IV СЪЕЗД ПОЛИТПРОСВЕТОВ 5 страница
Остановлюсь еще на одной стороне – на том, что кино в целях пропаганды социалистического строя, коммунистических идей не должно рассматриваться изолированно. Его надо ставить в тесной связи со всей нашей агитацией и пропагандой.
Мы знаем, что одно впечатление получается от кинофильма, если человек пришел и смотрит его неподготовленным; другое впечатление, если к этому ведется предварительная подготовка – если предварительно рассказывается, разрабатывается (в школе или в особом кружке) тот материал, который будет показан в кино. Например, практика работы с детьми показывает, что ребятам иногда трудно сразу охватить предмет, если он находится в движении. И вот практики указывают на то, что иногда целесообразно при помощи волшебного фонаря показать определенный образ в спокойном состоянии, например: показать моржа, поговорить об этом морже, показать окраску льда и т. д. Когда ребята видят, как льдина движется, как моржи влезают на нее, получается другое впечатление, и картина становится гораздо более понятной. Иногда особенно важно предварительно проработать вопрос. Если мы хотим, например, провести производственную пропаганду в области текстильной промышленности, то мы должны провести большую предварительную работу: провести экскурсию на фабрику, объяснить все – после этого кино будет иметь уже другое значение и лучше будет все воспринято.
Кино надо использовать полностью. Владимир Ильич говорил, что мы не умеем пользоваться тем немногим, что у нас есть. Он указывал на необходимость, например, каждую электростанцию использовать для пропаганды электрификации. Точно так же можно это применить и в отношении кино. У нас есть кино, у нас есть громадная тяга масс к нему, но мы еще не умеем в достаточной мере использовать то, что у нас есть.
Выводы. Политпросветчик ни на минуту не должен забывать о том, что задача политпросветов – воспитывать в массах революционное миросозерцание. Необходимо заботиться поэтому, чтобы во всех политпросветучреждениях: школах взрослых всех типов, библиотеках, клубах, избах-читальнях и т. д. – вопросам пропаганды, уделялось достаточно большое место. В целях пропаганды наряду с устным и печатным словом должны быть широко использованы радио и кино, а равно и все формы показательной пропаганды, как-то: экскурсии, выставки, музеи, театр и пр.
Материал для чтения
Ленин Н. (Ульянов В.), Три источника и три составных части марксизма. Собр. соч., т. XII, ч. II, стр. 54–59[107].
Завадовский Б. М., О популяризации естествознания, М., «Новая Москва», 1926.
Муратов М. В., Оценка и анализ общедоступной книги. В помощь библиотекарю и педагогу, М., «Посредник», 1926.
Крупская Н., Как и чему учиться, М., «Молодая гвардия», 1926.
Задание. Опишите, как поставлена пропаганда в каком-либо известном вам учреждении: клубе, библиотеке, школе взрослых. Дайте свою оценку постановке дела пропаганды в этом учреждении.
ЛЕКЦИЯ 6 ОБ АГИТАЦИИ
Агитация является средством воспитания масс к революционному действию. – Агитация действует на эмоциональную сторону. – Она всегда имеет в виду определенную, конкретную цель – побудить к определенному действию. – К агитации прибегают и черносотенцы, и шовинисты,. – Тема агитации у коммунистов определяется их мировоззрением, программой, с одной стороны, оценкой момента – с другой, учетом настроения масс – с третьей. – Переживаемая эпоха требует от нас уже не отрицательной, а положительной агитации. Общая тема – строительство социализма. – Агитацию за конкретные, непосредственные цели необходимо связывать с этой общей темой: общее направление конкретной агитации дают агиткампании, характер которых определяется оценкой текущего момента.
Прошлый раз мы говорили о воспитании масс к революционному миросозерцанию. Теперь нам надо остановиться на вопросе о воспитании масс к революционному действию.
Если орудием воспитания масс к революционному миросозерцанию является по преимуществу пропаганда, то орудием воспитания масс к революционному действию является по преимуществу агитация.
Слово «агитация» происходит от французского слова «agiter», которое в переводе значит «волновать», «побуждать». Агитатор, который не умеет волновать, зажигать массу, – не агитатор. Прием агитации заключается в том, что внимание массы приковывается, концентрируется на факте, волнующем ее в данную минуту, и этот факт освещается таким образом, что еще больше волнует массу, побуждает ее к определенному действию. Современная наука указала, что в основе всякого действия лежит эмоция, чувство. Эмоция – побудитель к действию. Поэтому агитация тем сильнее действует, чем больше она захватывает, возбуждает.
У Джона Рида в его известной книжке «10 дней, которые потрясли мир» есть замечательное описание. В Питере, в громадном здании манежа, пулеметчики слушают агитаторов... Момент решающий – агитатор говорит о Советской власти, о мире, о земле. И вот описано, как слушают солдаты оратора: никто не шелохнется, лица напряженные, бледные, пот выступает на лбу; по лицам, по всему видно, что переживают слушатели, какие сильные чувства они испытывают.
Искусство агитации заключается не только в умении горячо говорить, возбуждать массу, но и ставить перед ней ясную, конкретную цель, которая была бы стимулом, побуждением к действию.
Когда в 90-х годах велась агитация на почве борьбы за улучшение экономического положения рабочих, всегда выставлялась определенная, конкретная цель – добиться повышения заработной платы, сокращения рабочего дня и пр. Это были не расплывчатые, неопределенные, а вполне конкретные лозунги, объединявшие рабочих, организовывавшие их. Или лозунг «Вооруженное восстание» – это был тоже лозунг конкретный, организующий. Могут, конечно, быть лозунги агитации не только не революционные, но прямо контрреволюционные. Агитация против евреев с лозунгом: «Бей жидов!» – тоже была агитацией, но агитацией контрреволюционной. Мы знаем, какую агитацию вели в свое время французы против немцев, какую агитацию вели немцы против французов. Шовинистская, возбуждающая национальную ненависть агитация ведется часто очень ловко. Один товарищ, недавно побывавший в Германии, рассказывал: «В Германии сейчас ведется усиленная производственная пропаганда. Подъезжаешь к деревне и видишь громадный плакат: «Французы взяли у нас столько-то тысяч коров – повысим молочность оставшихся коров» и т. д.»
Очень важен выбор лозунгов. Надо выбирать лозунги, соответствующие нашим, коммунистическим убеждениям. Но мало выбрать правильный с коммунистической точки зрения лозунг, надо выбрать такой лозунг, который имеет особое значение в данный момент, который способен в данный момент поднять массу, потому что он массе близок, является собственным делом массы.
Возьмем пример. В июле 1917 г. под влиянием политики Временного правительства, двинувшего на фронте войска в наступление, приведшее к поражению, под влиянием угрозы вывести революционные войска из Питера восстало несколько полков. На улицы вышло около полумиллиона рабочих. Приехали матросы из Кронштадта. Но партия делала все возможное, чтобы удержать массы от восстания. Временное правительство начало бешено преследовать большевиков и восстанавливало этим против себя войска, рабочих и крестьян. Усмиряло крестьян, забиравших у помещиков землю. Это покрывали эсеры, Чернов и К0. 26 августа Корнилов по соглашению с Керенским двинул с фронта на Питер контрреволюционно настроенные казачьи части и так называемую «дикую дивизию». Во главе обороны революции стали Петроградский и Московский Советы. На гражданский фронт под Петроградом были двинуты революционные войска и организованные рабочими красногвардейские части.
Владимир Ильич скрывался в Финляндии. В сентябре 1917 г. он писал в ЦК партии, что восстание поставлено в порядок дня ходом объективных событий, и сравнивал положение, бывшее в июле, с наступившим в сентябре.
В июле, по словам Владимира Ильича, «1) не было еще за нами класса, являющегося авангардом революции.
Не было еще большинства у нас среди рабочих и солдат столиц. Теперь оно есть в обоих Советах. Оно создано только историей июля и августа, опытом «расправы» с большевиками и опытом корниловщины.
2) Не было тогда всенародного революционного подъема. Теперь он есть после корниловщины. Провинция и взятие власти Советами во многих местах доказывают это.
3) Не было тогда колебаний, в серьезном общеполитическом масштабе, среди врагов наших и среди половинчатой мелкой буржуазии...
4) Потому 3–4 июля восстание было бы ошибкой: мы не удержали бы власти ни физически, ни политически. Физически, несмотря на то, что Питер был моментами в наших руках, ибо драться, умирать за обладание Питером наши же рабочие и солдаты тогда не стали бы: не было такого «озверения», такой кипучей ненависти и к Керенским, и к Церетели – Черновым, не были еще наши люди закалены опытом преследований большевиков при участии эсеров и меньшевиков.
Политически мы не удержали бы власти 3–4 июля, ибо армия и провинция, до корниловщины, могли пойти и пошли бы на Питер.
Теперь картина совсем иная»[108].
Мы видим, что лозунг восстания анализируется Лениным с точки зрения объективных условий, причем решающим моментом Ленин считает настроение масс, их готовность к борьбе.
Агитация сыграла в истории нашей партии громадную роль. Началась она с агитации по отдельным фабрикам и заводам, с агитации на почве отдельных экономических требований. Рабочие сначала врозь добивались улучшения своего положения, потом был найден общий, объединяющий борьбу рабочих лозунг – борьба за сокращение рабочего дня, лозунг, приведший к забастовке текстилей в Питере. Затем экономическая борьба была спаяна с борьбой политической, вылившейся в ряд демонстраций. Девятое января придало всей борьбе широкий размах, выдвинув лозунг «Долой самодержавие!» Этот лозунг приобрел общероссийское значение, превратив передового, самого решительного, самого непримиримого борца с самодержавием – рабочий класс – в вождя всех трудящихся России. Путем борьбы с самодержавием была всеобщая забастовка, переросшая в вооруженное восстание. Лозунг «Долой империалистическую войну!», выдвинутый большевиками, выходил уже далеко за пределы одной страны. Этот лозунг стал лозунгом интернациональным.
Мы видим, как все шире по размаху становились лозунги Коммунистической партии.
Само собой, широкий лозунг не значит, что агитация отрывается от конкретных условий и всюду ведется по одному и тому же трафарету. Лозунг «За более короткий рабочий день» не означал, что агитаторы только и повторяли: «Боритесь за более короткий рабочий день... боритесь... боритесь... боритесь!..» Нет, дело велось иначе. На каждой отдельной фабрике агитаторы брали примеры, знакомые рабочим данной фабрики. На конкретных примерах показывали, сколько выигрывает фабрикант от удлинения рабочего дня, сколько проигрывает рабочий. На отдельных профессиях показывали, как пагубно отзывается на здоровье рабочего длинный рабочий день.
Лозунг «Долой самодержавие!» не означал, что агитаторы одинаково подходили и к рабочим, и к крестьянам, и к передовым рабочим, и к отсталым, одинаково во всех городах и селах. Нет. Но каждый факт произвола правительства, каждый факт злоупотребления царских чиновников, каждый факт «усмирения» использовался для агитации.
Точно также лозунг «Долой империалистическую войну!», конечно, никоим образом не означал, что во всех странах эта агитация велась по одному и тому же шаблону, что повсюду был один и тот же подход к массе – вне зависимости от исторического прошлого страны, вне зависимости от экономических особенностей страны, вне зависимости от организованности масс и их переживаний.
И агитация на почве экономических требований, и агитация против самодержавия, и агитация против империалистической войны имели, в конечном счете, целью борьбу за социализм. Но эта цель была очень отдаленна, носила более программный, чем непосредственный характер. Агитация носила по преимуществу отрицательный характер – это была агитация за устранение с пути пролетариата того, что стояло на пути его развития, его организации, его непосредственной борьбы за социализм.
Сейчас мы живем совсем в другую эпоху – в эпоху, когда в основном мы уже победили. Сейчас мы переживаем совсем другой этап борьбы за социализм.
«...Для нас он (коммунизм – Н. К.), – говорил Ленин, – уже перестал быть программой, теорией и заданием, для нас это дело сегодняшнего фактического строительства»[109].
И в другом месте – в своей последней речи на пленуме Московского Совета в ноябре 1922 г. – Владимир Ильич повторяет ту же мысль: «Мы перешли к самой сердцевине будничных вопросов, и в этом состоит громадное завоевание. Социализм уже теперь не есть вопрос отдаленного будущего, или какой-либо отвлеченной картины, или какой-либо иконы. Насчет икон мы остались мнения старого, весьма плохого. Мы социализм протащили в повседневную жизнь и тут должны разобраться»[110].
Теперь перед партией и политпросветами стоит задача развернуть агитацию на почве этих будничных вопросов, возбуждая массу к революционному строительству.
Организующим центром борьбы за социализм являются Советы. Но мало это провозгласить. Необходимо ежечасно укреплять Советы, поднимать на должную высоту их работу, организовывать вокруг Советов все население.
Будничные вопросы об оживлении Советов, о выборах в Советы, об укреплении горсоветов, об организации работы секций должны рассматриваться в перспективе строительства социализма. И агитация, например, за оживление Советов должна увязываться с борьбой за социализм, за лучший строй – за сытую, здоровую, просвещенную, светлую жизнь.
Нам надо поднимать благосостояние страны. В стране нищей построить социализм нельзя. В эту борьбу за благосостояние страны надо вовлечь массы. Вот почему Владимир Ильич придавал такое громадное значение производственной пропаганде. Производственная пропаганда неразрывно связана и с производственной агитацией. В деревне производственная пропаганда принимает обычно форму агропропаганды. Само собой, надо вести не только агрономическую пропаганду, но и агрономическую агитацию, т. е. побуждать крестьян к определенному улучшению своего хозяйства, толкать их на определенные действия.
Когда крестьян водят на экскурсию, например в Дом крестьянина, – это агропропаганда, но, когда вопрос идет о переходе всего села на многополье, убеждение крестьян в необходимости этого – это агитация. Конечно, агропропаганда тесно связана с агроагитацией, помогает этой последней, но все же агроагитация – это особая задача. И тут чрезвычайно важно, чтобы выставляемая цель была агрономически продумана, обоснована, чтобы были выяснены все пути к ней, чтобы пути эти были отчетливо осознаны агитирующим, а то я наблюдала однажды, как молодежь ездила в деревню агитировать. Молодежь разучила веселую «агропесенку», в которой крестьянин призывался переходить на многополье и по книжке вести хозяйство. Песенка веселая, лица молодые. Но перешел ли хоть один крестьянин от этой песенки на многополье? А молодежь ездила специально агитировать деревню, и расходы на поездку значились под рубрикой «агропропаганда».
Агропропаганда и агроагитация должны вестись со всей серьезностью. Надо учиться нам у немцев. Они умеют увязывать свою агропропаганду с шовинистской пропагандой – мы должны нашу агропропаганду увязывать с пропагандой социалистической. «Поднимайте молочность вашего скота!» – «В стране с отсталым хозяйством («нищей», как говорил Ильич) построить социализма нельзя» – в этом разница в пропаганде агронома и политпросветчика. Агроном просто ведет агропропаганду. Политпросветчик ведет ту же агропропаганду, но увязывает, вскрывает ее связи со строительством социализма, с борьбой масс за лучшие порядки. Когда-то мы умели увязывать агитацию за вентиляцию с борьбой против самодержавия – теперь мы должны научиться борьбу за повышение молочности коров увязывать с борьбой за социализм, учить массы объединяться в этой борьбе.
Лозунг «Кооперирование масс» – лозунг обобщающий. Он идет по тому же руслу, что и лозунг производственной пропаганды, но расширяет его, обобщает, вносит в него гораздо более сильный социалистический привкус. Не просто заботьтесь о поднятии своего хозяйства, а заботьтесь об этом сообща, объединяя свои хозяйственные усилия. «Кооперируйтесь» – значит втягивайте в это дело не только всю массу середняков, но и бедноту; изживайте нищету, эксплуатацию.
Этот лозунг – лозунг кооперирования – теснейшим образом увязывается с лозунгом «Просвещайтесь!» – овладевайте достижениями науки, вооружайтесь знаниями. И опять-таки и тут – агитацию за учебу – коммунист должен вести по-коммунистически. Не для того надо учиться, чтобы «выйти в люди», добиться положения, получить хорошо оплачиваемое место квалифицированного рабочего, а для того, чтобы уметь как следует строить кооперацию, чтобы научиться строить светлую жизнь.
Дело партии, учитывая объективные условия, учитывая настроение массы, давать общие директивы. Таков смысл агиткампаний. Дело политпросветчиков обдумывать, как с данным слоем населения, в данной обстановке, при данном настроении осуществлять путем агитации директивы, даваемые партией.
Выводы. Политпросветчик должен отдавать себе отчет, какие непосредственные, конкретные задачи социалистического строительства стоят перед обслуживаемой политпросветучреждением массой в данный момент. Политпросветчик должен учитывать также возможности и пути осуществления этих задач и соответствующим образом организовывать через данное политпросветучреждение необходимую агитацию.
Материал для чтения
Ленин Н. (Ульянов В.), Великий почин. (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»), любое издание[111].
Задания. 1) Укажите, какую цель преследовал Ленин брошюрой «Великий почин», к кому он в ней обращался, какими доводами обосновывал необходимость проведения в жизнь поставленной в брошюре цели, какие чувства возбуждает брошюра. 2) Попробуйте набросать короткую листовку агитационного характера на тему, освещенную Лениным в его брошюре «Великий почин».
Приложение
В связи с вопросом об индустриализации страны чрезвычайно важно познакомиться с тем, как подходил Владимир Ильич к вопросу о пропаганде в области техники.
Надо ознакомиться для этой цели с брошюрой Г. Кржижановского «Ленин и техника» (М., «Работник просвещения», 1925) и с предисловием Владимира Ильича к книге И. И. Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства»[112].
Приведем выдержки из брошюры Г. М. Кржижановского.
«Октябрь поставил работников Советской России на хозяйственном фронте в положение подлинных пионеров. Громадная страна еще только-только что разбужена революцией от векового сна. Мы знаем в буквальном смысле еще только азбуку в области познания наших природных ресурсов. Это легко показать, проследив, как почти из года в год мы меняем в учетных статьях цифру за цифрой. В лице Владимира Ильича мы имели человека, превосходно отдававшего себе во всем этом самый полный отчет и, как никто, обладавшего таким авторитетом для решительного перехода от правильной теории к нужной практике, который как нельзя лучше мог сократить муки родов новой Советской России» (стр. 9).
«Многим из вас, вероятно, памятно, какой в свое время сенсацией были слова Владимира Ильича на VIII съезде, что работы Государственной комиссии по электрификации (ГОЭЛРО) должны явиться своего рода новой партийной программой. Припоминаю, каким громом аплодисментов, и, быть может, не для всех ожиданных аплодисментов, ответил съезд на заявление Владимира Ильича о том, что на последующих съездах доклады инженеров и агрономов, участников строительства Советской России, станут обычным явлением» (стр. 12–13).
«В феврале 1921 г. в 39-м номере «Правды» Владимир Ильич вновь выступает с горячей защитой плана электрификации.
Давши краткий очерк содержания доклада об электрификации и напомнив резолюцию съезда, Владимир Ильич далее пишет: «Чтобы оценить всю громадность и всю ценность труда, совершенного «Гоэлро», бросим взгляд на Германию. Там аналогичную работу проделал один ученый Баллод. Он составил научный план социалистической перестройки всего народного хозяйства Германии. В капиталистической Германии план повис в воздухе, остался литературщиной, работой одиночки. Мы дали государственное задание, мобилизовали сотни специалистов, получили в десять месяцев (конечно, не в два, как наметили сначала) единый хозяйственный план, построенный научно. Мы имеем законное право гордиться этой работой; надо только понять, как следует ею пользоваться, и именно с непониманием этого приходится теперь вести борьбу»[113]» (стр. 13).
«...Не подлежит сомнению, что величайшее ускорение в деле фактической реализации электрификации, во много и много раз превосходящее по своей действенной силе и резолюции наших электротехнических съездов и доклады наших отдельных работников, было дано как раз мощной направляющей рукой Владимира Ильича».
«Говоря о значении перехода к новой экономической политике, Владимир Ильич пишет следующие характерные строки:
«Посмотрите на карту РСФСР. К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на-Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к северу от Томска идут необъятнейшие пространства, на которых уместились бы десятки громадных культурных государств. И на всех этих пространствах царит патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость. А в крестьянских захолустьях всей остальной России? Везде, где десятки верст проселка – вернее: десятки верст бездорожья – отделяют деревню от железных дорог, то есть от материальной связи с культурой, с капитализмом, с крупной промышленностью, с большим городом. Разве не преобладает везде в этих местах тоже патриархальщина, обломовщина, полудикость?
Мыслимо ли осуществление непосредственного перехода от этого, преобладающего в России, состояния к социализму? Да, мыслимо до известной степени, но лишь при одном условии, которое мы знаем теперь, благодаря одной громадной и завершенной научной работе, точно. Это условие – электрификация. Если мы построим десятки районных электрических станций (мы знаем теперь, где и как их построить можно и должно), если мы "проведем энергию от них в каждое село, если мы добудем достаточное количество электромоторов и других машин, тогда не потребуется переходных ступеней, посредствующих звеньев от патриархальщины к социализму или почти не потребуется. Но мы прекрасно знаем, что это «одно» условие требует, по меньшей мере, десяти лет только для работ первой очереди, а сокращение этого срока мыслимо, в свою очередь, лишь в случае победы пролетарской революции в таких странах, как Англия, Германия, Америка»[114]» (стр. 16–17).
«В конце января 1920 г. я послал ему статью о задачах электрификации промышленности и 23 января получил от него такое письмо:
«Гл. М!
Статью получил и прочел.
Великолепно.
Нужен ряд таких. Тогда пустим брошюркой. У нас не хватает как раз спецов с размахом или «с загадом»...
...Нельзя ли добавить план не технический (это, конечно, дело многих и не скоропалительное), а политический или государственный, т. е. задание пролетариату?..
...Я думаю, подобный «план» – повторяю, не технический, а государственный – ...надо дать сейчас, чтобы наглядно, популярно, для массы увлечь ясной и яркой (вполне научной в основе) перспективой: за работу-де, и в 10–20 лет мы Россию всю, и промышленную и земледельческую, сделаем электрической...
...Если бы еще примерную карту России с центрами и кругами? или этого еще нельзя?
Повторяю, надо увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10–20 лет...
Ваш Ленин»[115]» (стр. 19–20)
«Как-то раз в беседе с Владимиром Ильичем я привел ему цифры того колоссального производства лампочек накаливания, до которого дошли Соединенные Штаты. При сопоставлении с 100-миллионной цифрой населения Штатов выходило, что электрическое освещение становится поистине демократическим, доходя до самых «низовых» групп населения. Помню, что мы с Владимиром Ильичем пришли к тому выводу, что за первым десятком отчаянно трудных начинательных лет мы сможем, при условиях советского строя, взять еще гораздо более решительный темп популяризации завоеваний науки и техники, чем американский. Вся сущность успеха наших начинаний при этом целиком будет обязана единому решающему моменту: нигде в мире нет такой прямой, безоговорочной, нелицемерной связи с широчайшими народными массами при проведении в жизнь любой идеи, связанной с интересами этих масс...
Прошло несколько недель после этого разговора, и я получил от Владимира Ильича нижеследующее характерное для него письмо:
«Г. М.! Мне пришла в голову такая мысль.
Электричество надо пропагандировать. Как? Не только словом, но и примером.
Что это значит? Самое важное – популяризировать его. Для этого надо теперь же выработать план освещения электричеством каждого дома в РСФСР...
...Но план все же нужен тотчас, хотя бы и на ряд лет.
Это во-1-х.
А во-2-х, надо сокращенный план выработать тотчас и затем, это в-3-х, – и это самое главное – надо уметь вызвать и соревнование и самодеятельность масс для того, чтобы они тотчас принялись за дело...
Ваш Ленин»[116]» (стр. 24–25).
ЛЕКЦИЯ 7 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
Надо не только пропагандировать идеи социализма, надо его организовать. – Организующим центром строительства социализма являются Советы. – Необходимо организовать по-новому труд. – Важность производственной пропаганды. – Организация учета и контроля – Значение профсоюзов с точки зрения организации часе – Система приводов. – Шефство. – Кооперирование – путь организации мелких производителей. – Выводы, вытекающие из сказанного для политпросветчика. – Роль актива, подбор его и работа с ним. Расчленение задач в деле обслуживания различных слоев населения. Составление планов политпросветработы для каждого учреждения.
В. Либкнехт говорил о необходимости «изучать, пропагандировать и организовывать». Об изучении и пропаганде мы уже говорили. Нам остается теперь разобрать вопрос об организации политпросветработы.
Когда мы говорили об агитации, то подошли вплотную к вопросу, за что надо агитировать в данный момент, чему должна служить в данный момент агитация. Ответ ясен: агитация должна помогать в данный момент делу строительства социализма. Это ее основная задача.
Нам надо отдать себе отчет в том, что такое «дело строительства социализма».
Чтобы понять это, полезно ознакомиться с тем, что говорил по этому поводу Ленин. Больше всего он говорил об этом в 1917 и 1918 гг., когда задачи строительства социализма впервые встали перед страной во весь рост. «...Дело идет об организации по-новому самых глубоких, экономических, основ жизни десятков и десятков миллионов людей»[117], – говорил Владимир Ильич.
«...Наша задача – видоизменение всеобщей организации...»[118]
Вот почему Владимир Ильич писал: «И пока передовые рабочие не научатся организовывать десятки миллионов, до тех пор они – не социалисты и не творцы социалистического общества, и необходимых знаний организации они не приобретут. Путь организации – путь длинный, и задачи социалистического строительства требуют упорной продолжительной работы и соответственных знаний, которых у нас недостаточно»[119]. Здесь, в области организации, и начинается для нас социалистическое строительство. Но организации мы пока не имеем, а в ней – гвоздь и основа социализма. Вот почему, по словам Владимира Ильича, «нужно, чтобы все, что проснулось в народе и способно к творчеству, вливалось в наши организации, которые имеются и будут строиться в дальнейшем трудящимися массами»[120].
«Мы пойдем себе своей дорогой, – говорил Владимир Ильич, – стараясь как можно осторожнее и терпеливее испытывать и распознавать настоящих организаторов, людей с трезвым умом и с практической сметкой, людей, соединяющих преданность социализму с уменьем без шума (и вопреки суматохе и шуму) налаживать крепкую и дружную совместную работу большого количества людей в рамках советской организации»[121].
Из вышеприведенных цитат видно, как смотрел Владимир Ильич на дело строительства социализма. Меньше всего он считал, что социализм это что-то формальное, что может быть создано без непосредственного участия масс, без изменения всей общественной ткани. Масса выходит из распыленного состояния, она превращается в организованную насквозь по разным профессиям, целям работы, по разным задачам массу. В этом процессе организации масса видоизменяется: растет, вооружается знанием, приобретает общественные навыки, становится активной, сплоченной.
Немыслимо было бы строить социализм, если бы не было в стране организующего центра. Таким организующим центром являются Советы. «Советы – непосредственная организация самих трудящихся и эксплуатируемых масс, облегчающая им возможность самим устраивать государство и управлять им всячески, как только можно... Автоматически советская организация облегчает объединение всех трудящихся и эксплуатируемых вокруг их авангарда, пролетариата»[122].
Эта организующая роль Советской власти имеет громадное значение именно потому, что социализм – это не просто отмена частной собственности на средства производства, это новая организация всего общества. В марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) Ильич подчеркивает это: «Прекрасная вещь революционное насилие и диктатура, если они применяются, когда следует и против кого следует. Но в области организации их применять нельзя. Этой задачи воспитания, перевоспитания и длительной организационной работы мы совершенно не решили и к этому мы должны систематически приступить»[123].
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 759;