Перестройка экономики США и Великобритании на военный лад
Соединенные Штаты Америки обладали огромным военно-экономическим потенциалом. Стоимость валовой продукции страны в 1942 г. достигла 159,1 млрд., а национальный доход — 137,7 млрд. долларов{60}. В США добывалось 583 млн. тонн угля, 105,5 млн. тонн железной руды, около 200 млн. тонн нефти; выплавлялось 80 млн. тонн стали, 54,5 млн. тонн чугуна; производилось 56,6 млн. тонн проката; вырабатывалось 233,1 млрд. квт-ч электроэнергии; выпускалось 307 тыс. станков{61}.
В послании конгрессу США от 6 января 1942 г. президент Ф. Рузвельт выдвинул «Программу победы», предусматривавшую производство в 1942 г. 60 тыс. самолетов, 45 тыс. танков, торговых судов общим тоннажем 8 млн. тонн, 20 тыс. зенитных орудий. Но несмотря на мощную военно-промышленную базу, в условиях капиталистической системы выполнить эту программу не удалось («Программа победы» была выполнена [53]лишь по торговым судам). Перевод экономики Соединенных Штатов Америки на военные рельсы в основном был завершен к концу 1942 г. В мае индекс промышленного производства составлял 191 (1935 — 1939 гг. — 100), в четвертом квартале — 219{62}. Высокие темпы развития промышленности были обусловлены нуждами военной экономики США и потребностями оказания помощи странам антифашистской коалиции. В них были заинтересованы и крупные монополии, получавшие огромные прибыли.
Большинство расходов по финансированию военной промышленности взяло на себя государство. Покрывались они в значительной мере за счет налогоплательщиков, эксплуатации трудящихся, а также государственных займов. С помощью огромных субсидий и выгодных контрактов правительство сделало военный бизнес чрезвычайно доходной статьей и тем самым обеспечило переключение большого числа предприятий на выпуск вооружения и боевой техники. Например, из 100 корпораций, получивших наибольшее количество заказов, 5 самых крупных увеличили прибыль (до вычета налогов) в 1942 г. в 100 с лишним раз по сравнению со средним уровнем 1936 — 1939 гг.; прибыли других 34 корпораций возросли в 10 и более раз. Всего же американские корпорации в 1942 г. получили 20,9 млрд. долларов (в 1940 г. — 9,3 млрд.) прибылей до вычета налогов и 9,4 млрд. (в 1940 г. — 6,5 млрд.) после их вычета{63}.
Перестройка экономики потребовала расширения органов военно-государственного регулирования и контроля. Ведущее место среди них заняло созданное в январе 1942 г. управление военного производства. Органы военно-государственного регулирования хозяйства возглавляли представители крупнейших монополий Форда, Рокфеллера и Моргана, ведавших автомобильной и нефтяной промышленностью и в первую очередь наживавшихся на военных заказах. Администрацией ленд-лиза руководил вице-президент компании «Дженерал моторе» и председатель правления «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн» Э. Стеттиниус; администрацией внешней экономики — председатель «Стандард гэс энд электрик компани» Л. Кроули. К середине 1942 г. управление военного производства, издавшее к тому времени более 250 различного рода запретительных предписаний, добилось прекращения выпуска основных потребительских товаров длительного пользования и перевода соответствующих отраслей на изготовление продукции для нужд войны. К концу 1942 г. 55 процентов промышленной продукции США шло на нужды войны по сравнению с 22 процентами в 1941 г.{64}.
Стремление рабочих внести свой вклад в разгром фашизма и относительно высокая заработная плата на предприятиях военной промышленности способствовали переходу туда значительного количества рабочих из гражданских отраслей производства. Число рабочих увеличилось и за счет безработных{65}, женщин и подростков. Весной 1942 г. в военной промышленности было занято 7 — 9 млн. человек, летом — более 12 млн., а осенью — 15 млн. человек{66}.
В отличие от других стран — участниц войны, где большой процент работоспособного населения был мобилизован в вооруженные силы, США не испытывали серьезного недостатка в рабочей силе. Ее не хватало [54] лишь в новых промышленных центрах. Ощущалась также потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому появилась необходимость более рационально распределять рабочих между различными отраслями промышленности. Для выполнения этой функции в апреле 1942 г. была создана специальная военная комиссия по людским ресурсам, которая испытывала в своей работе серьезные трудности, связанные с капиталистической системой производства.
Острый недостаток цветных и редких металлов вынудил правительство Рузвельта принять ряд мер для расширения их производства. Была увеличена закупка недостающих материалов за границей; значительные субсидии предоставлялись на разработку руд в нерентабельных рудниках. Особое внимание обращалось на добычу руд, содержавших медь, цинк и свинец. Кроме того, стали широко применяться заменители — пластмассы или менее дефицитные металлы.
Захват Японией Индонезии и Малайи лишил США основного источника поступления натурального каучука. Поэтому было ускорено создание новой отрасли промышленности по производству синтетического каучука. Быстро налаживался процесс получения высокооктанового бензина.
Закупка сырья и распределение его между США и Англией координировались объединенным советом по сырью. Фактически эти страны поделили между собой все доступные им рынки мира, извлекая оттуда огромные прибыли. Под контролем США оказались сырьевые источники в основном в Западном полушарии, под контролем Англии — в Восточном; Африка считалась зоной совместной деятельности. С конца 1942 г. в распоряжение объединенного совета стало поступать сырье из французских и бельгийских колоний в Африке. США скупали всю медь в Бельгийском Конго, ставшем также одним из основных поставщиков кобальта, олова, каучука, урановой руды и промышленных алмазов. Большая часть сырья закупалась Соединенными Штатами в странах Центральной и Южной Америки и в Канаде. Импорт его контролировался правительством США, а к концу 1942 г. монополия государства была распространена на ввоз 150 различных материалов{67}.
Управление экономической войны, созданное еще в июле 1941 г., производило так называемые устраняющие закупки в других странах не только необходимого для США сырья, но и тех материалов, которые могли бы приобрести Германия и Япония. Приобретенное по чрезвычайно высоким ценам сырье затем продавалось частным американским компаниям по стоимости, которая была иногда в 20 раз ниже закупочной. Экономическая война в нейтральных странах сопровождалась составлением «черных списков» торговавших со странами оси фирм с последующим их бойкотом союзниками.
Проблема обеспечения сырьем была настолько острой, что с весны 1942 г. наиболее дефицитные материалы поступали только в распоряжение управления военного производства и распределялись непосредственно им. Тысячи мелких и средних предприятий, не связанных с военной экономикой, разорялись, что отразилось прежде всего на положении трудящихся. В то же время это содействовало концентрации производства и сосредоточению огромного числа рабочих на предприятиях-гигантах.
На 1942 год приходится большая часть нового военно-промышленного строительства. В мае индекс его поднялся до 193 (ноябрь 1941 г. — 100), в августе — до 280, а затем стал падать{68}. В 1942 г. развернулось строительство 2598 предприятий оборонного значения [55] стоимостью 15,2 млрд. долларов{69}. Более половины этой программы было реализовано в том же году. Расширились самолетостроение, судостроение, производство алюминия, магния, синтетического каучука и взрывчатых веществ; создавалась атомная промышленность. Большую роль сыграло государство в расширении промышленности черной и цветной металлургии. Оно установило контроль над производством и распределением всего оборудования, особенно станков, а также за передвижением грузов по железным дорогам.
Строительство новых промышленных объектов осуществляли частнокапиталистические корпорации по контрактам, заключенным ими с правительственными организациями на чрезвычайно выгодных для себя условиях. Построенные предприятия передавались в аренду этим же корпорациям с правом их приобретения после войны. Широко применялся также закон 1940 г. об ускоренной амортизации, дававший право полной амортизации производства в течение пяти лет вместо двадцати.
Огромное значение приобретало строительство торгового флота. Для выполнения намеченной президентом программы постройки судов проводилась их максимальная стандартизация и осуществлялась широкая кооперация. В качестве типового судна избрали «Либерти» тоннажем 10,5 тыс. тонн и скоростью 11 узлов. Поточное производство позволило сократить сроки ввода в строй судов этого типа в среднем с 355 дней в 1941 г. до 56 дней в конце 1942 г., а в рекордных случаях — до 14 дней. В результате в 1942 г. удалось построить 597 судов типа «Либерти» и 62 танкера{70}. В последние три месяца года количество построенных судов впервые превысило потери тоннажа, за исключением танкеров. И хотя к концу 1942 г. США имели громадный торговый флот грузоподъемностью 16,8 млн. тонн, все же недостаток морского транспорта еще ощущался.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 429;