Общественные функции - роли и ценностные ориентации личности 4 страница
Все это дает нам право считать, что человек – субъект прежде всего основных социальных деятельностей – труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности. Баланс интериоризации–экстериоризации определяет структуру человека как субъекта определенных деятельностей.
Интериоризация как переход внешних действий во внутренние, образование внутреннего плана деятельности осуществляется не только посредством учения, но и всеми способами накопления жизненного и трудового опыта. По мере развития умения и умелости в определенной области деятельности постепенно повышается уровень регуляции движений и действий благодаря интериоризации, которая связана как с процессом усвоения знаний, так и непосредственно с накоплением опыта*. Соединение знаний с опытом относится к важнейшим условиям формирования человека как субъекта деятельности, постоянного совершенствования его мастерства в определенной сфере деятельности.
* Основу этого процесса составляют общетрудовые умения (Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых умений: Автореф. докт. дис. – Л.: Изд. ЛГУ, 1968).
Экстериоризация как переход внутренних действий и операций во внешние не есть лишь объективация и опредмечивание, но есть воплощение замыслов, реализация планов и программ построения новых объектов – в общем, созидание. Именно в этом плане диалектический материализм интерпретирует процесс, превращения идеального в реальное. В своем конспекте «Науки логики» Гегеля В. И. Ленин особо отметил, что «мысль о превращении идеального в реальное глубока... Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды. Против вульгарного материализма. NB. Различие идеального от материального тоже не безусловно...»*.
* Ленин В. И. Философские тетради // Полн. собр. соч. – Т. 29. – С. 104.
Экстериоризация генетически зависит от развития интериоризации, начинающегося с первых моментов усвоения знаний и элементов общественного опыта. На определенных уровнях интеллектуального и практического развития Экстериоризация сама начинает влиять на процессы усвоения, выступая в качестве фильтра усваиваемых знаний и действий, необходимых для творчества. Вместе с тем и на самых высоких уровнях творчества Экстериоризация постоянно подкрепляется интериоризацией. Образование субъекта деятельности не завершается до тех пор, пока эта деятельность осуществляется; это своего рода перманентный процесс, относящийся к любому возрасту человека как деятеля. Образование новых объектов – материальных и духовных ценностей, созидаемых человеком для общества, – имеет более позднее начало в индивидуальном развитии человека (старт творческой деятельности), но вместе с тем не лимитируется возрастом. Финиш творческой деятельности может наступить только со смертью человека.
Биографические исследования ученых, писателей, художников, общественных деятелей, конструкторов и других творческих людей дали основание поставить вопрос о несовпадении критических моментов (старта и финиша – см. главу 3 нашей книги) развития общей, профессиональной трудоспособности и специальных способностей. Нормативный характер имеет лишь установление нижних (старт) и верхних (финиш) порогов трудовой деятельности.
Моменты завершения трудовой деятельности нормируются пенсионными правилами, которые не означают принудительного прекращения трудовой деятельности, но дают право трудящемуся завершить свою трудовую биографию. Тем не менее старому человеку практически не удается без ущерба для состояния здоровья справиться с общими производственными нормами рабочего дня. Инволюционные процессы сказываются на работоспособности, постепенно ограничивая ее объем и интенсивность, что приводит к постепенному снижению профессиональной трудоспособности*. Однако общая трудоспособность человека имеет более широкий диапазон развития. В виде известной готовности к производительной деятельности она складывается еще до начала профессионально-трудовой деятельности, а затем развивается вместе с профессионалъной трудоспособностью как потенциалом основной деятельности в сфере производства, обслуживания и т. д.
* См. следующие работы о трудоспособности: Борзунов А. С. и др. О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы. – М.: Медгиз, 1963; Трегубое С. Л. Методика и практика судебномедицинскои экспертизы. – М.: Медгиз, 1960; Ананьев Б. Г. Структура личности и трудоспособность // Вопр. совр. психоневрологии: Сб. – Т. 38. – Л., 1966. – О соотношении общей трудоспособности и работоспособности имеются данные в работах: Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропологии. – М.: Медицина, 1965; Милявская В. О. Экспериментальные данные к вопросу о работоспособности в связи с типическими особенностями поведения // Вопр. изуч. и воспитания личности. – 1932. – № 4.
Существует несомненная связь между более или менее ранним прекращением труда и преждевременным старением, поскольку труд и другие виды деятельности играют решающую роль в сохранении и восстановлении психофизических сил человека. Позднее завершение деятельности является, как показала современная геронтология, одним из главных факторов «удлинения жизни», долголетия. Здесь имеется в виду, однако, не только профессиональный труд, но вся совокупность трудовых (включая самообслуживание) и общественно полезных работ, выполняемых человеком и способствующих воспроизведению его потенциалов. Длительное сохранение общей трудоспособности является главным показателем жизнеспособности долголетних людей именно потому, что в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся.
Изучение человека как субъекта труда не может ограничиться характеристиками подготовленности, опытности, мастерства, производительности и качества выполняемой в данный момент работы. Не менее важно определить возможности дальнейшего развития трудовой деятельности человека, внутренние силы личности, значимые для повышения производительности труда в условиях совершенствования самого производства. Эти потенциалы и резервы человека в сфере труда и выступают в форме трудоспособности (общей и профессиональной). Более специальным выражением этих потенциалов в сфере творческого труда являются специальные способности (конструктивно-технические, организаторские, педагогические, художественные, научные и т. д.)*.
* Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. – Т. 2. – Л.: Изд. ЛГУ, 1960; Конференция по проблеме способностей. – Л.: Изд. ЛГУ, 1960; Склонности и способности / Под ред. В. Н. Мясищева. – Л.: Изд. ЛГУ, 1962; Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем/ Под ред. Б. М. Теплова, К. М. Гуревича. – М.; Просвещение, 1966; Психологический отбор летчиков / Под ред. Е. А. Милеряна. – Киев, 1966; Уманский Л. И. Организаторские способности и их развитие. – Курск, 1967; Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. – Л.: Изд. ЛГУ, 1961. – Дифференциация педагогических способностей (конструктивных, организаторских, коммуникативных) показана Н. В. Кузьминой в книге «Очерки психологии труда учителя» (Л.: Изд. ЛГУ, 1967). Различные стили творчества описаны в книге Н. В. Крогиуса «Человек в шахматах» (Саратов, 1967).
Многие из специальных способностей являются более долговечными, чем профессиональная трудоспособность (например, конструктивно-технические, художественные и научные), а те, в которых доминируют психомоторные функции (спортивные, хореографические и т. д.), совпадают с профессиональной трудоспособностью и работоспособностью двигательных систем. Еще больше связаны специальные способности с общей одаренностью как основной потенциальной характеристикой человека – субъекта познания. Понятия трудоспособности, способностей, одаренности, а также жизнеспособности человека относятся к разным классам потенциалов человеческого развития.
Несмотря на крайне недостаточные знания о том, существует ли какая-нибудь иерархия в системе этих понятий, есть ли какая-либо субординация и координация возможностей, все же никто не сомневается в реальности тех свойств человека, которые носят название потенциальных и виртуальных. Несомненно, что органом этих потенциальных свойств является мозг, продуцирующий всю «актуальную» деятельность человека. Поэтому не только допустимы, но и необходимы аналогии между линиями развития трудоспособности и одаренности, трудоспособности и жизнеспособности. Эти аналогии помогут в будущем построить некоторую общую модель резервов и ресурсов личности, которые проявляют себя в самых различных направлениях в зависимости от реального процесса взаимодействия человека с жизненными условиями внешнего мира и от структуры личности самого человека.
Генетическая общность между всеми видами человеческих ресурсов и резервов* устанавливается в различных направлениях.
* Дублирование и другие виды множественного резервирования функций рассмотрены нами в главе 6 в связи с билатеральным регулированием процессов поведения и жизнедеятельности.
Первым из них является найденная С. Пако корреляционная связь между одаренностью и жизнеспособностью (в показателях активного долголетия)*. Вторым направлением, связанным с массовой психодиагностикой, является определение зависимостей между общей одаренностью (или так называемым общим фактором Спирмена) и специальными умственными способностями, между вербальными и невербальными способностями, разными видами интеллекта и т. д.** Третьим направлением следует считать исследование связей между успешностью учения и умственной одаренностью, которую можно определить в виде показателей обучаемости***.
* Пако С. Старение психологических особенностей человека // Основы геронтологии: Сб. – М.: Медгиз, 1960.
** Heamshaw L. S. A Short History of British Psychology, 1840-1940. - London, 1965.
*** Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1960; Его же. Формирование одаренности // Склонности и способности: Сб. – Л.: Изд. ЛГУ, 1962.
Имеются основания предположить, что трудоспособность можно определять через характеристики обучаемости и одаренности, а не только прямыми испытаниями функций, адаптированных к профессиональным видам труда. Предстоят еще поиски связей между общей трудоспособностью и специальными способностями, с одной стороны, и общей жизнеспособностью, с другой.
Особый интерес в этом контексте представляют проблемы взаимодействия специальных способностей в общей структуре таланта*, взаимосвязи способностей и характера в этой структуре**, социальной функции таланта***, психологических характеристик творческого процесса в связи с социальной и индивидуальной природой творчества****.
* Интересный опыт анализа взаимодействия изобразительных и литературных способностей в структуре художественного таланта осуществлен В. Л. Дранковым.
** Эти проблемы были поставлены нами еще в 1945 г. (Ананьев Б. Г. Очерки психологии. – Л.: Лениздат, 1945), а затем в 1956 г. на совещании по психологии личности (Ананьев Б. Г. Взаимосвязи способностей и характера// Материалы совещ. по психологии личности. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956).
*** См., например: Me Clelland, Baldvin A., Bronfenbrenner U. Talent Society. – Princeton, 1958.
**** Мейлах Б. С. Художественное мышление Пушкина. – М.: Изд. АН СССР, 1962.
Особенно важным представляется комплексное исследование субъекта определенной массовой деятельности в отношении различных потенциалов и тенденций развития личности. Таких исследований, проливающих свет на взаимоотношения между трудоспособностью, специальными способностями, общей активностью и интересами личности, ее характерологическими свойствами, еще очень мало. Изучение сложной совокупности актуальных и потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности – важнейшая задача всех наук о человеке.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 690;