СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ 2 страница

Ты, что стремишься спастись от беды соучастников грозной, Воин, бегущий в крови прочь от этрусских валов. Ты, что от стонов моих отвращаешь припухшие очи,— Помни: соратник и я ваших военных трудов.

Однако основной причиной отхода этих поэтов от общественной жиз­ни были откровенные, проникавшие во все поры римской действитель­ности лживость и жестокость, дававшие о себе знать тогда, конечно, опосредованно, не только в поэзии, но и в пластике, особенно в скуль­птурных рельефах.

Тибулл осуждал войны, в том числе и те, которые вел Август. За­вуалированно клеймил он принцепса, окружившего себя множеством придворных льстецов — поэтов и скульпторов, нередко изображавших его в виде Юпитера:

Как беспечально жилось под властью Сатурна, покамест

Не проложили еще в мире повсюду дорог...

Ныне Юпитер царит,— и повсюду убийства да раны,

Ныне открыты моря, множество к смерти дорог...

Там да сгинет и тот, кто над страстью моей надругался,

Кто мне со зла пожелал долгих военных трудов!

Обращает на себя внимание то, что Тибулл ни разу не назвал Ав­густа в своих стихах, несмотря на всеобщее в те годы славословие в его адрес. А если и намекал на него, то только порицая и желая ему вся­ких невзгод. Человек в этом лживом и жестоком мире, хотел сказать


своими прекрасными элегиями Тибулл, может найти счастье только в искренней любви.

Секст Проперций в любовных элегиях сурово осуждал существо­вавшие порядки, он говорил о всеобщем разложении, упадке нравов, роскоши, бесстыдстве имеющих власть и деньги:

Гордо матрона идет, разодета в имущество мота, Носит у нас на глазах срамом добытый трофей, Стыд ни тому, кто дает, ни той, что просит, неведом: Если ж сомненье и есть — деньги преграду сметут.

Проперций не участвовал в общем хоре, прославлявшем военные победы Августа. Даже такая крупная операция, как подавление парфян и возвращение Риму захваченных ими ранее знамен, нашедшая отра­жение и в изобразительном искусстве, в рельефах на панцире статуи Августа из Прима Порта, у Проперция не только не воспевается, но принижается, ценится ниже любовной победы:

Эта победа моя мне ценнее парфянской победы, Вот где трофей, где цари, где колесница моя.

Меценат, развивший в годы ранней империи бурную деятельность по привлечению поэтов и писателей для восхваления Августа, склонял и Проперция к созданию панегириков, однако встречал в первое время сильное, завуалированное будто бы поэтической скромностью сопро­тивление :

Отпрыск царей Меценат, из этрусского племени всадник, Вечно желающий быть собственной ниже судьбы, Что посылаешь меня в необъятное море писанья? Нет, для таких парусов мал мой убогий челнок...

В более поздние годы Проперций уступил нажиму покровителя и в некоторых элегиях обещал воспеть Августа.

Неприязнь Августа к поэтам любовной лирики объяснялась, в част­ности, и тем, что они нередко осуждали политические мероприятия принцепса, вторгавшиеся в мир личной жизни человека. Проперций, как упоминалось выше, открыто восторгался тем, что отменили закон об обязательной женитьбе холостяков.

Но основная причина осуждения Августом лирических поэтов кры­лась, несомненно, в том, что они противопоставляли себя созданному Августом привилегированному обществу, которое славило его как миротворца и благодетеля. Находя другой объект восхищения — прежде всего своих возлюбленных, они избегали придворной лести и портили этим картину всеобщего восхваления принцепса.

Овидий принадлежал к числу этих поэтов. Приближенный ко двору Августа, он, возможно, осознавал опасность гнева принцепса, но изме­нить своим творческим устремлениям не мог и, образно говоря, ходил по острию ножа. Если Тибулл и Проперций хорошо знали порядки поздней республики, то Овидий как поэт и человек сформировался в годы единоличного правления и всеобщего поклонения некоронован-


ному монарху. Оппозиционеры более пожилого возраста восхваляли, былые свободы и преклонялись перед республиканскими художествен­ными формами, которые Овидию, воспитанному уже на изысканных памятниках августовского классицизма, казались грубыми. «Наука любви» Овидия, излагавшая в поэтической форме правила любовного ухаживания, вводила в мир, совершенно не похожий на республикан­ский с его строгими принципами нравственного поведения. Об интим­ных взаимоотношениях людей говорилось теперь с простотой и прямо­той, возмущавшей не только истинных сторонников старых обычаев. Этим был недоволен и Август и его окружение. Овидий показывал римское придворное общество таким, каким оно было в действитель­ности.

«Наука любви» (1 г. до н. э.) — произведение раннего периода твор­чества Овидия. Оно написано им после «Песен любви» и «Посланий героинь» (15 г. до н. э.). В этих произведениях, блестящих по стили­стике, изощренных по форме и образам, нашли отражение настроения римлян, давно распрощавшихся со стойкими моральными принципами республики. Все попытки Августа, вплоть до его брачных законода­тельств, оказались несостоятельными перед охватившими раннеимперское общество настроениями, новыми взглядами на жизнь и взаимо­отношения людей.

Недовольство Августа и официальных кругов поэтом было настолько сильным, что Овидию во второй период своего творчества пришлось несколько отойти от любовной тематики. Он обратился к созданию «Ме­таморфоз», рассказывая в них о возникновении мира, превращении хаоса в космос, о сменявшихся золотом, серебряном, медном и желез­ном веках, первых людях, потопе, различных мифах — от троянского цикла до римских легенд. Есть нечто эпическое в характере поэмы, хотя заметно, что особенно занимают автора эмоциональные пережи­вания героев. Написанные между 2 и 8 гг. н. э. «Метаморфозы» больше соответствуют стилю августовского классицизма, нежели сочинения Овидия первого периода. Они вряд ли могли вызвать негодование принцепса, и тем не менее в 8 г. н. э. Овидия постигла жестокая кара — ссылка, причины которой до сих пор остаются загадкой и не объясняются убе­дительно ни историками, ни литературоведами. Сам же Овидий в со­чинениях, созданных в изгнании и принадлежавших к третьему периоду его творчества, писал туманно и неопределенно о том, что привело его на берега Нон та.

В «Скорбных элегиях» и «Письмах с Понта» Овидий часто выступа­ет негодующим и проклинающим своих врагов. Несомненно, он тосковал по родным местам и страдал от невзгод, которые ему приходилось пере­носить на чужбине. В его поэзии, тем не менее, зарождались новые ноты, начинала звучать искренняя взволнованность, яростный гнев, появлялись написанные ярко и сочно картины окружавшей его в ссылке природы. Овидий отказывался и от изысканной фривольности ранних работ, и от несколько ученой направленности «Метаморфоз». Реаль­ность жестокой действительности, окружавшей тогда изгнанника, вы­звала в нем рождение новых поэтических тем, новых образных ре­шений.


При совершенно новой, уже императорской культурной политике Августа сохранялась видимость следования старым традициям. По­рождением позднереспубликанских тенденций объяснялось стремление к широте охвата явлений, выступавшей в поощрявшихся принцепсом эпической поэзии Вергилия, многотомном труде Тита Ливия, истории архитектуры Витрувия. Это была та почва, куда уходили корни авгус­товского принципата: не случайно Август выдвигал свою идею воз­рождения республики. Сущность же новой императорской культуры в корне отличалась от республиканской. В те годы усиливались инди­видуалистические настроения, формировались сильные, исполненные авантюрных замыслов личности с чисто монархическими устремле­ниями. В литературе все чаще давала о себе знать холодность обра­зов и льстивость в поэзии, а в изобразительном искусстве аллегорич­ность и официальность художественных скульптурных форм.

Решительную ломку претерпевали не только социально-политиче­ские, но и культурно-бытовые принципы жизни римлян, переходивших от республиканских порядков к императорским. Создание огромных всеобъемлющих трудов, подводивших итог всей деятельности латинян, объясняется не инициативой Августа на самом деле, а естественным развитием исключительно динамичного позднереспубликанского процес­са становления государства, в котором римляне во многом следовали эллинистическим основам мировоззрения, эллинистическому осмыс­лению мирового процесса и характера культуры. Но позднеэллинистическую, удивительную в своей широте и глубине систему охвата и пони­мания мира, проявлявшую себя во всем: в социальной жизни — стрем­лением создать единое государство, в религиозной — выражением идей христианства — уничтожили римляне, питавшиеся некоторое время соками этой системы и даже сделавшие вид во времена Августа, что они следуют ей, но затем вернувшиеся к своим первоначальным ориентирам, идеям империи.

Исторический труд Тита Ливия «Римская история от основания города», всеохватывающий и грандиозный по объему (142 книги: со­хранились 35), мог возникнуть лишь в годы мирной передышки, после кровавых войн поздней республики. Августу более, чем Овидий со своей «Наукой любви», был необходим Тит Ливии. Правдивый, но остерегавшийся возможных наказаний со стороны принцепса — ссылки, сожжения всех трудов или даже казни — он в своей истории иногда высказывал мысли, на первый взгляд кажущиеся крамольными.

Тит Ливии — искусный мастер прозы, создавший яркие портреты исторических деятелей и полководцев. У него много прекрасных опи­саний сражений, он драматичен в рассказах о гибели Лукреции и смер­ти жены нумидийского царя Софонисбы. В изложении событий Тит Ливии всегда эмоционален и даже патетичен. Отсюда повышенная риторичность действующих лиц его «Истории», которые даже перед смертью произносят эффектные, напыщенные речи. В таких местах со­чинения Ливия проступала свойственная многим произведениям эпохи Августа неискренность, ощущавшаяся и в других памятниках искусства.

Историографическая литература в годы ранней Римской империи процветала. Создал огромный этнографический обзор вселенной Трог


Помпеи, представивший историю ассириян, мидян, греков и лишь в со­рок третьей книге обратившийся к римлянам. Тогда необходимо было, очевидно, очень осмотрительно излагать события, учитывая интересы и реакцию принцепса. Так, сочинения историка Лабиена подверглись кри­тике и осуждению, и их сожгли, Сенека, в частности, пишет, что Лабиен, читавший друзьям вслух свою «Историю», многие места пропускал, говоря, что их можно будет читать лишь после его смерти.

Видный историк Азилий Поллион основал в Риме публичную библио­теку, где можно было познакомиться с новыми литературными и исто­рическими произведениями. Его отличали от Тита Ливия более сдер­жанные оценки политики Августа. Он с похвалой отмечал деятель­ность убийц Цезаря — Кассия и Брута, которых ненавидел Август. Примечательно также, что Азилий Поллион не описывал события своего времени. В годы Августа возникли также «Древности» Диони­сия Галикарнасского. Тогда же создавал свой труд по географии и Страбон. Из греческих историков,- живших при Августе, особенно при­мечателен Николай Дамасский, написавший биографию Августа «Жизнь Цезаря», в которой он в хвалебных тонах отзывался о дея­тельности принцепса.

В годы Августа, когда «все начинали писать стихи», и сам принцепс сочинял стихи, эпиталамы1 и даже поэму «Сицилия», большое значе­ние придавалось грамматике как науке. Наставник внуков Августа, заведующий Палатинской библиотекой Веррий Флакк создал много работ по орфографии, о корнях слов, о роде имен и других граммати­ческих тонкостях. Ему же принадлежит и характерное для ранней Рим­ской империи своим охватом и широтой сочинение, где в алфавитном порядке размещены статьи, рассказывающие о римских языковых осо­бенностях и древностях.

Август, обращавший пристальное внимание на строительство и от­метивший в завещании это как свою заслугу, не мог обойти вниманием историю зодчества. За ее сочинение взялся Витрувий Поллион, который сначала служил у Августа в войсках, а затем принялся за труд об архитектуре. Десять созданных им книг, известных в средние века, до­шли до нашего времени и сыграли большую роль в освещении антич­ного зодчества для всех последующих поколений.

Характер особенностей культуры ранней империи ярко свидетельст­вует о направлении мыслей римлян, о стоявших перед ними задачах. Много общего с тем, что обнаруживается в стиле литературных произве­дений того времени, проявлялось и в других областях художественного творчества. Архитектура, скульптурный рельеф, прикладное искусство в своих образах и формах следовали, хотя и в часто завуалирован­ном виде, воплощению официальных идей, звучавших в литературе.

' Эпиталама — в античной поэзии и музыке - свадебное стихотворение, свадебная песня, исполняемая на брачных торжествах.


АРХИТЕКТУРА

После прихода к власти Августа и с воцарением мира в Риме и в других городах ранней империи развернулись большие работы по стро­ительству храмов и алтарей, театров и амфитеатров, городских ворот и триумфальных арок, форумов и величественных портиков, мостов и дорог. Принцепс хотел прославить себя и свое правление новыми, вы­зывающими восхищение монументами; кроме того, необходимо было за­нять огромные массы рабов и свободных граждан. В Анкирской надпи­си, где Август подводил итоги своей деятельности, он отмечал, что, взяв Рим глиняным, оставляет его мраморным. И упрекнуть его в пре­увеличении было бы несправедливо. Широкий размах строительных работ воспринимался, очевидно, как общее дело, хотя направлявшееся и финансировавшееся сверху, императорской казной и указаниями Ав­густа. В утверждении проектов большую роль играл упоминавшийся Марк Агриппа — крупнейший государственный деятель той поры, участ­ник многих государственных мероприятий, видный полководец и обла­давший значительными капиталами финансист. Изменению архитектур­ного облика столицы содействовали и другие богатые римляне, объеди­нявшиеся в использовании денег, земли и рабочей силы.

Главное внимание архитекторы, как и в годы республики, уделяли дорогам, акведукам и мостам. Но при этом больше, нежели раньше, строилось храмов, форумов, триумфальных арок, цирков, театров. Им­перия с ее желанием во всем прославлять свое могущество противо­поставляла себя осуждавшей помпезность и роскошь республике. По инициативе Агриппы было создано немало сооружений практического назначения. За короткий срок построили 700 водных резервуаров, 500 фонтанов, 130 распределительных водопроводных башен. Тогда же реставрировали подававшие в Рим воду акведуки и возводили новые. Прокладывались дороги в отдаленные районы Апеннинского полуостро­ва. Окончание этих работ иногда отмечалось водружением триумфаль­ных арок.

На Марсовом поле Агриппа закончил начатое Цезарем сооружение грандиозного здания «Ограды» для собраний и голосований, а также Дирибитория — для судей, подсчитывавших результаты голосования. Там же была выставлена упоминавшаяся ранее карта Римской импе­рии, занимавшей к тому времени обширные земли по берегам Среди­земного моря.

Самый величественный памятник, созданный в годы ранней импе­рии,— форум Августа. Принцепс утверждал, что построил его по обету,


Форум Августа. Реконструкция

данному перед битвой при Филиппах, где он в 42 г. до н. э. победил убийц Цезаря Кассия и Брута. Хотя, возможно, этим он хотел оправдать огромные финансовые затраты, которые требовались для возведения нового форума, и самим фактом его постройки смягчить открытое вы­ражение императорских идей, чуждых собственным прореспубликанским высказываниям. Форум строился долго, его освятили лишь во 2 г. до н. э. Древний автор Макробий сообщает, что принцепс иронизи­ровал над медлительностью архитектора.

Следуя примеру Юлия Цезаря, Август расположил свой форум не­подалеку от римского Форума, ориентировав его перпендикулярно фо­руму Цезаря. Землю для его постройки Август, как и Цезарь, приобрел у частных владельцев. Светоний так описывает это событие: «Постройка нового форума была вызвана многочисленностью посещавшей его пуб­лики и совершавшихся на нем судебных процессов, так что двух преж­них форумов казалось недостаточно и требовался третий. Поэтому он был открыт спешно, до окончания храма Марса, причем было объяв­лено, что он предоставляется специально для процессов общественного характера и для жеребьевки судей».

В архитектуре форума Августа много нового по сравнению с фору­мом Цезаря. Последний еще сохранял свою функцию рыночной площа­ди, и на нем размещались лавки (таверны), где торговали различными товарами. Август убрал их со своего форума, подчеркнув этим его тор­жественный, парадный характер. Так деловая сущность форума как рыночной площади (у греков — агора), свойственная республиканским обычаям, заменялась иной: на форуме отныне должны были происхо­дить встречи и прославления императора, торжественные церемонии, важные собрания. По размерам (125X118 м) форум Августа не слиш­ком превосходил форум Цезаря (160X75 м), но отличался от него пла­нировкой. Человек, входивший на форум Цезаря, оказывался между


Римский форум

Форум Цезаря


двумя рядами уходящих вдаль колоннад, в конце которых виднелся храм Венеры. Эта исполненная динамичности архитектурная компози­ция как бы заставляла человека двигаться, идти вперед, активно дейст­вовать.

Форум Августа по всей своей сущности иной. Пришедший туда че­ловек видел себя на огромной, почти квадратной площади, обрамлен­ной портиками. Его окружали великолепные архитектурные сооруже­ния, прекрасные колоннады, торжественные монументы. Он стоял перед грандиозным храмом Марса Ультора (Марса Мстителя). Архи­тектурный комплекс создавал величественную, возвышенную настроен­ность, но утрачивал былую динамичность.

В архитектурных формах, всегда чутко реагировавших на характер идей, господствовавших в Риме, в частности в этих двух площадях, с особенной наглядностью выступило различие динамичной поздней рес­публики и внешне спокойной ранней империи. Введение в архитектур­ный комплекс форума Августа полукруглых помещений — экседр по обе стороны храма усилило ощущение торжественности. Спокойные очертания огромных красивых полуцилиндрических портиков — ниш настраивали находившегося на форуме Августа человека иначе, не­жели устремленные к храму Венеры колоннады площади Цезаря. Архитектор, имя которого не сохранилось в источниках, умело выра­зил в композиции современные ему общественные настроения.

Форум Августа окаймляла высокая (около 30 м) стена, замыкавшая площадь и отгораживавшая ее от соседствовавших с ней жилых квар­талов римского района Субуры, которые не отличались ни красотой зданий, ни опрятностью населения. В возведении зодчим огромной стены проявлялось стремление не только отделить форум как торжест­венную площадь от жилых домов, но и уберечь его от свирепствовавших в округе пожаров. Здесь также давал о себе знать принцип, нашедший отражение и в других сооружениях ранней империи. В отличие от открытых торжественных и торговых площадей Греции, в годы ранней империи заявили о себе тенденции ограничения пространства, стремле­ние к замкнутости его в четких пределах. Эта, очевидно, присущая римскому пониманию образа особенность давала о себе знать и в респуб­ликанских скульптурных портретах, где человек казался замкнутым в маленьком мирке своего племени, рода, семьи. Даже расположение рим­ского Форума в низине, между высокими холмами, в некоторой степени можно объяснить тяготением к обособленности и замкнутости. О стенах, ограждавших площадь, правда, создатели римского Форума не думали. Но Август ввел это в практику, и вокруг архитектурных комплексов стали возводиться высокие стены, как, в частности, и вокруг форума и Алтаря Мира. Здесь сказывалась римская сущность, которую лати­няне стремились подчеркнуть перед лицом исключительно сильного влияния эллинских форм. Так, в архитектуре времени Августа сильные и эффектные чужеземные принципы эллинизма сочетались с местными римскими; исконно римские черты, проявляя себя, сопротивлялись элли­нистическому мышлению.

Сохранившаяся в тыльной своей части до наших дней стена форума Августа — исключительный образец строительной техники древних


Капители колонн храма Марса Ультора на форуме Августа.Рим

Экседра форума Августа. Рим


римлян, не лишенной, однако, художественных элементов. Республикан­ские традиции играли тогда еще очень большую роль, и на первый план выступала конструктивность колоссальной монументальной огра­ды. Архитектор, чтобы подчеркнуть массивность стены, не облицовывал ее наружную поверхность мраморными плитами. Крупные камни укла­дывались для прочности тычком и логом. Разделение стены на три, яруса по высоте, резкие в некоторых местах изменения ее направления, исключительная тщательность пригонки камней обеспечили долго­летнюю сохранность ограды, толщина которой сравнительно с 30-мет­ровой высотой очень незначительная (1,8 м). Суровости намеренно грубо обработанной наружной поверхности квадров1 стены противопоставля­лась богато декорированная внутренняя ее поверхность, облицованная мраморными плитами и украшенная приставленными к ней полуко­лоннами цветного мрамора. Строитель форума создал таким образом ощущение грандиозного, находящегося под открытым небом не пере­крытого интерьера.

Своеобразно устроены и входы на форум Августа. Парадный вход, находящийся сейчас под оживленной улицей Рима, давал возможность вошедшему сразу увидеть фасад храма Марса Мстителя. Существовали в древности и ныне служат для прохода на форум и два других входа — по обе стороны от храма Марса Мстителя. В северной части на форум ведет трехпролетная арка, в южной — однопролетная, называемая «Ар­ка Пантани». В проходах между рядами колонн — портиками и стеной храма Марса справа и слева также находились арки, воздвигнутые уже в 19 г. н. э.: с северной стороны — посвященная Друзу Младшему, а симметрично ей с южной стороны — арка Германика,

Форум Августа богато украшали колонны и полуколонны цветного мрамора, многочисленные статуи, среди которых имелись копии кариа­тид афинского Эрехтейона2. На стенах висели круглые медальоны в виде щитов с головами Зевса Аммона и других божеств. Надо отме­тить, что подобные медальоны сохранились до сих пор на арке в Римини. В нижних нишах полукруглых стен обеих экседр стояли брон­зовые позолоченные статуи с частично уцелевшими указаниями титулов и надписями, сообщавшими о подвигах изображенных римлян. В верх­них нишах размещались трофеи.

Вскоре после смерти принцепса на форуме Августа водрузили огромный 13-метровый колосс. Он помещался слева от храма Марса, в глубине портика, на высоком постаменте. Вся система архитектуры уже подготовила тогда выражение идей, проявившихся в произведе­ниях зодчих последующей эпохи поздних Юлиев — Клавдиев и Флавиев. Так для колоссов как бы уже была создана площадь — форум. Если в архитектурном облике форума Цезаря, в частности в его планировке, господствовала идея горизонтальной динамической устремленности, то в форуме Августа утверждение власти выражалось в вертикальных, растущих вверх формах, что особенно ощущается в огромных, высотой 15 м колоннах храма Марса, с капителями в 1,76 м и базами около 1 м.

Квадр — камень для кладки стен, отесанный в виде правильного параллелепипеда. Эрехтейон (Эрехфейон) — храм Афины и Посейдона — Эрехтея.


Храм МарсаУлътора. Рим

Введение полукруглых ниш (экседр) по бокам форума воспринимает­ся как естественное разбухание его стен, от постановки между ними громадного здания храма. Идея вертикализма давала о себе знать на форуме и в деталях храма Марса: пол его абсиды, например, поднят на несколько ступеней выше пола целлы. В то время как в святыне на форуме Цезаря они были на одном уровне.

Храм Марса Ультора даже в руинах свидетельствует о новых импер­ских тенденциях, проявившихся в грандиозности архитектурных форм и нарастании декора, все заметнее сменявшего былую республикан­скую конструктивность и сдержанность. В плане храмы Марса Ультора и Венеры Родительницы на форуме Цезаря похожи. Однако налицо и весьма существенные различия. Имперский просторнее и величест­веннее республиканского. Увеличение числа колонн вдоль боковых стен усилило впечатление его глубины. Ко входу ведет высокая лестница, на всю ширину подия, выложенного из туфа и облицованного плитами каррарского мрамора. По бокам алтаря, помещавшегося в середине лестницы,— два небольших фонтана. В интерьере храма высокие ко-


лонны коринфского ордера сильно придвинуты к стенам. Они выпол­няют декоративную, а не практическую роль. Колоннам соответствовали на стенах пилястры с фигурными капителями. На одной из "сохранив­шихся виден крылатый конь — Пегас. Между пилястрами размещались ниши для статуй. Внутри находившейся сзади храма абсиды, намного превосходившей размерами абсиду храма Венеры форума Цезаря, име­лась база для скульптурного монумента. В храме Венеры в абсиде стояла одна статуя Венеры Родительницы, здесь же, если судить по очень широкому постаменту, возвышались две, а может быть, и три статуи — Венеры, Марса и Юлия Цезаря.

Помимо прославленных произведений искусства в храме Марса Мстителя хранились исторические реликвии. Здесь находились некогда захваченные парфянами римские военные знамена, которые Август смог вернуть в Рим. Этот исторический факт нередко использовался в годы ранней империи для прославления принцепса. Сцена передачи знамен римлянам изображена на панцире Августа в статуе из Прима Порта.

Целла храма Марса значительно шире целлы храма Венеры; ее 20-метровый пролет перекрывали висячие стропила, впервые использо­ванные здесь римлянами. Стремление увеличить площадь интерьера вызывалось не только художественными, но и чисто практическими соображениями. В храме Марса Ультора сенат собирался на особенно важные заседания для принятия решений о войне или мире. На алтаре в дни празднеств совершались жертвоприношения. Светоний пишет: «Храм Марсу Август построил согласно обету, который принес в филиппийской войне, предпринятой с целью отомстить за отца. Поэтому он постановил, чтобы в нем происходили совещания сената о войнах и триумфах, чтобы отсюда отправлялись в свои провинции наместники и чтобы возвращавшиеся в Рим победителями приносили сюда украше­ния своих триумфов».

О скульптуре, богато украшавшей храм Марса Ультора, можно по­лучить представление по сохранившимся рельефам времени Клавдия, на которых показаны изваяния фасада. В центре фронтона помещался Марс с копьем в руке, справа от него Венера с Эротом, а сле­ва — Фортуна. На этом же фронтоне справа от Марса изображен сидя­щий Ромул в виде авгура (жреца, гадающего по полету птиц) и персо­наж, возможно, олицетворявший холм Палатин. Слева от Марса распо­лагались богиня Рома и фигура, по-видимому, символизировавшая реку Тибр. Скульпторы, украшавшие храм Марса Ультора, следовали традициям греческой классики и нередко для обозначения рек и холмов использовали антропоморфные (человекоподобные) образы. Нетрудно заметить здесь подражание ваятелям, создавшим фронтонные компози­ции храма Зевса в Олимпии со статуями рек Алкея и Кладея, а также Парфенона с воспроизведением в виде мужских фигур рек, текущих в Аттике, близ Афин. В архитектуре храма Марса Ультора соедини­лись римские и греческие черты: местные особенности искусства рим­лян, добившихся власти над народами Средиземноморья, и художест­венные принципы классических эллинов, которые, по выражению Го­рация, своим искусством в полном смысле слова «побежденные взяли в плен победителя».


Величественные руины храма Марса Ультора производят и сейчас сильное впечатление, напоминая о былой грандиозности постройки и ху­дожественности ее исполнения. Хорошо сохранились отдельные детали, и прежде всего красивые колонны, из которых уцелели три с южной стороны храма. В архитектурном великолепии этих стройных колонн получила выражение мощь Римской империи. Высеченные из каррар­ского мрамора, они имеют по двадцать четыре каннелюры, покоятся на высоких, искусно профилированных базах (основаниях, подножиях). Их капители, даже поврежденные, продолжают сохранять красоту. В их форме видят обычно образец капители римско-коринфской, в отличие от итало-коринфской республиканских построек, известной по круглому храму в Тиволи.

В листьях аканфа, использованных для украшения капителей храма Марса Ультора, больше сочности форм, нежели в суховатых и жестких итало-коринфских капителях храма в Тиволи. Каждый лист аканфа в храме Тиволи как бы рос из ствола колонны сам по себе, отдельно от других. В капителях храма Марса Ультора больше естественности рас­тительных узоров. В них меньше декоративности, которая, очевидно, объяснялась желанием мастеров республики, всегда склонявшихся к конструктивности форм и четкости деталей, систематизировать узор капители.

Культовых сооружений времени Августа в Риме сохранилось немно­го. Светоний называет еще храмы Аполлону и Юпитеру Громовержцу. «Храм Аполлона он (Август) воздвиг в той части своего палатинского дома, которая, по толкованию гаруспиков1, была избрана богами по­средством удара молнии. К нему он пристроил портик с библиотекой латинских и греческих авторов; уже в старости он часто созывал сюда заседания сената и проверял здесь декурии2 судей». Это сообщение Светония замечательно тем, что позволяет видеть, как просто в римских обычаях было превратить часть жилого дома в храм.








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 523;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.