IV СЪЕЗД ПОЛИТПРОСВЕТОВ 7 страница
С 1924 г. при «Правде» стал выходить «Рабоче-крестьянский корреспондент». На 1 января 1926 г. рабоче-крестьянских корреспондентов было уже свыше 200 тысяч. И нигде, может быть, так ярко не выявилась организующая роль печатного органа, как в рабселькоровском движении. Дело разрастается все шире и шире, редакции обрастают сетью корреспондентов, создаются рабкоровские и селькоровские кружки, курсы, школы. Качественное состояние рабселькоровской работы растет, подход к корреспондированию углубляется. Это громадное, серьезное движение. Идущее по правильному руслу раб- и селькорство создает предпосылки для осуществления того «всенародного учета и контроля», о котором в свое время писал Ильич. Рабселькоровское движение воспитывает массы к этому контролю – контролю снизу. Оно приучает массы оценивать явления с общественной точки зрения, с точки зрения общего интереса.
Но не только разоблачительный характер носят и должны носить рабоче-крестьянские корреспонденции, они должны отображать и положительные стороны, выявлять, что нового творит масса в своей повседневной жизни. Корреспонденции такого характера, конечно, не менее ценны, чем разоблачительные: они обобщают, организуют инициативу масс. Это важно чрезвычайно.
Размах современной рабоче-крестьянской печати сейчас совсем иной, чем был раньше. Газета входит в быт. Теперь есть уже такие деревни, где каждый двор получает газету, правда таких еще немного, но таких, где газета приходится на пять – десять дворов, уже очень много.
Выходит много центральных газет: «Правда», «Известия», «Труд», «Гудок», «Беднота», «Крестьянская газета» и др. Кроме того, выходит много местных газет, которые имеют не меньшее организующее значение, чем центральные газеты. Местная газета может еще больше въедаться в жизнь, может стать ближе к читателю, больше втянуть его в работу над газетой, спуститься еще больше вглубь. Конечно, не все местные газеты это умеют делать, некоторые стремятся лишь копировать центральные газеты.
Жизнь пошла по пути дальнейшей индивидуализации газет. Широко стали развиваться стенные газеты. Стенная газета еще ближе к читателю, еще злободневнее. Правда, иногда стенгазеты идут не по правильному пути: занимаются не столько оценкой окружающих явлений, сколько общими рассуждениями. Как-никак это дело развивается.
Но важно не только, чтобы газеты хорошо составлялись, важно, чтобы они широко и правильно распространялись, доходили вовремя, полностью и умело использовались.
В вышеупомянутой статье в «Правде» от 9 февраля 1921 г. Владимир Ильич возмущается неправильным распределением газет – тем, что газеты идут не в массы, а застревают у разных «совбюров» (советских бюрократов). Он предлагает обратить особое внимание на расклейку газет. Предлагает прежде всего снабжать газетами для расклейки избы-читальни и библиотеки, чтобы хоть таким образом доходили они до рабочих и крестьян. С тех пор, как писана была эта статья, прошло пять лет. В деле снабжения газетами фабрик и заводов, в деле снабжения газетой деревни мы кое-какие успехи сделали. Каждый рабкор, каждый селькор заинтересован в распространении газеты. Года три-четыре тому назад бывали еще случаи, например, на Урале, что подписка на газеты шла через какое-то агентство, которое деньги принимало, а высылку газет не организовывало, и даже библиотеки не могли выписать за деньги газету. Теперь это давно минувшие времена. Теперь одна «Крестьянская газета», издаваемая в Свердловске, имеет уже 140 тысяч подписчиков. Особенно много сделала для распространения газеты в деревне кольцевая почта.
По части использования газет сделано еще совершенно недостаточно. Бывает так: на фабрике подписаны на газету чуть не все поголовно, а читает газету мало кто, читок вслух не организовано. Насчет расклейки еще хуже – она почти не практикуется; тут еще много надо сделать. Также плохо сохраняются газеты, а там, где сохраняются, лежат без употребления, не служат материалом для чтения. Нужно составлять для сшиваемых газет оглавление по темам. Так, пензенский журнал «Просвещение» в каждом номере (журнал ежемесячный) помещает список статей по краеведению, печатавшихся за истекший месяц в местной газете. Конечно, можно и надо составлять такие списки и по другим вопросам. Приложенные к сшитым по месяцам газетам такие списки превратят сшитые газеты в интересные справочники, в интересный материал для чтения. «Мы не умеем использовать то немногое, что у нас есть», – часто говорил Владимир Ильич. Нам надо научиться лучше, полнее использовать газеты.
На помощь печатной газете идет теперь радиогазета. Значение ее будет постоянно возрастать. Особое значение в организационном отношении могли бы иметь местные радиогазеты: они могли бы стать в руках губернских исполкомов могучим средством непосредственного общения с массой; разъяснения ей каждого мероприятия, каждого постановления. Мы не научились еще использовать радио в целях организации населения. Необходимо научиться.
Какие выводы должен сделать из всего вышеизложенного политпросветчик?
Политпросветчик должен всячески помогать распространению рабоче-крестьянской печати в массах; должен заботиться о создании кружков рабочих и крестьянских корреспондентов, должен помогать в их работе; он должен способствовать наилучшему использованию газет: устраивать читки, заботиться о сохранении газет и снабжении сохраняющихся газет списками статей, посвященных наиболее важным вопросам, организовывать слушание газет по радио; помогать организации стенных газет.
Материал для чтения
Ленин Н. (Ульянов В.), О характере наших газет. Собр. соч., т. XV, стр. 418–420[148]
Ленин Н. (Ульянов В.), Коммунистическая печать в переходный период. Собр. соч., т. XVIII, ч. I, стр. 77–81[149].
Ленин Н. (Ульянов В.), Итоги полугодовой работы. Собр. соч., т. XII, ч. I, стр. 241–253[150].
Цареградский И., Библиотека в стенной газете, стенная газета в библиотеке, М.–Л., Гиз, 1926.
Журн. «Рабоче-крестьянский корреспондент», изд-во «Правда» (за 1924, 1925, 1926 гг.).
Библиотечка рабселькора «Правды» и «Бедноты»
Астров В., Ленин и рабочая печать в России, М., 1924.
Борисов Н., Как организовать рабкоров, М., 1925.
Борисов Н., За правду, М., 1924.
Грунт Я., Как и о чем писать рабкору, М., 1925.
Докукин В., Как работать рабкору, М., 1925.
Пилацкая Н. и Зуев А., Кружок рабкоров и стенная газета, М, 1925.
Итоги и перспективы рабселькоровского движения, М., 1925. Всесоюзное совещание рабселькоров, 3-е, М., 1926. Партия, рабкор и селькор. Сборник статей, М., 1925.
Задания. 1. Возьмите либо Нижегородскую, либо Иваново-Вознесенскую губернию и проследите по «Рабоче-крестьянскому корреспонденту» развитие рабселькоровского движения в этих губерниях. 2. Возьмите три-четыре корреспонденции из какой-нибудь газеты и дайте им всестороннюю оценку.
Приложение
Мы говорили выше, что гвоздь строительства социализма – в организации. Отсюда вытекает, что каждый политпросветчик должен воспитывать из себя умелого организатора. Конечно, организационные привычки вырабатываются в процессе работы – не бросившись в воду, не научишься плавать. Однако отсюда никоим образом не следует, что не надо изучать того, как надо организовывать всякую работу, не надо изучать принципов организации труда.
Научная – или, как теперь принято говорить, рациональная – организация труда (в любой отрасли труда) имеет большое значение. Буржуазная наука очень обстоятельно разработала теорию организации труда в промышленных предприятиях. Правильная организация труда до чрезвычайности повышает его производительность. Понятно, что предприниматели, преследуя свои выгоды, уделяли этому вопросу не мало внимания. Мы должны внимательно изучать их опыт. Такая работа, как работа Тейлора «Организация труда в промышленных предприятиях», должна быть изучена каждым студентом. Конечно, подходить к работе Тейлора надо вооружившись хорошими марксистскими очками. Ни на минуту нельзя забывать, что эта работа написана классовым врагом пролетариата. Но у врагов надо учиться.
В настоящее время вопросами организации труда занят Центральный институт труда (ЦИТ). Каждому студенту необходимо побывать в этом Центральном институте труда. Изучение этого вопроса должно быть необходимейшим звеном марксистского образования.
В Институте труда речь идет о труде заводского рабочего. Труд организатора-политпросветчика по типу своему отличается от организации труда работника физического труда. Однако есть целый ряд основных принципов организации труда, которые в одинаковой мере приложимы ко всем видам труда. Существует целая отрасль – отрасль организации управленческого труда, которая разработана также очень подробно.
Владимир Ильич рекомендовал Рабкрину и ЦКК внимательно изучать вопросы организации труда. Он сам это делал. В статье «Лучше меньше, да лучше» – это одна из последних его статей – он писал:
«Объявить конкурс сейчас же на составление двух или больше учебников по организации труда вообще и специально труда управленческого. В основу можно положить имеющуюся уже у нас книгу Ерманского, хотя он, в скобках будь сказано, и отличается явным сочувствием меньшевизму и непригоден для составления учебника, подходящего для Советской власти. Затем, можно взять за основу недавнюю книгу Керженцева; наконец, могут пригодиться еще кое-какие из имеющихся частичных пособий.
Послать нескольких подготовленных и добросовестных лиц в Германию или в Англию для сбора литературы и изучения этого вопроса. Англию я называю на случай, если бы посылка в Америку или Канаду оказалась невозможной»[151].
Владимир Ильич хотел даже, чтобы кандидаты и члены ЦКК и кандидаты в служащие Рабкрина держали особые экзамены по вопросам организации труда.
Конечно, политпросветчику надо также быть знакомым с основами организационной науки. К сожалению, нет специальной книжки, которая давала бы указания именно по политпросветработе.
Для начала политпросветчику следует прочесть:
1. Керженцев П. М., «Памятка организатора»,М., «Красная новь», 1923.
2. Ленин В. И., «Советы постороннего» (т. XIV, ч. II, стр. 269)[152].
Перепечатываем ниже последний раздел из брошюры П. М. Керженцева «Памятка организатора»:
Правила организационной работы
Если вкратце напомнить основные правила, которыми должен руководиться всякий организатор, то можно формулировать их так:
1. Ясно поставь цель для своей работы. Выдели главную, основную цель, которой нужно уделить особенное внимание, и цели второстепенные. Все участники работы должны видеть цель, которая поставлена перед их организацией.
2. Составь ясный и точный план работы. А для этого раздели работу на части, выдели главнейшие, размести, в каком порядке выполнить отдельные части работы.
3. Установи, как должна идти работа. Для этого выясни, на какие ячейки надо разделить всех участников, как их объединить между собой, какую работу им дать и кого поставить для руководства.
4. Осмотрись, что вокруг тебя. Стой твердо на земле и не витай в облаках. Выясни все условия работы. Прежде всего приспособь само место работы.
5. Считайся с материалом, который у тебя под рукой. Умей использовать, что есть. Найди и приспособь нужный инструмент.
6. Все делай по порядку. Прежде всего найди каждой вещи свое место. Работу выполняй не разбрасываясь, а одно после другого – по плану.
7. Делай все вовремя. Не опаздывай. Установи точные часы работы и отдыха Используй для дела каждую минутку. Давая приказания, всегда указывай, к какому сроку выполнить.
8. Подбери помощников. Побеседуй с ними. Расспроси их. Испытай на работе. Поставь каждого на свое место. Плохой работник чаще всего оттого плох, что ему дали не его дело.
9. Передавай работу другим. Заставляй других работать. Не путайся с мелочами. Помни пять основных частей работы организатора: а) организатор составляет общий план работы, б) он объединяет людей для работы, в) он руководит работой, г) он согласует работу отдельных частей организации и отдельных работников, д) он контролирует работу.
10. Возлагай ответственность на каждого участника организации за его работу. Каждый должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает приказания.
11. Свои приказания отдавай в краткой, точной и ясной форме. Составляй толковые инструкции для выполнения работы.
12. Больше учи, чем приказывай. Познакомь участников организации со всем делом. Заинтересуй. Вызови соревнование. Создай товарищескую дисциплину.
13. Веди непрерывный точный учет работы. Не тони в мелочах. Выбирай главнейшие цифры. Сравнивай их с другими. Контролируй работу. Следи, чтобы не было растраты людской силы, денег, материалов и инструментов.
14. Организуй себя самого. Рассчитывай работу. Экономь время. Помни об ответственности. Учись. Держи над собой контроль[153].
1927 г.
РЕЛИГИЯ И ЖЕНЩИНА
Нельзя закрывать глаза на то, что еще крепки религиозные настроения, растет сектантское движение. К сожалению, мы не всегда достаточно внимательно изучаем это явление.
Научились попы теперь потоньше действовать. Против Советской власти слова не скажут, линию свою ведут осторожно.
Рассказывают из Великолуцкого уезда Псковской губернии, что монашки образовали там сельскохозяйственный кружок, трудов не жалеют: на сельскохозяйственной выставке первую премию получили. Открыли красный уголок, работу там ведут. Всё с молитвой. Поляки (которые живут в пограничной полосе) дивятся на ксендза: агрономический кружок организовал, сорок крестьянок у него в кружке, во главе кружка – беднячка. В Сергачском уезде Нижегородской губернии, где много татар, мулла заявил: «Мы за Советскую власть. Советская власть провозгласила равенство между мужчиной и женщиной, надо внести поправку в коран и открыть двери мечети не только для мусульман, но и для мусульманок». Он так и сделал, татарки повалили в мечеть. На что уж просто наше духовенство, не привычно к утонченным способам воздействия на свою паству, а и то сейчас приспособляется. В селе Богородске Павловского района Нижегородской губернии, где живут кустари-кожевники, любящие благолепное церковное пение, духовенство ломало себе голову: «Что делать? – Мало усердия к церкви у граждан». Наконец надумали: пригласили из Москвы оперного певца петь в церкви и собрали почти всё село.
Когда-то керженские леса, что входят сейчас в состав Нижегородской губернии, были пристанищем старообрядчества, богаты были старообрядческие скиты (немало денег жертвовало на них волжское купечество). Умер, распался класс, на который опиралось старообрядчество, и оно заглохло, но обломки его по сию пору засоряют Нижегородский край. В селе Чернухи Арзамасского уезда Нижегородской губернии, кроме попа, семь сект. На десятом году революции в гробах спят! И по другим губерниям идет возрождение сект: евангелистов, баптистов. Но что далеко за примерами ходить: в Москве ткачихи с «Красной Розы» к евангелистам ходят. Надо вплотную взяться за изучение всех форм современного сектантства. Уже прошло время, когда действовали простым запретом – разгоняли сектантские собрания и пр. Теперь все сознают, что надо идти путем, может быть, более сложным, но куда более действенным.
Прежде всего надо внимательно изучать потребности, из которых вырастают религиозные настроения, изучать корни современной религиозности.
Особо остро сказывается у целого ряда людей потребность осмыслить окружающую жизнь, увязать между собой различные жизненные явления, выработать себе какое-то цельное миросозерцание, которое служило бы руководством к действию. Владимир Ильич писал о необходимости неуклонно воспитывать у масс революционное миросозерцание и тем воспитывать массы к революционному действию. Одно с другим неразрывно связано, одно питает другое. И вот переживаемый момент является как раз моментом, наиболее важным с точки зрения пропаганды революционного мировоззрения. Ведь только коммунизм может дать наиболее полный и научный ответ на искания, которые возникают сейчас у очень и очень многих людей. Почва для пропаганды богатая. Но часто бывает так, что неопытный пропагандист сводит пропаганду коммунизма к агитации, к перечислению событий, определениям, старается ничего не упустить и забывает самое главное: вскрыть увязку явлений, показать, как- говорят, «что к чему». И пропаганда не захватывает, оставляет пропагандируемого равнодушным. Надо пропагандистам как можно внимательнее прислушиваться к запросам населения и как можно полнее, как можно конкретнее ставить пропаганду марксистского, революционного мировоззрения.
В отношении работницы и крестьянки вопрос стоит еще острее. Необходимо им дать марксистское мировоззрение в самой простой, понятной форме.
Особую роль играет здесь искусство. Это, еще раз отмечаю, прекрасно знает, например, католическая церковь: красивое пение, статуи, цветы в церкви, инсценировки – все это захватывает католиков и особенно католичек. По части воздействия на массы при помощи искусства ксендзы – большие мастера. Церковное искусство – массовое искусство, часто единственно доступное народу. За вход в костёл денег не берут. У нас церковь многое переняла у католицизма. Церкви украшены иконами, церковное пение особо привлекает в церковь. Крестьянка, которая с утра до вечера мыслью прикована к хозяйству, к бесконечным домашним делам, рада, что у нее хоть в воскресенье досуг, что хоть в воскресенье может она послушать пение, посмотреть украшенные иконы. Церковь дает ей нечто такое, что после серых будней крепко захватывает ее.
Что в церковь тянет искусство, знают теперь хорошо. И вот в Великолуцком уезде Псковской губернии в страстную субботу привезли в село кинопередвижку. Народ повалил смотреть кино, церковь опустела. Но кончился сеанс, и та же толпа во всем своем составе перекочевала в церковь смотреть, как святят куличи. Что их заставило идти в церковь? Религиозное чувство? Нет, потребность в зрелище.
Наше искусство еще не стало народным, не стало доступным массам так, как доступно церковное искусство. И прав комсомол, когда обращает на это дело особое внимание. Совершенно прав он, когда устраивает конкурс гармонистов, когда добивается, чтобы на гармошке, доступной и близкой деревне, играли песни красивые, песни революционные. Музыка нужна массе, искусство нужно массе. Наше искусство еще не спустилось в низы, оно летает еще в поднебесье. А только оно может вытеснить искусство церковное.
Но надо обратить внимание еще на одну сторону. Искусство больше всего захватывает тогда, когда человек остается не только простым зрителем или слушателем, а сам принимает участие в массовом действии. В католической церкви молящиеся поют хором, в нашей – крестятся, кланяются, падают на колени, лезут под икону, участвуют в крестных ходах – одним словом, приобщаются к массовому действию. По существу дела, стремление к массовому действию – стремление здоровое. И надо идти ему навстречу. Надо организовать хоровое пение, наладить, чтобы пела вся деревня, пела красиво, хорошие песни. Надо наладить демонстрации, надо сделать так, чтобы' демонстрации были не простым шествием, а массовым действием. Карнавалы, масленичные гулянья ведь были не чем иным, как массовым действием. Надо организовать свои коммунистические карнавалы и втянуть во все это работницу и крестьянку. Искусство играет громадную организующую роль.
И именно теперь, когда стремление к общению, к коллективизму растет, особенно важно дать массам возможность разумного удовлетворения этой тяги.
Прежде всего надо поучиться умению связывать практическую работу с пропагандой своих идей.
Устраивая агрокружок, монашки, ксендз увязывают эту работу с религиозной пропагандой и агитацией. Нужно и нам всю нашу практическую работу – агрокружки, кооперативные кружки, технические кружки и т. д. – увязывать с нашим мировоззрением, пропитывать всю работу коммунистическим духом. Умеем ли мы это делать? Плоховато. Этому надо учиться и учиться.
Впрочем, кое-чему мы уже научились. Я уже писала об одном агрономическом кружке с беднячкой во главе, организованном ксендзом. Политпросветчики этого села добились, чтобы эту беднячку выбрали в сельсовет, а затем, чтобы заседания сельсовета назначались в воскресенье, в часы церковной службы. Так как в сельсовете разбирались дела о сельхозналоге и другие, в которых эта беднячка была заинтересована, то она стала усердно посещать сельсовет, а в костёл ходить перестала. Ксендз добился ее исключения из кружка, с ней ушло еще шесть беднячек, которые организовали свой агрокружок в избе-читальне.
Удалось добиться, чтобы руководство кружком взял на себя агроном. Кружок в избе-читальне стал расти, а ксендзовский таять и постепенно свелся на нет.
Борьба за влияние на молодежь, на женщину началась в новых формах. Надо организоваться для этой борьбы, вооружившись нашим революционным, марксистско-ленинским мировоззрением.
И это будет сделано!
1927 г.
ПОЛИТПРОСВЕТКАБИНЕТЫ (ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА 1-м СОВЕЩАНИИ РАБОТНИКОВ КАБИНЕТОВ ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ)
Товарищи, это первое наше совещание работников кабинетов политпросветработы, а потому я хочу сказать несколько слов.
Сейчас партия ведет очень большую работу по борьбе с бюрократизмом. Товарищи из Рабкрина приходят в отчаяние от многопудовой отчетности, получаемой с мест. Местам предлагают массу вопросов и нужных и ненужных, они отвечают – и никто физически не в состоянии эти отчеты прочесть. Когда ставится вопрос о сокращении отчетности, то вопрос стоит о том, чтобы из всей суммы вопросов выбрать самые существенные, безусловно необходимые. Но, с другой стороны, также важно, чтобы в каждом учреждении была известная сумма данных, без которых работать совершенно невозможно, которые представляют собой основную базу работы.
Когда мы всматриваемся в отчетность наших учреждений, то мы убеждаемся, что основной статистический фонд у нас весьма проблематичен, что присылаемые с мест материалы не совсем нас могут удовлетворить. Бывает, что присылается материал с одними цифровыми данными, а через два месяца в том месте переменился работник – и присылается доклад с другими цифровыми данными. Плохо обстоит дело с учетом, если нет твердо зафиксированных цифр и каждый работник дает другой материал. Так обстоит часто дело со статистическим учетом, но, кроме того, у нас должен быть и методический учет, который должен указывать, как работают наши учреждения. Но до сих пор мы и методического учета тоже не имеем. Вот почему так важна организация кабинетов политпросветработы.
Перед нами встает вопрос, что должны делать эти кабинеты. В некоторых местах бывают даже трения между кабинетами и политпросветами. Конечно, так ставить вопрос нельзя. Кабинеты никоим образом не должны брать на себя работу политпросветов. Главная задача кабинетов должна заключаться в том, что они ведут точный учет. Надо отдавать себе отчет в том, какое громадное значение имеет для нас учет работы. Надо, чтобы этот учет проводился в губернии, в уезде и в волости. Только при такой постановке учета снизу доверху мы будем иметь точные цифровые данные о работе.
Второй задачей работы кабинетов должна быть индивидуализация работы по районам. Нам нельзя везде строить работу одинаково. Она должна быть индивидуализирована, поэтому нам надо учитывать всю конкретную обстановку данного района. Эта работа ведется краеведами. Мы видим, что большой промах в нашей работе был в том, что недостаточно использовался краеведческий материал. Например, краеведы жалуются на то, что политпросветчики не используют результатов их работы, а политпросветчики часто жалуются на то, что краеведы не осведомляют их о своей работе.
Сейчас мы должны сказать, что политпросветчики должны всячески использовать опыт работы краеведов. Область краеведения слишком обширна. Каждый работник-краевед работает в отдельной области. Политпросветчики должны брать у них то, что может интересовать нас при постановке нашей работы: особенности природы и экономика края.
Но не только одних краеведов мы должны использовать, но и вообще всех культурных работников, которые изучают данную местность с какой-нибудь стороны (ветеринаров, агрономов, народных судей и т. д.). Политпросветчикам необходимо учитывать все то, что эти культурные работники установили, учитывать их работу. Без знания обстановки очень трудно будет индивидуализировать нашу работу.
Поэтому мы говорим, что в кабинетах, кроме материала, характеризующего учреждения, должен быть материал, характеризующий условия работы в данной местности. Возьмем, например, антирелигиозную пропаганду. Нельзя ее вести одинаково среди сектантского и православного населения. Условия жизни каждого слоя населения должны быть учтены. Правильный учет местных условий поможет политпросветчикам правильно поставить свою работу.
Надо не только учесть условия данного района, но и суметь сделать выводы из этих условий. Недостаточно, например, узнать, что в данном месте развиты текстильные фабрики, но надо приспособить всю нашу работу к условиям жизни работниц на этих фабриках. Надо, например, в таком районе в каждом клубе иметь такие уголки, где прядильщики могли бы отдохнуть. Или необходимо учитывать условия землевладения в каждом районе до революции. Если мы имеем две губернии, причем в одной помещичьих землевладений было ничтожное количество, а в другой помещичьи землевладения играли громадную роль, то ясно, что отношение крестьян в этих губерниях к Советской власти будет различно, и поэтому мы должны сделать соответствующий вывод и в данных губерниях различно строить политпросветработу.
Итак, работа должна быть индивидуализирована по районам, но она до сих пор еще не проделана и стоит у нас на очереди. Нам предстоит тут большая исследовательская работа. Важно, чтобы все имеющиеся у нас данные постоянно проверялись, тогда мы будем иметь правильный учет.
Я хочу остановиться еще на одном вопросе. Кое-где наша работа бывает очень хорошо поставлена. Но об этом знают только небольшие круги местного населения. Вот эту-то хорошо поставленную работу надо выявить, обобщить и сделать достоянием всех. Такое обобществление работы может быть проделано усилиями кабинетов политпросветработы.
У нас отдельные работники часто не могут разобраться в существующем печатном материале. Издается громадная литература, которую трудно прочесть, охватить, но много в ней устаревшего, нежизненного, неценного. А времени у практических работников мало. Мы должны помочь работникам выуживать необходимый материал из соответствующей литературы. Эта работа тоже должна быть проделана кабинетами.
Кабинеты должны сделать наличный литературный материал максимально доступным местным работникам, т. е. они должны облегчить этим работникам усвоение данного материала с наименьшей затратой времени и сил. Кабинеты только теперь начинают разворачиваться. Поэтому особенно важна .с самого начала ясная целевая установка в их работе.
Вот те несколько вопросов, на которых я хотела остановиться.
1927 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 811;