельности.

Если кратко, то суть философии творчества – не навреди, создай гармонию и красоту, оставь потомкам созданное благо.

Термин и понятие «психология творчества» включает в себя мотивацию (движущую или побуждающую силу) к созидательной деятельности. Творчество – это игра или смысл жизни человека? Зачем и почему человек занимается творчеством?

Для выживания человеку достаточно выполнять (совершать) работу в рамках своей профессиональной деятельности и за это получать деньги-эквивалент, за которые можно приобрести всё, что нужно для жизни в обществе себе подобных, т.к. все делают всё необходимое и достаточное для взаимообмена и удовлетворения потребностей. Ты мне – я тебе, мы вам – вы нам и все довольны.

Значит творчество – это неудовлетворённость существующей жизнью или чем? Человеку всегда чего-то не хватает (разума не хватает), даже тогда, когда всё есть! Не хватает именно того, что невозможно приобрести за деньги. Психология нормального поведения логически элементарна: если невозможно приобрести, то наиболее просто – это отказаться от желания иметь или обладать чем-либо. Да не тут-то было! Психология человеческого поведения феноменально эгоистична.

Человек обыкновенный не может остановиться в своих желаниях реальных или в мечтах (фантазиях). Человеку эгоистичному нужно то, чего нет у других, а человеку одержимому мечтой нужно то, чего ещё вообще нет в природе. У человека разумного всегда есть жажда в познании мира – начало этому элементарное любопытство или любознательность, т.е. человек – любит знать! Следовательно, любовь к знаниям побуждает человека к их добыче.

Любовь – это наиболее мощная мотивация в жизни человеческой, ко всему – даже к самой жизни как к феноменальному явлению природы. Энергетика любви наиболее мощная в Мироздании – она им и движет, и управляет всем.

Человек, как часть природы, наделён своей мерой любви вселенской. Поэтому и разумен, и духовно силён, и имеет своё сакральное (сокровенное) предназначение на Земле – любить и быть любимым, и в состоянии любви творить «разумное, доброе, вечное».

Потеря любви равносильна потере разума, т.к. находясь вне состояния любви, человек звереет и смыслом его жизни становится разрушение, а не созидание. Именно здесь корни проблемы сосуществования добра и зла как единства и борьбы противоположностей, устранить противоречия между которыми не удаётся, ибо это удел социального творчества, которого ещё нет в нужной мере.

Психология человеческого поведения всецело определяется соотношением в нём меры любви и меры ненависти. Это соотношение формируется воспитанием, т.к. вместе с даром жизни человек одаривается любовью в полной мере, как её сутью и смыслом, даже без тени ненависти. Ненависть – это атрибут смерти и её движущая сила. Это тот яд (шлак), который человек накапливает в себе за период жизни – от него же и умирает.

Если человек с момента рождения попадает в атмосферу любви окружающих его людей, то неизбежно из него получится творец по предназначению в жизни. Далее всё зависит от встреч с людьми ненавидящими и их тлетворного влияния на душу и формирование личности. (Во Вселенной война за души человеческие самая ожесточённая и беспощадная, т.к. добро любви борется со злом ненависти. Это нечеловеческая война за господство над людьми и пленных в этой войне не бывает, т.к. третьего не дано, т.е. компромиссы и договоренности невозможны – в природе не существует доброго зла или злого добра). Кто оспорит?

Затронув, весьма поверхностно, понятия философии и психологии творчества в субъективном изложении, необходимо остановиться на теории и практике творчества как одного из видов человеческой деятельности. Практика творчества существовала, существует и будет существовать всегда с применением эмпирического метода развития. Опросы тысяч творцов с выяснением, каким образом было задумано и выполнено произведение дали тысячи не имеющих корреляции между собой ответов, что свидетельствует о субъективной природе творчества. Так, что же в творчестве объективного? На этот вопрос должна ответить теория творчества. А есть ли она? И можно ли её создать вообще?

Творчество – это, прежде всего, труд разума и души. Нужно ли материальное тело человека для творчества? Нужно, как инструмент материализации мыслей, замыслов или идей посредством речи (языка) или письма (знаков), а также для создания форм предметов и творений посредством рук, а если их не хватает, то используется вся техносфера.

Если снова обратиться к закону единства и борьбы противоположностей, то пара «душа – тело» самая сложная для понимания, т.к. является моделью более абстрактной пары антагонизмов «духовное – материальное».

Излагая теорию творчества необходимо разъяснить, как именно в творчестве реализуется единство духовного и материального начал человека и борьба между ними. В теории творчества - глубинная философия, где можно спорить до бесконечности в поисках истины и смысла творчества. Здесь мысли, идеи и суждения, высказанные в прошлом, отрицаются новыми мыслями, идеями и суждениями в настоящем и будут отвергнуты в будущем – и так до бесконечности, т.к. жизнь – это динамика. Ещё никто не создал общепризнанного учебника по теории творчества, т.к. это ещё сложнее, чем написание шедевров современной науки типа «Общей теории систем», «Общей теории поля», «Теории физического вакуума».

Как-то незаметно для теоретиков творчества существует бесценное достояние человечества – история творчества, где каждое произведение науки, литературы и искусства являются экспонатом или выставочным образцом, вещественным доказательством или фактом творения. По большому счёту всё то, что сделано человечеством - является историей творчества, поэтому нет и учебника, который мог бы это всё вместить и обобщить.

Но каждый творит по-своему, внося что-то новое в практику творчества, но не в теорию, т.к. теория является инструментом управления и предсказания будущего – для этого её и создают. Например, в теории шахматной игры указаны хода и композиции, развивающие или обеспечивающие успех и хода недопустимые, за которыми проигрыш неизбежен. Если можно было бы знать заранее, что и как делать, чтобы достичь цели (именно это является сутью теории), то творчество стало бы ненужным. Но у многих есть «идея фикс» - создать единую теорию творчества.

Теория позволяет моделировать процессы и продукты. Может ли быть у творчества теория? Каждый творец-автор никогда не знает заранее, какую новизну он создаёт. Идеи и замыслы появляются неожиданно и абсолютно невозможно предсказать, когда и к какому человеку они придут в сознание, а тем более, объяснить - почему именно этому, избранному из миллиардов людей, человеку пришло послание и откуда?(Возможно ли из ниоткуда?)

Истинная теория творчества должна отвечать на все эти вопросы. Но ответов нет – значит и теории ещё нет. Уверен, что и не будет, т.к. возможно ли создать невозможное? Особенно если принять во внимание, что каждый человек приходит в мир для выполнения какой-то миссии, т.е. для сотворения чего-то никому из людей неизвестного – тайной новизны.

Если синонимично заменить термин теория творчества на термин теория создания новизны, то невозможность разработки такой теории становится очевидной.

Можно констатировать, что философия и психология творчества уже есть, т.к. они оперируют с творчеством как с явлением и процессом деятельности человека.

Теория творчества должна оперировать продуктом – новизной и указывать или разъяснять как её производить, по каким методикам (технологиям), с применением какого инструмента и из чего. Новизна – это конечный продукт («изюминка») творческой деятельности человека и самая ценная рыночная характеристика, спрос на новинки будет всегда и они всегда конкурентоспособны.

Для каждого рынка новизна облекается в свою специфическую форму в виде произведений науки, техники, литературы, искусства и прочих объектов права интеллектуальной собственности. Всякий продукт творчества теряет свою ценность («изюминку»), если из него убрать новизну и оригинальность.

Новизна всегда авторизированна, т.к. она не может взяться ниоткуда. Источник новизны – автор, которого правильнее назвать первоисточником, её первооткрывателем и первосотворителем, вместе с тем и владельцем прав, и главным распорядителем.

Для лучшего понимания уникальности новизны уместно применить аллегорию, в которой новизна это ребёнок, а автор его родитель. Новизна также неповторима, уникальна, оригинальна, как и каждый человек – у неё нет двойников. Каждый человек имеет удостоверение личности, точно так же и новизна удостоверяется юридически значимым документом (свидетельство, патент и др.) с указанием имени автора.

Новизна – это плод перехода количества в качество.

Новизна – это плод борьбы противоположностей.

Новизна – это плод отрицания отрицания.

Новизна – это плод разума человеческого.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 605;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.