Система представлений о творчестве

Философы издревле пытались объяснить, что такое истина, где и как её искать, но даже словом не обмолвились, а что же произойдёт, если кто-то её найдёт.

Некоторые утверждали, что истина в вине, многие заявляли, что она посередине между крайностями чего-либо. Значит, истин должно быть много, но сколько? Может она единственная, а может их бесконечное множество? Тогда истина повсюду.

Великие умы древности пытались построить систему знаний, даже удалось сделать классификацию. Появилось много наук, научных направлений и школ, где основным объектом и продуктом были знания, однако творчество, как таковое, никто ещё не объяснил. Творчество – это отдельная тема, неисчерпаемая, как и тема любви, т.к. существует нечто, чего невозможно выразить до конца. Есть некое таинство в творчестве, есть чудо, есть волшебство, т.к. в творчестве много необъяснимого, случайного, неожиданного и удивительного. Непостижим механизм творчества, ибо не проявляется никаких закономерностей и причинно-следственных связей. Каждый творческий акт индивидуален и неповторим, поэтому статистические методы неработоспособны, а сделать людей одинаковыми даже абстрактно невозможно.

Исследовать явления природы и материальные объекты люди уже научились. Наука, как система познания и постижения материального мира, развилась и переросла в отрасль промышленности и экономики, а вот с творчеством, как с духовным или психическим явлением, систематизации не получается, т.к. не прослеживается его ни эволюционное, ни революционное развитие и деградации тоже нет, невозможно творчество разделить на составляющие элементы, ибо их нет, как и у жизни или любви.

Трудно объяснить, как из ничего возникает нечто. Как объяснить состояние души творящего человека? Как объяснить принцип действия интуиции? Как управлять вдохновением? Что означает озарение? Что такое догадка? и т.д.

Творчество - это сложнее, чем чувство, хотя даже для описания чувств не хватает слов. Творчество – это явление и свойство природы, которое постигают уже тысячи лет, но безуспешно, т.к. у творчества нет понятий количества и качества, его нечем измерить, но можно зафиксировать фактом создания очередного произведения. Фактов много, но они не обобщаются в теорию. Попробуйте описать полёт фантазии, раскрыть механизм воображения. Помечтайте о чём-либо и расскажите, как это у вас получается? Почему возникают видения из будущего и у каждого свои неожиданные и непредсказуемые?

Никто не доказал, что творчество – это чисто психическое явление и таким-то образом им можно управлять. Творчество к видениям и галлюцинациям от наркотических средств не имеет отношения, следовательно, центральная нервная система тут ни причём. Творить можно в любом состоянии, даже под гипнозом.

Есть нечто феноменальное и парадоксальное в творчестве, например, творчеством можно увлечь, творчеством можно заразить, от творчества можно получать удовольствие, удовлетворение и радость. Попробуйте описать горюющего или скорбящего от творчества человека.

Как измерять талантливость и гениальность, как показатели творческих способностей или потенциала. Творческие способности не передаются по наследству, иначе можно было бы селекцией выводить гениев. Однако методами воспитания и образования возможно развить задатки творческих способностей, но откуда появляются задатки? Умение творить – это замечательное свойство личности и каждый это делает по-своему и в своём состоянии души. Творить могут все – это аксиома.

Возможно ли, хоть как-нибудь упорядочить творчество как явление, как свойство природы человеческой? Творческую деятельность, как вид интеллектуального труда или в игровой форме, упорядочить можно, создав определённые благоприятные условия, но не более того. Творческую деятельность возможно мотивировать, заказывая произведения и разработки, создавая стимулы и заинтересованности. Однако, даже в самых идеальных условиях, имея самое жгучее желание что-либо создать, новизна и оригинальность не у всех получается, хотя похожие копии получаются у многих. По аналогии, если под курицу положить золотое яйцо, то, сколько ни высиживай, цыплёнок не вылупится. По аналогии из физики, цепная реакция не начнётся, пока нет критической массы урана. По аналогии из химии, реакция не начнётся без катализатора. Наиболее обобщённо – жизнь не начинается без оплодотворения, а творчество не получается без одухотворения личностью творца.

Следовательно, всё дело в духе человеческом – вот причина и исток творчества. Попробуйте бездушно что-либо создать. Значит нужно создавать не теорию творчества, а теорию души человеческой. Изучить и объяснить универсальное в индивидуальном – будущая задача креатологии.

Для творчества необходима мобилизация положительных эмоций, силы воли и силы духа, чтобы началось переживание творения, как полёта души с замиранием сердца, с ожиданием чего-то величественного и потрясающего. Без этого будет рождаться серость и посредственность, т.к. будет работать только разум и желание что-либо сделать. Будет рождаться количество, но не качество с его изяществом, совершенством, гармонией, красотой и оригинальностью.

Большинство прошлых, да и нынешних «теоретиков» творчества пытаются придать ему системность, алгоритмизировать творческий процесс или деятельность, однако вся красота, оригинальность и восхитительность творчества предопределяется режимом свободной, вдохновенной импровизации процесса творения. Чувствуете принципиальную разницу? Без свободной импровизации творчество превращается в насилие над личностью и всякий интерес к нему пропадает, но «теоретики» творчества усердствуют.

Основной метод творчества – импровизация, гибкость мышления и игра воображения, которые лежат в основе генерации идей. Всё творчество сиюминутно, его невозможно замедлить или ускорить, т.к. генерируется смысл, т.е. качество непосредственно, без каких-либо количественных показателей и промежуточных действий. Это творение, а не делание. Возникновение мысли невозможно алгоритмировать по операциям мышления. Возникновение понимания сути какого-либо явления также невозможно алгоритмировать по операциям мышления, ибо их просто не существует. Следовательно, создать искусственный интеллект принципиально невозможно, как и создать стандартную личность методом клонирования.

В мире есть всеобщее свойство двойственности и противоположности. Привести всё к единству принципиально невозможно, т.е. стандартизировать. При единстве всего невозможен даже хаос. Критерий любого развития – разнообразие и импровизация.

У творчества не может быть критериев оценки, т.к. этот феномен не с чем сравнить. Здесь неприменимы понятия больше или меньше творчества, лучшее или худшее творчество. Даже понятие качества к творчеству неприменимо, ибо качество это принятые параметры, характеризующие какое-либо изделие, которым надо соответствовать. У творчества нет параметров и характеристик, т.к. уникальность и оригинальность – это единичная феноменальность, кроме того, личностность творчества подчёркивает и утверждает единственность. Для единственности не применимо понятие теории. Теория творчества даже звучит абсурдно, как теория личностности. Вряд ли кто возьмётся разрабатывать или создавать теорию уникальности, единственности.

Мотивация – это катализатор творчества. Процесс творчества не начнётся, если не создать определённых условий, своих для каждой личности. Теория творчества должна сформулировать эти условия и предсказать при каких обстоятельствах начинается и заканчивается процесс творчества вне зависимости от личности или дать параметры (характеристики) личности, которая в состоянии творить в любых условиях.

У творчества нет логики, иначе была бы и математика творчества. Формулу вдохновения ещё никто не вывел, как и формулу новизны.

По аллегории творчество похоже на вулкан, который изливает лаву мыслей из недр памяти и внутреннего мира личности, когда канал сознания открывается под действием стихийных эмоциональных обстоятельств.

Свобода творчества обеспечивает полёт мысли, снимая все ограничения. Раскрепощённость творца – основное условие начала творческого процесса, а сосредоточенность и внимание – основное условие, чтобы не пропустить важную, нужную и неожиданную мысль в ходе творческого процесса и так просеивается мысль за мыслью, пока одна из них окажется приемлемой для последующего её развития или разворачивания в подробностях и вариантах. Как только одно из основных условий не соблюдается или исчезает – процесс творчества затухает и вернуться в исходное состояние невозможно.

Творчество – это умение смотреть и видеть проблему одновременно изнутри и снаружи. Это выше, чем объёмное видение – это усмотрение сути проблемы. Например, представление о доме при его рассмотрении изнутри будет совсем другим при его рассмотрении снаружи. И то и другое представление - истинны. Для того, чтобы раскрыть сознание и понять общую суть необходимо мысленно сделать стены дома прозрачными, как бы несуществующими. Это суть механизма понимания.

Изложенная авторская система представлений о творчестве субъективна и несовершенна, но каждый, отталкиваясь от неё, может предложить свою.

По-моему творчество – это не поиск истины, а сотворение новизны. Чувствуете разницу? Не было и возникло творение. Откуда? Из души человеческой – это её песня, вернее гимн как часть симфонии жизни.

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 675;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.