КАЧЕСТВО ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЫ
XV партсъезд постановил поднять качество политпросветработы. Один из путей поднятия качества политпросветработы – это индивидуализация ее, приспособление как содержания, так и методов ее проведения к окружающим условиям. Это, конечно, яснее ясного.
Мы знаем, например, что к антирелигиозной пропаганде следует подходить индивидуализированно. По-одному мы будем подходить к раскольничеству, представлявшему собой организацию купечества, по-другому – к рассказовской секте «IV Интернационал», отражающей сумбурную идеологию неорганизованных кустарей.
Политическая агитация наша будет вестись по-одному в Центрально-Черноземной области, где до сих пор еще страшно ненавидят помещиков, и по-другому, например, в Саратовской губернии, где перед революцией в руках помещиков оставалось лишь 8 процентов земли.
По-разному будем вести мы кооперативную пропаганду в городе и в деревне, в Тверской губернии и в Рязанской; по-разному будем вести агрономическую пропаганду на Севере и на Юге и т. д.
Нет человека, который с этим не согласился бы, но мы еще недостаточно овладели методами изучения окружающей нас действительности, часто изучаем ее очень поверхностно, только на глазок, только на основе личных впечатлений.
Первое, что должен знать политпросветчик, – это тот район, в котором он работает. Я говорю о госплановском районе. Должен знать политпросветчик природу и богатства своего края. Невольно вспоминается, что писал в начале 70-х годов Энгельгардт (письма «Из деревни» – книжка, которую очень внимательно изучал в свое время Владимир Ильич). «Всем известно, – писал Энгельгардт, – в каком плохом положении находится в настоящее время сельское хозяйство в России. Мы бедны, мы голодаем, наши естественные богатства лежат втуне. Земли у нас много, громадные пространства плодородной земли лежат нетронутыми. Земля богата. Истощится верхний слой, еле тронутый сохой, – паши глубже. Нужны искусственные удобрения – у нас тысячеверстные залежи фосфоритов. Да и во всем так: соль нужна – горы соли, керосин нужен – моря нефти! Мы могли бы засыпать Европу хлебом, запрудить рынки мясом, салом, маслом, сыром. А между тем мы бедны, у нас нет ни денег, ни мяса, не хватает даже хлеба... Причин такого низкого состояния, разумеется, много, но я думаю, что немаловажную причину составляет и то, что у нас образование и умение работать идут врозь»[164].
Это писалось больше 60 лет назад. С тех пор произошли колоссальнейшие социальные сдвиги, но массы еще не овладели знаниями в той мере, как это необходимо, а с другой стороны, мы еще плохо знаем наши природные богатства. Странно сказать, но тверской педвуз устраивает экскурсии своих студентов в отдаленные «неисследованные» уезды Тверской губернии, а в Марийской автономной области еще недавно только с аэроплана удалось заглянуть в глубь марийских лесов и сфотографировать их. И таких фактов уйма. Вот почему Главполитпросвет рекомендует своим политпросветчикам как можно теснее связываться с краеведческими обществами, знакомиться с их работой и популяризировать ее в массах.
Всякий политпросветчик усердно грызет также гранит экономической науки, изучает профили госплановских районов, иллюстрирует фактами окружающей жизни эти профили.
Ну, насчет расслоения деревни – это знают хорошо политпросветчики, особенно избачи, по собственной шкуре. Работу Советов, крестьянских комитетов взаимопомощи и пр. они знают хорошо, читают местные газеты, работают с ними.
Я бы сказала одно: изучая экономику и общественную жизнь района, политпросветчики не всегда умеют делать политпросветские выводы из этих фактов. А между тем политпросветчику не просто надо знать тот факт, что в данном районе много кустарей, – он должен уметь сделать из этого факта определенный вывод: как и какого типа работу он должен вести с кустарями, с какой стороны подходить к ним. И так во всем. Работа в этом направлении идет. Агитация, пропаганда, учеба все теснее связываются с экономикой района, его национальным составом, его бытом. Это чрезвычайно помогает правильной установке работы, ее эффективности.
Я бы хотела остановиться еще на одном вопросе, мало освещенном в нашей литературе. Мы знаем движущие силы экономического развития, организующую роль Советов и пр., но мы очень мало обращаем внимания на наше недавнее историческое прошлое, а между тем история какого-нибудь села или заводского поселка не прошла бесследно. История нашей страны, если мы возьмем ее хотя бы с момента крестьянской реформы 1861 г., – это история революционной борьбы. В этой истории нас должно интересовать не то, где какой революционный деятель родился, учился, женился, был в ссылке и умер, где было совершено то или другое убийство царского палача или насильника, – нас должны интересовать узлы массового движения, где создались известные традиции, скопилась известная энергия, известный революционный опыт.
Немало мест разбросано по лицу нашего Союза, где не выдерживал гнета и восставал народ, где происходили стихийные протесты, иногда нелепые по форме, где шли стачки, где громили помещичьи имения, где жестокие расправы творило царское правительство, где шла борьба с белыми.
Возьмем лишь несколько примеров.
Село Малиновка Саратовской губернии в 1905 г. громило помещичьи имения, и за это царское правительство свирепо расправилось с ним, – теперь борется бешено за избу-читальню, за школу-семилетку, за больницу.
Село Соино Смоленской губернии в 1905 г. боролось против помещиков – потом создало у себя школу II ступени и страстно отстаивало ее.
Сахарные заводы группировали в 1905 г. около себя революционное крестьянство, громившее помещичьи имения, – теперь они идут впереди всех в деле контрактации.
Возьмем Козловский уезд Тамбовской губернии. В 1905 г. крестьяне этого уезда громили помещичьи имения; то же – в 1917 г., при Временном правительстве: в 14 волостях было разгромлено 54 усадьбы. Козловский уезд один из первых перешел на сторону Советской власти, поддерживал ее упорно. В настоящее время этот уезд – один из первых по постановке самообразования. В Главполитпросвете имеется карта козловских колхозов, которых очень много. Организованы экскурсии в лучшие колхозы для учета достижений колхозного строительства.
Эти примеры слишком немногочисленны, но, мне кажется, они говорят об одном – что наши истпарты должны как можно внимательнее изучить революционные очаги каждой губернии и в то же время изучить их роль в настоящем. Эта работа может быть уже проделана на основании имеющихся у истпарта материалов хотя бы начерно в сравнительно короткое время. Есть ведь богатейший материал по 1905, 1917 гг. Надо только связать все вместе.
У нас есть экономические профили районов, нам нужно иметь еще революционные профили этих районов. Революционные профили помогут выявить те опорные пункты, в которых партия и Советская власть могут найти максимальную поддержку в деле социалистического строительства. Эти революционные очаги будут заражать своей энергией, своей инициативой другие села и местности. При известных условиях они могут превратиться в большую силу. Их надо обслужить в первую голову школами, библиотеками, избами-читальнями, клубами, народными домами и т. п. Они рвутся к знанию. В юбилеи 1905 и 1917 гг. кое-что было сделано в этом направлении, но только кое-что, а надо сделать максимум. Между тем мы имеем немало примеров крайне небрежного отношения к культурным начинаниям и требованиям этих местностей.
Параллельно надо иметь перед глазами и картину антиреволюционных центров, вроде монастырей. Надо и здесь вести энергичную просветительную работу: завести кино, радио, особенно умело подходить к просветительной работе. Главполитпросвет усиленно работает над индивидуализацией политпросветработы, над ее углублением и т. д.
Сегодня читала письма, пришедшие в последнее время от избачей. Вот выдержка из письма избача Щениковской избы-читальни Ростовского уезда Ярославской губернии (после Ленинградской губернии Ярославская – первая губерния по грамотности):
«Изба-читальня помещается в коммунальном доме волостного исполкома, представляет из себя полуразвалившуюся халупу. Все стены изрезаны окнами и дверьми. Крыша проржавела, и во время дождя заливается все помещение. Литературу приходится во время дождя сваливать в один угол, а после снова расставлять по полкам. Сейчас вот зимой – неимоверная холодина. Рамы только одни и те плохие и без стекол – вместо стекол доски от чайных ящиков. Библиотека не отапливается совсем за неисправностью печи. Несколько раз обращался с просьбой отремонтировать помещение в волисполком, но безрезультатно: нет, говорят, денег. Сейчас, когда прошло больше половины зимы, волисполком ставит вопрос о закрытии избы-читальни и сокращении избача, так как не может изыскать двухсот рублей на ремонт. Но закрыть избу-читальню в таком глухом уголке совершенно немыслимо. Изба-читальня находится в тринадцати верстах от волостного центра. В район, который она должна обслуживать, входят пятнадцать селений. Если закрыть районную избу-читальню, то весь район останется без культурной пищи».
А вот Егорлыкская изба-читальня Донского округа Северо-Кавказского края. Избач пишет:
«Литературы в библиотеке почти нет. 360 экземпляров брошюр – это же капля в море на б тысяч населения! Когда же я поехал в Донской коллектор, мне почти ничего не дали – двадцать книжек по сельскому хозяйству. Я был в Донполитпросвете, в крайполитпросвете, но там ничего не сказали. Вам я говорить не буду, можно ли с такой библиотекой работать. Вы сами великолепно знаете. Нужно только сказать, что завтра 4-я годовщина смерти нашего Ильича и послезавтра – «Кровавое воскресенье», а в библиотеке нет ничего... Стыдно стоять около шкафа библиотеки (я временно заменяю и библиотекаря, который ушел по указанию партячейки на работу по хлебозаготовительной работе, кстати сказать – библиотекарь работает временно, средства изысканы только на три-четыре месяца), когда приходят хлеборобы и говорят, что такой важной работы, как библиотечная, у нас нет.
Как теперь быть, я не знаю. Но так работать у меня не хватает энергии. Я хочу работать на политпросветработе, эта работа очень важна и нравится мне, но нужна поддержка, и от вас я ее надеюсь получить».
Таких писем – и поярче еще – сотни... Все избачи, библиотекари, ликвидаторы неграмотности просят как можно скорее ответить им, помочь. Молчу как убитая. Что мне сказать им – «повышайте качество вашей работы»?
Вот оборотная сторона культурной революции. Громадные перспективы, сознание того, как надо повышать качество работы, сознание того, как важна работа политпросветчика, – и дикая беспризорность, необеспеченность самых элементарных предпосылок массовой политпросветработы.
Создание материальных предпосылок – самая насущная, самая неотложная задача. Без этого нельзя обслужить массы, которые стремятся овладеть знанием, стремятся превратить знание, культуру в орудие новых побед трудящихся. Эти предпосылки должны быть созданы во что бы то ни стало.
1928 г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА АГИТПРОПСОВЕЩАНИИ ПРИ ЦК ВКП(б)
Часто, когда говорят о культурной революции, употребляют такие выражения: «Мы проведем эту культурную революцию», «Мы ее сделаем», – как будто это дело, устраиваемое только сверху, и как будто масса здесь ни при чем. А ведь в понятие «революция» входит также и понятие «масса».
И по линии политпросветработы, и по линии профсоюзов мы не всегда достаточно умеем слушать то, что говорит масса. Возьмем, например, рабочий университет, где масса учащихся уже достаточно культурна. Учащиеся приходят и заявляют: «Мы хотим принимать участие в выработке программ, мы сами хотим то-то и то-то сделать». Но если мы имеем массы, которые не привыкли еще выявлять себя, не знают, как подойти к этому делу, то задача политпросветов, культотделов, агитпропов – помочь массам в этом, не задерживая, однако, их самостоятельности. А у нас со времени военного коммунизма вошло в обычай говорить: «Мы сделали то-то», «Мы проводим то-то» – и не вслушиваться вплотную в то, что массы говорят, как они сами оценивают тот или иной вопрос, что их волнует.
Несколько лет мы уже толкуем о необходимости культурного районирования – в каждом районе свои экономические особенности, свои исторические особенности, часто особый национальный состав, – но надо сказать, что вплотную мы к этому еще не подошли, не всегда умеем из всех фактов делать надлежащие выводы. А часто стоит прослушать несколько предложений, исходящих от массы, чтобы понять, как надо нашу агитацию, пропаганду приспособить к данной, конкретной группе населения.
Я хотела бы остановиться на одном вопросе, который в последнее время часто затрагивается, – это вопрос об антирелигиозной пропаганде.
Тов. Криницкий неправильно говорит, что политпросветы уделяли этому делу мало внимания. Как раз уделялось много внимания антирелигиозной пропаганде, в частности антирелигиозной пропаганде среди нацменьшинств, и как раз благодаря тому, что там очень разнообразный подход со стороны духовенства: у католического ксёндза – свой, у муллы – свой. По линии антирелигиозной пропаганды среди нацменьшинств нам удалось нащупать очень много правильных и верных подходов. На конференциях, которые проходили в прошлом и позапрошлом годах, представители нацменьшинств чрезвычайно ярко рассказывали о той борьбе, которая на этой почве ведется. Например, ксёндз устраивает агрономический кружок во главе с беднячкой – и начинается борьба, чтобы эту беднячку оттянуть. Наши выбирают ее в Совет и заседание Совета назначают в такой час, когда идет богослужение. Ксёндз негодует, что она не посещает костёла, ее исключают из кружка, и она переходит в агрономический кружок при избе-читальне, а за ней тянутся другие беднячки. Мы имеем факт, когда мулла говорит о том, что «нужно в коран поправку внести», потому что «Советская власть уравняла в правах мужчин и женщин». Соответственно этому и наши организации усиливают работу среди женщин, организуют их, чтобы оттянуть от мечети.
Я думаю, что перед нами сейчас стоит некоторая опасность, чтобы мы не впали в те приемы антирелигиозной пропаганды, которые у нас процветали в 1919–1920 гг., когда был только прямой напор и не было понимания того, на какой почве создаются те или другие сектантские настроения.
Возьмем, например, секту «IV Интернационал». Она возникла потому, что Всекопромсоюз не принимал всех желающих вступить в кооперацию, поэтому среди кустарок возникла секта, в представлении которой «бог покровительствует кооперации». Довольно своеобразная секта, но подкладка чрезвычайно ясна.
Или баптизм, который развит в Ленинградской области, где имеется много финнов. Финны разбросаны по лесу – живут хуторами, целую неделю никого не видят, но у них имеется потребность в общении, они хотят ярких художественных переживаний. В избе-читальне ничего нет. – ни радио, ни финской литературы. Этим запросам надо пойти навстречу. Одним напором, одним комсомольским рождеством мало что сделаешь. Тут должен быть целевой подход, разработанный довольно детально.
Вот «трезвенники». Понятное дело, почему число их растет. Потому, что мы не ведем достаточно активно антиалкогольную пропаганду, а если мы ее поведем, то в корне подрежем агитацию «трезвенников».
У нас сейчас имеются налицо колоссальные «ножницы» между потребностью масс в знаниях и возможностью эту потребность удовлетворить. При старых формах работы у нас не было бы выхода, но выход можно найти в некоторых новых формах работы, которые облегчают постановку массовой учебы.
Особенно напирает сейчас с учебой малограмотный актив, а количество наших школ для взрослых, сметы, на это дело отпускаемые, – просто курам на смех по сравнению с наличной потребностью. Но сейчас есть одна форма, которая может получить колоссальное значение, – это форма заочного обучения. В этом году Главполитпросвет попробовал поставить заочное обучение по американскому методу. Американский метод состоит в том, что берут ответственное, подготовленное лицо, спеца в области науки, в области знаний, берут практика и методиста. Они сообща пишут учебники. Соединение трех работников гарантирует известную доброкачественность работы. Заочное обучение для малограмотного актива вызывает колоссальный интерес со стороны масс. Но мы не смогли развернуть эту работу, потому что мы хотели ее лабораторно проработать. Заочник обходился нам 4 рубля в месяц, а мы брали плату лишь 1 рубль. У нас было только 2 тысячи заочников из малограмотного актива. Если можно будет применить учебник заочного обучения для малограмотного актива в Красной Армии (а большинство красноармейцев принадлежит именно к этому малограмотному активу), организовав массовую консультацию, научив учащихся самостоятельно работать с книгой, с учебником и лишь давая некоторые советы, некоторое регулирование занятий, значение Красной Армии как культурного центра возрастет во много раз. Мы могли бы через это заочное обучение дать знания в деревню, в коммуны (в коммунах мы не можем рассчитывать на то, что мы там поставим школы).
Мы работаем над созданием такого учебника по заочному обучению, когда каждый учащийся выполняет известное число заданий, а потом эти задания проверяются, контролируются. Ряд учебников заочного обучения для первой ступени (для малограмотного актива) уже создан Главполитпросветом – это учебники Бюро заочного обучения. Таким образом, мы получаем возможность нести знания в массы не только через лекции по радио, не только при помощи живых образов – через кино, не только через газеты, но мы можем поставить также в массовом масштабе и учебу.
Пути массового просвещения намечаются. Они должны быть дополнены массовой организацией просветительной работы, массовым их использованием. Рабочий класс – организатор по своей сущности. Нужно сломать всю ту бюрократическую условность, которую мы создали в массовой политико-просветительной работе: если у нас клуб, то непременно заведующий или правление должны всё предвидеть, всё предрешать, а как массе тут дать сорганизоваться самостоятельно, – этого мы не умеем; нас связывает шаблон. Нам нужно использовать все средства, чтобы помочь массам овладеть знаниями.
Я не согласна с тем, что говорил т. Криницкий относительно женотдела. Вот в Ленинградской области, кажется по Лужскому округу, проводилось обследование – кто и что читает в деревне. Выяснилась такая картина, что политические книги читают гораздо больше крестьянки, чем крестьяне. Картина немножко неожиданная, которая объясняется тем, что существует библиотечка «Работница и крестьянка», которая выдвигает ряд политических вопросов. Говорить о культурническом характере работы среди женщин неверно. Делегатке, конечно, гораздо труднее овладевать знаниями, потому что у нее культурный уровень ниже, но, по-моему, особого культурнического уклона здесь нет.
Теперь я перехожу к вопросу о той классовой борьбе, которая идет по линии нашей школы.
Тов. Криницкий совершенно правильно подчеркнул это. Эта классовая борьба идет, конечно, – идет достаточно остро и по линии политпросветов, она идет и по линии школ. Очень характерно, что по этому вопросу почти никто не говорил. Но это наша традиция. Вопрос об идеологическом, воспитательном и организационном влиянии пролетариата через школы на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся – кого он интересует? А между тем в программе партии четко и ясно говорится о том, какой мощной машиной проработки идеологии всей массы трудящихся является школа. И говорится там не только о программах, о содержании преподавания, а говорится и о воспитательном и организационном влиянии пролетариата на примыкающие к нему слои.
Посмотрим, как обстоит дело, например, с вопросами школьного самоуправления, как оно у нас поставлено во второй ступени. Я должна сказать, что эта организация стихийно и в значительной степени против Наркомпроса, помимо сознания передовых учителей, сложилась в нечто очень сильное, но идущее совсем не по нашей линии. Всяческие соревнования индивидуального характера, система наказаний, которые ученики налагают на своих товарищей, – нечто неслыханное, во что у нас выродилось школьное самоуправление. У нас ученики могут исключать своих товарищей из школы, могут приговаривать ко всякого рода наказаниям; практикуется «условное осуждение» на столько-то времени и т. д. Недавно мы заслушивали на научно-педагогической секции Государственного ученого совета доклад о том, что в ряде школ в сочинениях ребят (я говорю про вторую ступень, не про первую) пишется: «Групком должен доносить о поведении недисциплинированных ребят». Мы совершенно не замечаем того, как у нас стихийно складываются в воспитании такие формы, которые никак не могут воспитать коммунистов, а воспитывают, наоборот, совершенно чуждую психологию. На учебные программы мы еще обращаем внимание, а на это – нет.
Школа I ступени – это школа массовая. Конечно, народный учитель гораздо ближе стоит к массе, чем учитель школы II ступени. Массовый народный учитель гораздо больше идет за Советской властью, и мы видим, что в школе I ступени ребята растут нашими. От ребят из школы I ступени все больше получается письмишек, где ребята говорят: «Мои родители на бога надеются, а я с богом не согласен, потому что он худший враг Советской власти». Конечно, это по-ребячьи говорится: «бог – худший враг Советской власти» – значит, предполагается, что бог какой-то есть. Но в ребячьих письмах из школ
I ступени мы определенно видим, что растет новое поколение, трезвое, практическое. Ребята непременно выступают с предложениями. Ясно видишь, чувствуешь, что растет другое поколение. Но, если мы возьмем школу
II ступени, которой до последнего времени уделяли меньше внимания, мы здесь видим очень острую борьбу. Надо, чтобы партия обращала сугубое внимание на все эти вопросы и все эти вопросы разбирала.
Самая установка нашей школы II ступени такова, что не дает возможности сыну рабочего и сыну крестьянина с ней справиться, она не дает, несмотря на колоссальную нагрузку, знаний, нужных для жизни, не дает выхода в жизнь. Школа II ступени – лишь коридор в вуз, и поэтому создается такое представление, что единственное место, где можно получить знания, подготовиться к жизни, – это вуз. И каждую осень мы видим целую кучу молодежи, которая приходит держать экзамен в вуз, – конечно, ни в какой вуз она не годится, но думает, что получит знания не иначе, как в вузе. Часть из этой молодежи, наиболее способная, проскакивает, но вузовской нагрузки не выдерживает и вуза не кончает. А надрываются ребята из-за этого стремления в вуз здорово.
Надо гораздо больше продумать всю нашу систему. Нам нужны по всей стране работники средней квалификации. Если сравнить цифры, которые говорят о числе учащихся в технических и сельскохозяйственных вузах, техникумах и в рабочих школах, то получается странная пропорция. Получается громадная голова, среднее туловище и короткие ноги. Получается, что в вузах у нас учащихся больше, чем в школах, которые учат квалифицированных рабочих. Я тут меньше всего хочу нападать на Профобр, потому что это – стихийный напор со стороны низов. Надо ясно понять, что Наркомпрос не всегда может сделать то, что нужно. Здесь вопрос не столько в деньгах, сколько в общественном мнении и старом наследстве, в традициях, которые не всегда легко сломить. Тут вопрос об организации всей системы. Конечно, можно сказать: «У нас есть уже известная система и нельзя ее ломать», – но я вспоминаю, что Владимир Ильич говорил насчет кодекса земельных законов. Его пригласили выступить по поводу кодекса земельных законов. Он отнекивался, говорил, что не проштудировал его достаточно. Его все же на ЦИКе заставили выступить, и он сказал: этот кодекс мы сами написали, если там что-нибудь окажется неправильным, если жизнь покажет, что его надо в той или иной части изменить, мы его можем изменить к лучшему. Я думаю, что и та система народного образования, которую мы создали, также подлежит улучшению, если жизнь показывает, что благодаря таким-то и таким-то обстоятельствам наша система оказалась недостаточно гибка, планово выдержана.
Я думаю, что Агитпроп тут не может дольше открещиваться, говорить, что это не его дело, что его касаются только вопросы агитации и пропаганды, а вопросы народного образования в целом его не касаются. И политпросветам, и агитпропам, и культотделам надо идти единым фронтом. Ведь сил очень мало, а запросы огромные; задачи стоят огромные, и отгораживаться в работе, воздвигать стену между работой культотделов и политпросветов, по-моему, совершенно сейчас немыслимо. Сейчас на культотделы ложится задача в области работы с новыми кадрами рабочих из деревни и стоит во весь рост вопрос, как их переработать, как использовать ту связь, которая теперь крепче завязывается через эти кадры с деревней. Эти вопросы в связи с ростом численности рабочего класса, притока новых слоев из деревни стоят очень остро, их нельзя разрешить, отгородившись от политпросветов. Тут надо сообща планировать вопросы, сообща вырабатывать минимум, где, в каком месте, как надо работу укреплять. А то начинают профсоюзы летом работать, например, со строительными рабочими, на зиму работа эта прерывается, и строительные рабочие остаются столь же малограмотными, как были. Культотдел считает, что учить рабочих, живущих в деревне, – дело политпросветов. Ине учит никто.
Я думаю, что мы должны сказать, что культурная революция требует, чтобы самодеятельность масс обслуживалась объединенными силами существующих организаций, ибо порознь взятая помощь массам со стороны этих организаций ничтожна.
1928 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 482;