О жизни и деятельности
Его имя и труды приобрели широкую известность в 70-е гг. XX в. Высказанные им прогнозы о будущем развитии культуры и цивилизации во многом уже подтвердились, а его книги вошли в число бестселлеров, переведены на многие языки мира, в том числе и русский. Футурологическая концепция А. Тоффлера включена в энциклопедии и словари,
Алвин Тоффлер родился в Нью-Йорке 4 октября 1928 г. Окончил Нью-Йоркский университет, в 1957-1959 гг. работал корреспондентом ряда газет, затем (1959-1961) — редактором журнала «Форчун». Уже в 1960-е гг. он становится известным в США своими острыми и яркими публикациями.
В 1965-1967 гг. Тоффлер работал в Новой школе социальных исследований и в других научных центрах США. В 1965 г. он становится профессором Корнелльского университета, консультантом ряда правительственных учреждений.
Его привлекают проблемы социальных последствий научно-технической революции, создания искусственного интеллекта и распространения компьютеров. Американская фирма IBM по производству компьютеров заказывает ему в 1961 г. исследование о влиянии компьютеризации на сферу труда «белых воротничков», и его прогнозы широко обсуждаются в прессе.
В 1964 г. выходит книга Тоффлера «Потребители культурных ценностей», посвященная социологии культуры, и его имя становится популярным. Его приглашают для чтения лекций в ведущие университеты США.
В 1970 г. он публикует первую книгу — «Фу-турошок», а затем две другие, связанные с первой общей концепцией и проблемами: «Эко-спазм» (1975) и «Третья волна» -(1980)1. В последующие годы Тоффлер пишет книгу «Предпосылки и прогнозы» (1984), в которой обращает внимание правительства на необходимость предвидения наиболее фундаментальных сдвигов в изменении тенденций развития культуры и цивилизации.
В монографии «Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века» (2003) он прогнозирует возможности возникновения нового социального порядка на предстоящем супериндустриальном этапе развития цивилизации. Он подчеркивает перспективность прогноза на основе методологических положений синергетики как науки о самоорганизующихся системах. Будущее складывается не на основе одного, хотя и важного фактора, каким является технический прогресс, а как результат множества взаимосвязанных процессов и неравновесных состояний.
Свою теорию А. Тоффлер называет «практопией», или практической утопией, в отличие от идеализированных утопий или мрачных прогнозов, которыми наполнена история общественной мысли. Он придает значение реальностям сегодняшнего дня и делает во многом убедительную попытку представить их последствия в будущем.
Достоинством книг А. Тоффлера является их непосредственное обращение к переживаниям и опасениям современного человека.
Будем ждать новых книг А. Тоффлера.
1 Тоффлер А. Футурошок. М., 1993; Его же. Футурошок. СПб., 1997; Его же. Эко-спазм. М, 1976; Его же. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2003; Его же. Третья волна. М., 1999.
Волны цивилизаций
В книге «Третья волна» Тоффлер отмечает, что исторический процесс развития цивилизации проходит ряд этапов, которые, подобно волнам, накатываются и накрывают друг друга, порождая противоречия, конфликты, трудности и проблемы адаптации человека к новым условиям.
**• «Первая волна» —это исторический тип аграрной цивилизации, когда : основой всей жизнедеятельности была обработка земли.
И*т• ■•••■•■•■•■а а•а»аамя*• •• ■ а а ■ в • в *■ • а •■ •■ •« ■ «• »••• в ■ а ■к• в а ва■•■•■•а■ ■■■•■ *rf
Первоначальный смысл слова «культура» означал «возделывание земли» и все с этим связанное: правила обработки, использование угодий, время посева и уборки урожая, способы хранения продуктов и приготовления пищи, возникшие на этой основе ритуалы, обряды и обычаи, приметы и символы, мифы и легенды.
Именно аграрная цивилизация заложила основы всей современ-' ной культуры большинства народов. Исключение составляют этнические общности, для которых существенную роль играли рыбный промысел, охота или скотоводство.
Аграрная цивилизация была самой длительной в истории, продолжалась вплоть до XVI—XVII столетий. Для данной стадии характерны примитивность орудий труда и медленный темп перемен в социальной и личной жизни человека. Крестьяне были основным сословием, их труд продолжался от зари до зари, подчиняя время сезонным ритмам и погодным условиям. Передача культурных ценностей и достижений осуществлялась непосредственно от поколения к поколению и сводилась к традиционной народной культуре. Близость к природе, устойчивость родственных связей, сосредоточенность в сельской местности способствовали устойчивости человеческих отношений и культуры.
«Вторая волна» — индустриальная цивилизация. Она начинается с возникновения промышленной революции в странах Европы, постепенно охватывая другие регионы, и продолжается до сих пор, вытесняя традиции и привычки аграрной стадии. ,
Происходит концентрация промышленного производства на крупных предприятиях, массовый рост городов, увеличение потребления товаров, возникновение новых социальных слоев и типа культуры. На смену сезонному ритму приходит рабочий день «по свистку», появляются новые проблемы оплаты труда, прав человека, социальной
защиты, организации досуга. Распространение урбанизации ведет к новому типу городского образа жизни, порождая впоследствии экологический кризис, перепроизводство и стандарты массовой культуры. Индустриальная цивилизация основывается на концентрации и специализации производства, сосредоточении в крупных городах и превращении их в мегаполисы. Централизация управления, подчинение власти сверхдержавам, быстрое распространение индустриальных технологий, образования и средств массовой информации — типичные признаки индустриального общества.
Но постепенно индустриальная цивилизация исчерпала свои возможности и подвела общество к кризисной черте. Свидетельством тому служат агрессивные войны, разрушение природы, стандартизация стиля жизни, вкусов и потребностей. Кризис охватывает все сферы индустриального общества: национальные государства, экономику и финансовую систему, социальные и политические институты, духовные ценности и образ жизни. Технократический принцип хозяйственной деятельности наносит непоправимый ущерб природе, вызывая экологические разрушения.
«Старая механическая синхронизация, — пишет Тоффлер, — служившая символом "второй волны", уходит в прошлое. Мы все дальше удаляемся от общества безликих, лишенных индивидуальности гуманоидов и движемся к обществу, для которого будут характерны множественность жизненных стилей, обладающих более ярко выраженной индивидуальностью»1.
Развитие общества приблизилось к новому этапу цивилизации.
«Третья волна» — эра информационной, электронной цивилизации, соединившей преимущества технического прогресса с возрастанием роли гуманизма реального человека и его потребностей. .
Как отмечает Тоффлер, многое в ней противоречит старой традиционной индустриальной цивилизации. Это одновременно и в высшей степени технически развитая, и вместе с тем антииндустриальная цивилизация.
Общество «третьег! волны» возникает на основе трансформации, перемены самого «кода цивилизации». Это означает, что все 6 параметров индустриального общества меняются на противоположные:
1) стандартизация заменяется многообразием стилей и форм;
2) централизация власти сменяется многополярностью;
1 Тоффлер А. Третья волна. С. 92.
3) синхронизация индустриального труда — скользящим графиком;
4) тиражирование массовых образцов — уникальностью индивидуальных моделей;
5) концентрация производства на заводах заменяется «минимизацией» производства, возникновением «электронных коттеджей»;
6) вместо узкой специализации — широкая интеграция, дающая возможность переключения на новый вид деятельности.
Данные изменения затрагивают не только сферу экономики и техники, как это предполагают некоторые. Они охватывают техносферу: энергетику, производство, распределение; социосферу: социальные и политические институты, структуры власти; инфосферу: системы ценностей, социальной коммуникации и информации.
Новый этап означает изменение стиля и образа жизни. Возникает новый вид собственности — на информацию.
Контроль в сфере принятия решений осуществляет тот, кто вла-, деет информацией. Борьба за источники информации, техническое совершенствование компьютеров определяют драматургию социального и культурного развития.
Шок от встречи с будущим
В центре футурологической концепции Тоффлера —проблема соотношения скорости перемен в социальной и культурной жизни и степени адаптации к ним человека. Необходим баланс не только между масштабами перемен и скоростью их распространения, но и возможностью человека приспособиться к ним, преодолеть страх от встречи с будущим.
Несоответствие между ними неуклонно растет и влечет за собой «футурошок» (именно так назвал свою книгу Тоффлер). В отличие от других авторов, строивших концепции будущего на основе прошлого, Тоффлер «переворачивает» зеркало времени, дабы использовать будущее, чтобы помочь человеку справиться со стремительным темпом перемен, обрести устойчивость в непрерывно меняющемся мире.
«Перемены — процесс, с помощью которого будущее вторгается в нашу жизнь, — важно рассматривать не только в грандиозной исторической перспективе, но и с точки зрения живых людей из плоти и крови, испытавших эти перемены на себе», — пишет он1.
1 Тоффлер А. Футурошок. С. 4.
Термин «футурошок» введен Тоффлером в середине 1960-х гг. и теперь вошел в словари мира. Он близок по своему значению к понятию «культурный шок», которое означает состояние человека, погруженного в незнакомую культуру. j.
Он отражает беспокойство, растерянность, разрушение привычных форм поведения, неправильное истолкование реальности и в результате утрату способности к адаптации.
Если представить, что перечисленные проблемы затрагивают не одного человека, а все общество, то возникает всеобщее состояние дезориентации и страха перед грядущими переменами огромных масштабов.
Адаптация является необходимым условием жизнеобеспечения и жизнестойкости человека, фактором развития личности, отказа от прежних стереотипов сознания и выработки новых ценностных ориентиров.
Для нового этапа цивилизации технология является главным средством ускорения перемен. Это касается не только транспорта, но и производства, строительства, образования, печатания книг, распространения информации и многого другого. Как известно, развитие техники состоит из трех стадий, образующих цикл: 1) рождение идеи; 2) реализация на практике в экспериментальном образце; 3) распространение в обществе.
В отличие от прежних времен радикально сократилось время между возникновением идеи и ее внедрением. Тоффлер приводит немало различных примеров. Века прошли с того момента, когда Пара-цельс обнаружил, что эфир можно применять для анестезии. Почти сто лет прошло с тех пор, когда Николас Апперт открыл способ консервирования продуктов до применения его в промышленности.
Теперь такое промедление трудно представить. Ускорение внедрения новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние человека. Люди живут на «повышенных скоростях», когда стремительно меняется мир: вещи, места, идеи, организации. Для обозначения этого состояния Тоффлер вводит понятие «тран-сенция», или «быстротечность», которое позволяет измерить скорость потока перемен.
Отношения становятся все более хрупкими и непостоянными, и это создает настроение неуверенности и нестабильности. Возникает «общество одноразовых стаканов», где торжествует идея однократного и краткосрочного использования предметов, а культура «выбрасывания» становится показателем уровня цивилизации. Бумаж-
ные салфетки и полотенца, пластиковые бутылки и пакеты, постоянное обновление одежды, мебели, машин создают особый менталитет в отношении к предметной среде, сокращают продолжительность связей с вещами. Становятся популярными мобильные конструкции, позволяющие произвольно менять внутренние объемы, преобразовывать пространство. Люди чаще, чем прежде, меняют квартиры и места проживания, устремляются в новые города и страны, овладевают новыми профессиями.
Тоффлер называет их «новыми кочевниками», для которых постоянные перемены стали образом жизни и второй натурой. Однако эти перемещения не проходят бесследно, ибо меняют отношение к понятию «оседлости», привязанности к родным местам, дому, работе. Повышенная мобильность увеличивает число человеческих контактов, делает быстротечными связи, они становятся более поверх-.ностными и ненадежными.
Увеличение оборота этих отношений нередко вызывает стрессы, депрессии, разочарование и растущее чувство одиночества. Все это лишь еще раз подчеркивает сложность и неоднозначность перемен в постиндустриальном обществе.
Если первым признаком нового общества служит быстротечность, то вторым — новизна, череда сенсационных открытий и потрясающих воображение достижений. Это лишь усиливает ощущение нестабильности.
** Быстротечность и новизна — «взрывчатая смесь», усложняющая про-
■ блемы адаптации человека.
J
Разработка новых материалов, источников энергии, транспортных средств, новых средств массовой коммуникации и информации, продуктов питания, лекарств, пересадка органов и тканей значительно изменяют равновесие между привычными правилами и отношениями и неопределенным и непредсказуемым будущим. Коэффициент новизны может достичь предельного уровня, вызывая психологическое и нравственное утомление. Этот процесс «психологизации» всей социальной и экономической жизни определит главное направление перемен и потребует новой стратегии.
Необходимо направить ресурсы на восстановление природной среды, на борьбу с загрязнением, шумом, социальную защиту людей, развитие образования и духовности.
Все большее значение будет придаваться «душевному комфорту», положительным эмоциям, эстетическому наслаждению от обстанов-
ки общественного и индивидуального общения. Поток новизны проникнет и в личную жизнь, долгое время остававшуюся «островком» стабильности. Пессимисты предсказывают, что семья обречена на исчезновение и забвение, а оптимисты пророчат ее укрепление как самой надежной защиты от потрясений. Многие считают, что бурный характер перемен усилит потребность в семье как наиболее устойчивой структуре. Но важно иметь в виду, что новшества, быстротечность перемен не обойдут семью стороной. Достаточно упомянуть изменение «технологии рождения», установление пола ребенка, имплантацию эмбриона и искусственное выращивание в «пробирке», клонирование себе подобных и программирование внешности, черт характера — все это меняет традиционные представления о материнстве, отцовстве, отношениях родителей и детей. Покупка эмбрионов в «бебиториуме» потребует внесения коррективов в законодательство.
В аграрный период семья, как правило, была многочисленной и многодетной, в ней одновременно сосуществовали три, а иногда и четыре поколения. Такие «обширные» семьи были хорошо приспособлены к выживанию в трудных условиях. В индустриальную эпоху семья постепенно стала численно уменьшаться. Возникла так называемая «нуклеарная» семья, состоящая из супругов и одного или двух детей. Такой тип семьи стал обычным в большинстве индустриально развитых стран. Постиндустриальное общество значительно расширит возможные варианты семейной жизни. Это может быть «корпоративная семья», где несколько брачных пар носят одну фамилию и совместно воспитывают детей, в том числе приемных. Цели таких семейных корпораций могут быть различными: социальными, экономическими, религиозными, спортивными и даже развлекательными.
Корпоративный принцип Тоффлер считает весьма перспективным в организации семейной жизни. Эти группы могут соединяться на определенный срок, затем свободно распадаться. Временные «коммуны» пенсионеров, студентов в молодежных общежитиях, художников и спортсменов создают союзы, общие фонды, заботятся друг о друге, вместе проводят свободное время.
Можно предположить, что постепенно менее жестким будет запрет на полигамию, при которой дети являются частью «одной большой семьи». В связи с большим количеством разводов возможны многократные последовательные браки. Тоффлер считает, что это основное направление будущей модели брака1.
Тоффлер А. Футурошок. С. 199.
Многократный последовательный брак изменит «траекторию» семейного союза: вначале возможен «пробный брак» с испытательным сроком. Затем наступает второй критический момент, когда пары либо оформляют свои отношения, либо расстаются, но вскоре вступают в новый брак, который объединяет рожденных прежде детей.
Третий поворотный момент наступает, когда дети становятся взрослыми и покидают родительский дом. Это так называемый синдром «пустого гнезда». Если супругов связывали только дети, они находят любой повод для развода. Но и в этом случае возможно вступление в новый брак, объединяющий людей с общими интересами и взаимной симпатией.
Изобилие вариантов брачных траекторий, широкий выбор моделей семейной жизни определит общее движение общества к разнообразию. Однако многообразие вариантов выбора может быть столь же .психологически и социально опасным, как и его отсутствие.
Человек может оказаться жертвой новой дилеммы — сверхвыбора. Во всех сферах жизни его подстерегает множество разных вещей, предметов, услуг, развлечений, занятий. Это разнообразие символизирует и подчеркивает индивидуальность. Постоянно увеличивается число альтернативных форм в искусстве, образовании, освобождая человека от ненужных запретов и однообразия. На этом фоне возникло множество жизненных стилей, объединений по интересам и субкультур. Общество раскалывается на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир с собственными иерархией ценностей, стилем и образом жизни, символикой и сленгом, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами, местами встреч и ритуалами.
Молодежные и профессиональные, конфессиональные и художественные, армейские и туристские, преступные и мафиозные, политические и экономические элиты образуют субкультуры. Чем крупнее субкультура, тем выше вероятность того, что она будет разнообразной. Но субкультуры также быстротечны и подвержены переменам. Они плодятся и исчезают, чтобы освободить место новым субкультурам, нередко вступают друг с другом в отношения соперничества, захватывая территории иных субкультур, оказывая влияние на общество в целом. Это влечет за собой распад единой структуры ценностей.
В прежних обществах существовало крупное центральное ядро ценностей, признаваемых и разделяемых многими. Это ядро сокращается с неимоверной быстротой. В данном распаде типичной позицией становятся всеобщие разочарование и усталость, когда никакие цели не вдохновляют.
** Стремительное увеличение субкультур определило многообразие
■ жизненных стилей.
■-................................................................................................./
Это проявляется в способе обустройства жилья, предпочитаемых формах досуга, круге друзей и знакомых, манере поведения и речи, моделях одежды и прически. Принадлежность к субкультуре дает возможность сохранить чувство идентичности и контакта с той общностью людей, которые особенно близки по духу. Отсутствие идентификации порождает ощущение одиночества, потерянности, отчужденности. Человек всегда остро нуждался в поддержке других людей, ему необходимы жизненные ориентиры, которые одобряются и поддерживаются, получают признание и уважение. Субкультуры позволяют восстанавить душевное равновесие, столь необходимое в условиях многообразия ценностей жизни и культуры. Они предлагают сеть путеводных линий, помогающих достигать состояния устойчивости, стабильности. В этом смысле жизненный стиль — это организующий принцип человеческого существования. В нем органично соединяются индивидуальное своеобразие и социально-групповое совпадение.
Однако важно иметь в виду, что человек одновременно принадлежит к нескольким субкультурам, что определяет особенный «рисунок» его ценностей. Иногда они могут усиливать «звучание» или же гасить его, оказаться в противостоянии друг другу. Поиск модели согласия — задача не менее сложная. Она предполагает выработку интегрированного стиля, взаимного согласования всех элементов в общую композицию.
Стиль жизни определяет не только внешние формы поведения, но и внутренний духовный облик. Он является способом самовыражения личности, своеобразной «визитной карточкой», представляющей человека; ограничивает выбор альтернатив, если они противоречат стилю; освобождает от необходимости поиска иных жизненных сценариев.
Однако в условиях потока перемен приобретенный жизненный стиль не может оставаться замкнутой структурой, он неизбежно подвергается воздействию разных факторов.
Новая «психосфера» как зашита личности
Культура должна создать такие механизмы, которые помогут человеку не утратить чувства новизны и стремления к обновлению и вместе с тем не потерять собственной идентичности и индивидуальности. Стремительный поток перемен и лавина новых, прежде неиз-
вестных форм культуры способны вызвать у человека стрессовую ситуацию, как ответ на социальные и физические перегрузки. Симптомы и проявления состояния стресса очень различны. К ним Тоф-флер относит депрессии и апатии, немотивированную враждебность, чрезмерную властность, подозрительность и мнительность, стремление к социальной и эмоциональной изоляции.
В этой сложной ситуации на помощь человеку приходит механизм адаптации. Постоянные перегрузки могут подорвать физическое здоровье, привести к истощению интеллектуальных и душевных сил. Футурошок — реакция на чрезмерное изменение окружающей среды, с которой человек не справляется.
Финальная стадия эмоционального истощения проявляется как чрезмерная усталость, когда человек становится нервным, напряженным, гневным, раздражительным, возникают чувство обиды, . потери ориентиров для принятия решений, склонность к одиночеству. Все эти явления имеют социальное происхождение, а на психологическом уровне вызывают состояние дезадаптации. Наиболее распространенной реакцией на избыток перемен является открытое отрицание всего нового, блокирование нежелательной реальности, ностальгия по прошлому.
Иная реакция жертвы футурошока — уход в профессию, использование новшеств в своей узкоспециализированной области, но при этом нежелание не только вмешиваться, но и слышать о политике. Однако такая позиция «страуса» тоже уязвима. Такой человек рискует: утверждая позицию невмешательства, он может оказаться за «бортом корабля жизни».
Существуют и другие формы снятия напряжения — алкоголизм, наркомания, апатия, мистицизм.
Теперь возникает самый главный вопрос: если тенденции к самообновлению общества неизбежны и порождают футурошок, то как же приспособить к ним человека, сохраняя его интеллектуальный и нравственный потенциал?
Тоффлер посвящает ответу на этот вопрос заключительную главу, названную «Стратегии выживания». В самом общем виде задача состоит в том, чтобы создать «новый персонал и новые социальные регуляторы изменений»'.
** Необходимо разработать новые принципы планирования собственной ■ жизни, стратегии использования новшеств, технологии повышения
Тоффлер А. Футурошок. С. 302.
■ адаптивной способности, создания новых социальных институтов, вы-
■ полняюших функцию амортизаторов. .
Ъаяаванаввиаааааааввяааяванааанавявааака.......• аав а аа вав а вав а а а я я ва аававававав• в а а яяяяяяявяяаяавва*
Конечно, все это не может полностью предотвратить футурошок, однако будет способствовать не только выживанию, но и укажет путь наиболее оптимального решения.
Начать борьбу за предотвращение футурошока надо «с себя», на личном уровне. Тоффлер предлагает создавать «зоны личностной стабильности». Человек должен сам выработать определенную тактику помощи самому себе. Он может отказываться от излишних и неоправданных перемен, от чрезмерной реорганизации, от вынужденного общения.
Его усилия направлены на сохранение привязанности к друзьям, родным местам, привычного уровня комфорта. Такой человек не отрицает перемен, но оберегает себя и свое окружение от их «нашествия». Полезно также иметь такие устойчивые привычки, которые всегда «путешествуют» вместе с человеком, где бы он ни был. Важно настроить себя на возможность предвидения неизбежных перемен: это касается изменения возраста, бюджета, состава семьи — и периодически готовить себя к будущему. Амортизатором футурошока могут стать такие места, где жизнь намеренно «притормаживается», где можно освободиться от «бега времени», ощутить освобождение от бесконечной гонки. Такие экологические ниши способны содействовать восстановлению душевных сил и выполнять функции «зоны стабильности», создавая очаги постоянства и буферы, снимающие стресс и усталость.
Но существуют и другие способы снятия напряжения. Они заключаются в расширении человеческих адаптационных возможностей, изменении деятельности социальных институтов.
Это в первую очередь связано с изменением системы образования. Несмотря на все заявления о Школе Будущего, до сих пор образование ориентировано на прошлое и воспроизводит модель индустриальной эры. Строгая регламентация жизни, стандартные программы обучения, пренебрежение индивидуальностью, авторитарная роль учителя, массовое общественное образование, ориентация на потребности практики «здесь и сейчас» — все это является анахронизмом, ибо устаревает прежде, чем выпускник приступит к работе.
Необходимы не полумеры в обновлении системы образования, а ее принципиальное изменение с ориентацией на будущее. Тоффлер выделяет три цели: 1) трансформацию организационной структуры
образования; 2) рационализацию учебного распорядка; 3) предвидение будущих потребностей и перемен.
Эти кардинальные цели определяют стратегию развития образования. Большие надежды Тоффлер возлагает на технические средства обучения: компьютеры, видеозаписи, голографию. Поскольку знания очень быстро устаревают, то обучение должно быть непрерывным, продолжаться всю жизнь. Лекции должны уступить место множеству обучающих методик: деловым и ролевым играм, компьютерным тестам. Образование призвано подготовить молодого человека к будущему, развить навыки самостоятельного решения реальных проблем. Для этого полезно менять и привычные организационные структуры, разделяющие студентов на группы.
Необходимо преодолеть инерцию повторяемости и неприкаса-емости'учебных планов и программ, которые чаще всего отражают столкновения академических гильдий, борющихся за бюджет и статус. Должно быть установлено гибкое равновесие между образовательными стандартами и авторскими вариациями в курсах. Важно иметь в виду, отмечает Тоффлер, что разнообразие форм и программ образования обеспечивает приспособление к новому. Нужно всячески поощрять вариативные курсы с живым обсуждением предлагаемых проблем. Разнообразие в образовании будет стимулировать развитие воображения, фантазии, способности личности к проектированию и созданию нового.
Однако при этом необходимо закреплять основы общих знаний и навыков, необходимых для социальной интеграции и коммуникации. Именно общие контуры образования поддерживают профессиональные и человеческие отношения, определяют стратегию перемен. Образование формирует мир ценностей молодого поколения, представления о достоинстве и чести, ответственности и дружбе. Роль образования будет неуклонно возрастать, ибо оно составляет интеллектуальный ресурс общества и личности. Образование должно научить оперировать опережающей информацией, заключает Тоффлер.
Вступление общества в новый виток развития цивилизации требует разработки стратегии социального футуризма, освобожденной от технократической близорукости и ориентированной на гуманистические принципы и ценности. Трудно предположить, что стратегия футуризма дает абсолютное знание. Она имеет вероятностный характер. Однако сама попытка предсказывать будущее неизбежно приближает и видоизменяет его.
Будущее не должно «парализовать» нас и сделать беспомощными. Нужно владеть инструментами предвидения, предупреждая действия, наносящие ущерб человеку. Для этого организуются службы социальной помощи, развивается гуманистическая ориентация в культуре и образовании, создаются новые способы регулирования технологий, разрабатывается стратегия предупреждения шока от встречи с будущим. Человечество располагает огромными возможностями, чтобы преодолеть кризис, сделать жизнь благополучной и духовно богатой. Это должно стать главным направлением культурной деятельности.
Глава 19
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 680;