О НАШЕСТВИИ МАССОВОЙ
КУАЬТУРЫ
Штрихи биографии
4Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) стал всемирно известным уже в начале XX в. Он был политиком и преподавателем университета, издателем и писателем, философом и публицистом. А. Хюбшер, автор книги «Мыслители нашего времени», написал о Хосе Ортеге-и-Гассете: «Блестящий и властный мыслитель и одновременно светский человек»1. Он запомнился современникам и своим внешним обликом: коренастый и сильный, с внимательными и немного лукавыми глазами, любезно и критически смотрящими на собеседника, прекрасный оратор.
Хосе Ортега-и-Гассет родился в Мадриде 9 мая 1883 г. в семье, имеющей богатую родословную, представленную в Испанском энциклопедическом словаре. Отец был писателем, публицистом; мать — дочь владельца газеты, в прошлом дипломата. Сложная фамилия обозначает слияние двух родов по отцовской и материнской линии. Но чаще всего полностью она пишется и произносится в торжественных обстоятельствах, в собрании сочинений. А в обычном обращении и в текстах он именуется просто Ортега. Так в дальнейшем поступим и мы.
Ортега окончил иезуитский коллеж под Малагой, затем поступил в университет: сначала — в Бильбао, затем — в Мадриде на отделение философии и литературы. В круг его чтения вошли Гете, Гейне, Шо-
Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 79.
пенгауэр, Ницше, французские историки Мишле, Тьерри, Токвиль, Ренан.
В 1904 г. он защитил докторскую диссертацию «Ужасы тысячного года. Критика одной легенды».
Впоследствии Ортега продолжает обучение в Германии, в Мар-бургском университете, где изучает наследие Канта, знакомится с трудами философов Дильтея, Бергсона. Большое влияние на его взгляды оказывают неокантианцы Коген и Наторп. Так формируется его «рациовитализм» как основа философии жизни и культуры.
В 1908 г. Ортега преподает философию, а с 1910 г. становится заведующим кафедрой метафизики в Мадридском университете. Здесь он читает лекции вплоть до 1936 г. Он сделал необычайно много для развития философии культуры в Испании: выступал с публичными лекциями и статьями в газетах и журналах, писал предисловия к трудам Фрейда, Риккерта, Хейзинги, переведенным на испанский язык.
Ортега становится известным как яркий публицист, выступая против военной диктатуры и монархии в Испании 1930-х гг. В годы фашизма покидает Испанию, живет в Голландии, Франции, Аргентине, Португалии и лишь в 1945 г., после окончания Второй мировой войны, возвращается на родину.
В 1948 г. Ортега основал Институт гуманитарных наук, где читал цикл лекций «Человек и люди», привлекал к преподаванию и исследованиям своих учеников.
В 1953 г. он вышел в отставку с поста мадридского профессора. Умер 18 октября 1955 г. в Мадриде.
Об Ортеге написано немало трудов и статей, он всегда был в центре внимания критики. Это был чрезвычайно отзывчивый человек, его волновали острые проблемы философии жизни, философии культуры, эстетики. Его отличала широкая философская эрудиция, в своих философских позициях он объединял неокантианство и философию культуры.
В культурологической концепции Ортеги основными можно назвать следующие проблемы:
• массовые процессы в обществе и культуре;
• роль мировоззрения и верований в развитии духовной жизни;
• динамика смены поколений в истории культуры;
• отношения между человеком и техникой. Последовательно рассмотрим каждую из них.
Парадоксы массового сознания и культуры
Ортега анализирует состояние европейской цивилизации и культуры в период 20-х гг. XX в. Наиболее полно его взгляды на массовую культуру, массовое сознание и массовое общество изложены в труде «Восстание масс», опубликованном в 1929-1930 гг. в Испании и впоследствии переведенном на многие языки мира.
В России труды Ортеги чаще всего были представлены в изложении критиков, но с конца 1980-х сначала в журналах, а в 90-х гг. и в отдельных изданиях они стали доступны для самостоятельного изучения1.
«Восстание масс» не следует понимать как революцию, мятеж, путч и т. д. В данном случае смысл иной: восстание — наплыв, нашествие, наваждение, накат, нечто похожее на цунами, «девятый вал»?
' Ортега один из первых зафиксировал явление необычайной внезапной массовизации общества XX в. Наплыв масс в различные сферы общества привел к сокращению дистанции между элитой и толпой, изменил духовные основы социальной жизни, создал ситуацию одномерности, выравнивания, унификации ценностей.
Ортега назвал это «феноменом стадности», что означает полный захват массами интеллектуальной, экономической, нравственной, художественной жизни. Это явление бросается в глаза даже без всякого анализа: города переполнены. Отели, поезда, кафе, больницы, театры, пляжи — везде масса людей. Многочисленность людей стала признаком цивилизации XX в.
Однако «масса» — явление не только количественное, оно означает и изменение качества общественной и культурной жизни. Это не просто демографический взрыв. Люди прежде были рассеяны по миру. Теперь они сосредоточились в городах, заняли все лучшие места. Толпа вышла на авансцену, стала главным персонажем. «Солистов больше нет, есть один хор»2, — заключает Ортега.
Gt;...........,...........................
«Человек массы» — это не социальный слой, а состояние сознания, уровень культуры, совпадение образа жизни, ценностей и целей. Он ощущает себя таким же, «как и все», и при этом не удручен, но доволен собственной персоной. Внутри любого класса есть «люди массы», плывущие по течению.
1 Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М, 1997.
2 Там же. С. 45.
Масса, заполняя культурное пространство, стремится упразднить меньшинство, или элиту, общества. Она навязывает свои эталоны жизни, желания и вкусы. Посредственность, примитивность, заурядность, зрелищность становятся той нормой, которую Ортега называет «гипердемократией и гигантоманией». В современной цивилизации массы достигли жизненного уровня, который прежде был присущ лишь избранным. Приоритет «человека вообще», без особых примет и отличий, превратился в массовое мироощущение.
Наступила эпоха выравнивания, когда культура, образ жизни, слабый и сильный пол имеют больше общего, нежели различного. Обыденная, повседневная жизнь приобрела черты «планетарности», и рядовой человек привычно обживает весь мир. Фантастически раздвинулся горизонт человека, создав ощущение всеобщей близости. В мире всего так много — товаров и услуг, — что человек постоянно находится в состоянии выбора и его возможности почти безграничны. Техника, знания, наука, искусство, досуг — все изменилось в геометрической прогрессии, стало грандиозным и избыточным. Но это и усложнило жизнь человека, предлагая ему постоянно осуществлять выбор везде и во всем.
В материальной жизни масс многое изменилось к лучшему. Вырос жизненный стандарт, повысились уровни благосостояния и комфорта. Жизнь стабильна, обеспечен общественный порядок. Исчезли социальные болезни и привилегии. Создано новое жизненное пространство для существования человека. Оно внушает человеку мысль, что в будущем жизнь станет еще богаче и совершеннее. Все эти обстоятельства наложили отпечаток на психологический облик «массового» человека: беспрепятственный рост жизненных запросов и неблагодарность к тому, что облегчило его жизнь.
Современная масса избалована, ей все дозволено, и она воспринимает это как должное, не задумываясь об истоках собственного благополучия. Если прежде жизнь рядового человека осложнялась лишениями, опасностями, запретами, то сегодня все это отступило, и он живет в мире «распахнутых» возможностей. Это ощущение составляет его внутренний душевный склад, подсказывая формулу жизни:
Жить — это полагаться на себя: все практически дозволено, ничто не грозит расплатой, и вообще никто никому не обязан1.
Эта новая максима жизни изменила облик «массового» человека. Если прежде ему были свойственны стесненность, зависимость,
Там же. С. 45.
страх будущего и любое улучшение рассматривалось как подарок судьбы, то теперь состояние изменилось коренным образом. Он себя полагает «хозяином жизни», все блага приобретаются по инерции, раздаются всем поровну и не требуют особых усилий. Поэтому масса искренне убеждена в том, что ее вкусы, желания, пристрастия должны быть приняты всеми. Никто не вынуждает ее взглянуть на себя со стороны, увидеть собственную второсортность и полную неспособность к созиданию и благодарности.
Но реальный средний человек, как бы ни был высок его жизненный уровень, не может управлять ходом цивилизации, ибо не обладает даром предвидения. Для него характерен «герметизм сознания», закупорка души, нечувствительность ко всему, что выходит за пределы его личного благополучия. Это не означает, что человек массы глуп. Напротив, образование его вполне достаточно, но сознание наполнено таким «словесным мусором», такой мешаниной прописных истин, которые он всем показывает, утверждая право на пошлость и заурядность.
Ч» Тирания интеллектуальной пошлости — одна из примет массовой культуры. Она проникает всюду, заполняя все поры общественной и личной жизни. Масса предпочитает метод «прямого действия». Это означает диктат насилия, презрительное отношение к диалогу, поиску согласия, терпимости, милосердию, великодушию. +
Все эти грани человеческих отношений оказываются старомодными и постепенно вытесняются:
Масса не желает уживаться ни с кем, кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертно1.
В мире господствует дикарь, внезапно всплывший со дна цивилизации. «Вертикальное вторжение варваров», - так образно называет Ортега сложившуюся ситуацию. Торжествует «массовый» человек и все то, что пропитано его плоским мышлением. На авансцену истории вышли посредственность и заурядность.
Психологический строй человека массы определяется такими чертами: во-первых, врожденным ощущением легкости и обильности жизни, лишенной препятствий и ограничений; во-вторых, чувством собственного превосходства, высоким самомнением. Это позволяет ему не подвергать сомнению собственные взгляды на жизнь, считая их истинными.
Ортега -и-Тассет X. Избранные труды. С. 75.
В-третьих, все это вызывает в человеке массы желание господствовать, поучать, бесцеремонно вмешиваться в жизнь, навязывая всем свои безоговорочные суждения. Он живет в изобилии благ, среди сказочных машин, чудодейственных лекарств, услужливых правительств, уютных гражданских прав. Однако не заботясь о трудностях, он не ощущает и обязанностей.
Ортега называет такой тип человека «самодовольным недорослем». Ему свойственны сознание своей силы и значимости, неумение слушать других, считаться с авторитетами в науке или искусстве. Подобные идеи о наступлении «эры масс» высказывал известный французский психолог, социолог и историк Гюстав Лебон1 (1841-1931). Еще в 1898 г. в книге «Психология народов и масс» он раскрыл особенности массового общества. Общие симптомы, заметные у всех народов, указывают на быстрый рост могущества масс.
Это обстоятельство обязывает знать психологию толпы, особенности ее поведения и умонастроений. Для нее характерен род «коллективной души», заставляющей чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем отдельный человек. В толпе снижается чувство личной ответственности, человек обретает анонимность и дает волю своим инстинктам. Толпа особенно восприимчива к внушению, проявляя неудержимую стремительность действий.
«Становясь частицей организованной толпы, человек опускается на несколько ступеней ниже но лестнице цивилизации», — заключает Лебон2.
У человека в толпе обнаруживается склонность к буйству, свирепости, но также к энтузиазму и героизму. Толпа способна превратить скупого в расточительного, скептика в верующего, честного в преступника, труса в героя. В интеллектуальном отношении толпа всегда ниже отдельного человека, но настроения обладают огромной силой и энергией.
Лебон также отмечает такие свойства толпы, как импульсивность, раздражительность, изменчивость настроений, податливость внушениям и легковерие, нетерпимость и консерватизм. Особую магическую силу воздействия на толпу приобретают образы. Могущество слов, лозунгов, формул часто не зависит от их реального смысла. Они вызывают в толпе чувство благоговения, надежды, гордости или презрения, гнева. Это особое искусство управления массовым сознанием.
1 Лебон Г. Психология народов и масс. М., 1995. С. 150.
2 Там же. С. 164.
Но вернемся к тем идеям о будущем культуры, которые высказал испанский философ Ортега-и-Гассет.
Восстание масс может открыть путь к новой и небывалой организации человечества. Оно сметет, как ураган, мертвые законы, устарелые авторитеты и ценности. И такой путь исторически оправдан. Но при этом нельзя утратить ответственности. Противоречие в том, что цивилизован мир, но не его обитатель.
«На древние подмостки цивилизации прокрался из-за кулис массовый,
а в действительности первобытный человек», — отмечает Ортега1.
Однако в обществе не все так безнадежно.
Наряду с массовизацией культуры идет и другой процесс. Иногда он вступает в противоречие, иногда происходит параллельно. В некоторые периоды он обнаруживается даже на поверхности культуры, в других случаях идет глубоко внутри, подспудно.
Ортега называет его аристократизмом. Здесь следует сделать оговорку.
Аристократия как сословие давно сошла с исторической сцены, и не об ее возврате мечтает Ортега. Он вкладывает в это понятие нравственный смысл. Аристократ — это человек высокой духовности, требовательный к себе, благородный в отношениях с другими, морально стойкий и ответственный, имеющий внутреннюю потребность в духовном совершенствовании и творчестве.
Ортега излагает свои взгляды на аристократизм в работе «Бесхребетная Испания» (или в ином переводе «Испания без позвоночного столба»). Это метафорическое название имеет принципиальный смысл. Страна, лишенная аристократии духа, лишается своего вертикального стержня, того культурного образца, который «выпрямляет» жизнь и становится ее духовным ориентиром.
** Духовная элита — «осанка нации», ее гордость. Общества, лишенное
• аристократии, теряет свои авторитет и достоинство. Аристофобия —
• боязнь элиты — опасный синдром, свидетельствующий о душевном не-: дуге общества. .
В «Размышлениях о Дон Кихоте» Ортега пишет о том,, что герои эпоса хотя и не типичные представители, но существа, единственные в своем роде. Их значение настолько велико, что память сохраняет их в культуре на протяжении многих веков. Они живут, словно прекрасные призраки, и становятся ферментами для нового времени,
Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. С.
усиливая свое благотворное влияние. Как говорит о себе Дон Кихот, «волшебники могут отнять у меня счастье, но воли и мужества им у меня не отнять»1.
Подвижничество, способность к самоограничению и предвидению, право и обязанность быть справедливым — таковы качества, свойственные духовному лидеру.
Ценности как импульс развития культуры
Ортега в своих трудах большое внимание уделяет истории культуры. Он обнаруживает огромную эрудицию, свободно обращается к истории литературы, искусства, философии, его волнуют сложные проблемы границ исторического познания, роли исторических фактов, механизмов культурной преемственности.
Реальность несет в себе загадку, проблему, тайну, и исследование призвано проникнуть в этот мир, освоить и понять его. Наука — это конструирование реальности, а не просто регистрация и описание фактов. Каждое конкретное событие — не просто грубый эмпирический факт, изолированный от других и кажущийся самодостаточным. Он вписан в целую систему целостного контекста, культуры.
«Уже на своем привычном, простейшем уровне история есть герменевтика, то есть интерпретация, что означает включение каждого отдельного факта, события в органическую структуру жизни, жизненной системы», — отмечает Ортега2.
Предметом истории культуры становится не «все, что было», а понимание внутренних, чаще всего скрытых, механизмов и законов поведения людей.
История как наука становится не столько «зеркалом фактов», сколько определенной идейной конструкцией мира. Объясняющая история — главное предназначение науки.
4 Важно иметь в виду, что человек каждой исторической эпохи живет как в системе обстоятельств, так и мире идей, настроений, стереотипов, верований и убеждений — всего того, что называют господствующими идеями времени. .
История — воссоздание структуры и смысла драмы жизни человека, тех проблем, опасностей, возможностей, которые отличают образ жизни и действий людей разных эпох. Жизнь человека всегда
1 Там же. С. 235. - Там же. С. 240.
опирается на ментальные верования или ценности. Они овладевают сознанием, поддерживают уверенность в правильности поведения. От этого зависят уклад и распорядок жизни человека, мотивы его поступков и предпочтения, вкусы и симпатии, отношение к себе и другим.
Все верования объединены жизненной связью, опираются друг на друга, имеют определенное строение и иерархию. У человека есть базовые, фундаментальные, радикальные верования и вытекающие из них вторичные, производные. Это позволяет увидеть в ценностях скрытый порядок и структуру, понять внутренние импульсы жизни современника и человека других эпох.
Верования могут быть живыми и мертвыми. Живые убеждения действительно определяют образ мысли и поведения. Но время идет, и верования могут утратить свою жизненную силу, перестать быть властителями дум.
Вера продолжает существовать, еще представляет какую-то часть жизни, но уже заброшена, как ненужное барахло, на чердак души1.
Она не формирует жизненные стимулы и ориентации, постепенно угасает, люди забывают о ней. Живая вера истощается, тускнеет, становится беспомощной и недейственной, пока полностью не исчезнет из человеческой души.
Угасание веры сопровождается чувством разочарования, гнетущего беспокойства и кризиса. Так в истории культур сменяли друг друга верования в силу божественного откровения, в могущество науки и рациональности; возлагались надежды на просвещение или новый тип социального устройства.
«Верования представляют наиболее глубокий, базисный слой жизненной архитектуры», — пишет Ортега2.
Они составляют внутренний каркас или чертеж той конструкции, которая именуется исторической эпохой. Человек осваивает эти идеи времени, и серьезные перемены в его сознании происходят в соответствии с трансформацией ценностей и верований.
Роль поколений в истории культуры
Любой отрезок истории, равно как и любой «нынешний день», включает в себя три временных пласта, которые являются главными из-
Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. С. 415. 2 Там же. С. 441.
мерениями жизни. Это одновременное сосуществование и взаимодействие трех возрастных групп: молодости, зрелости и старости.
Ритм перемен в ценностях и образе жизни, вкусах и интересах непосредственно связан со сменой поколений. Исходными признаками поколения Ортега считает общность: а) даты рождения; б) жизненного пространства и судьбы, которые образуют единство жизненного стиля сверстников. ^
«Поколение — это целостный жизненный образец, некая мода, налагающая неизгладимый отпечаток на индивидов», — отмечает Ортега1.
Возраст — это исторически определенный образ жизни, который длится несколько лет. В определении поколения важна не одна дата, а «зона дат», совокупность лет, образующих понятие «сверстники». Можно очертить верхнюю и нижнюю границы тех возрастов, которые образуют принадлежность к определенному поколению.
Человек в любой момент жизни находится в определенной возрастной фазе: либо в начале жизненного пути, либо движется к середине, либо подходит к концу. Все эти главные изменения жизни составляют единство трех возрастов в одном историческом времени.
Современники и сверстники сосуществуют, но имеют разный жизненный опыт. Если бы они полностью «совпадали» друг с другом, «история бы окаменела, застыла в некой окончательности, лишившись возможности сколько-нибудь серьезного обновления»2.
Современники и сверстники живут в одном мире, но участвуют в его формировании по-разному. Отношения, которые складываются между поколениями, образуют динамическую систему со своими силами притяжения и отталкивания, совпадения и несогласия.
На долю поколения выпадают задачи исторического значения:
• разрушить изоляцию;
• преодолеть оторванность своей страны от мирового процесса; включить ее во всемирный процесс развития цивилизации;
• решить проблемы национального освобождения;
• реформировать общество.
Ортега предлагает использовать идею поколений как метод исторического исследования, позволяющий реконструировать прошлое, опираясь на изучение образа жизни поколений, и тем самым воссоздать картину мира определенной эпохи.
1 Там же. С. 442.
2 Там же. С. 445.
Но особенность предлагаемого метода заключается в том, чтобы рассматривать поколения не как хронологическую последовательность в истории, а как полемику, сотрудничество и взаимное дополнение.
«Каждое поколение, — пишет Ортега, — представляет собой некий важный, неизменный и необратимый интервал исторического времени жизненного пути человечества»1.
Каждое поколение вмещает в себя все предыдущие, оно как бы «экскурс» во всемирную историю.
Поэтому все современное есть некий итог прошлого, которое служит его основой. Ортега приводит в пример пирамиду акробатов, где верхний «этаж» зависит от устойчивости и силы нижнего. Поколение выражает подлинную историческую связь и преемственность культуры.
Каждый возраст — особый тип жизненного созидания. На первом 'этапе человек постигает мир, его роль еще достаточно пассивна. Наиболее активным и продуктивным Ортега считает возраст от 30 до 45 лет, когда люди создают обновленный мир в технике, науке, искусстве. В это время человек обретает собственное мировоззрение, борется за гражданские идеалы, за новые законы и социальные институты, утверждает себя в семейной жизни.
Возраст от 45 до 60 — период господства и правления, ему принадлежит главенствующая роль в обществе.
После 60 лет — люди преклонного возраста. Они принимают лишь посильное участие в истории, если сохраняют бодрость тела и духа, но их роль становится менее значительной.
Не вдаваясь в подробные характеристики поколений, Ортега приходит к выводу, что жизнь делится на пять возрастов, каждый продолжительностью в 15 лет, причем к подлинной истории относятся лишь два зрелых возраста: вступление в жизнь и господство.
«Историческое поколение живет пятнадцать лет становления плюс пятнадцать лет правления», — заключает Ортега2.
Главным в жизни поколений является не то, что они сменяют друг друга, а их взаимное пересечение, взаимодействие.
Идея поколения — это своего рода оптическое устройство, позволяющее различить историческую реальность в ее подлинности. Поколения участвуют в развитии материальной и духовной культуры, являются субъектами исторической преемственности.
1 Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. С. 261.
2 Там же. С. 275.
Человек и техника
В «Размышлениях о технике» Ортега исследует особенности развития материальной культуры. Один из важнейших вопросов — что такое техника, он рассматривает в связи с благосостоянием человека. Согласно его взглядам, техника — не просто ответ на человеческие потребности, как считают многие. Данная связь гораздо глубже. Человеческая жизнь нуждается в удобном и благополучном существовании. Всякое понятие «жить» имеет еще и другой смысл — «хорошо жить». Но, чтобы достичь этого, человек должен выйти за пределы обычного и произвести дополнительное, избыточное усилие, которое значительно улучшит его жизнь: жилище, питание, одежду. Напрасны любые попытки изучать технику как нечто самостоятельное. Ее изменения зависят от той идеи жизни, облика благополучия, которые отражались на уровне технических достижений.
Однако при этом технические изобретения и открытия лишь постепенно осваивались человечеством. Обычно люди испытывали перед ними космический ужас, считая, что в них заключена чудовищная угроза.
Технику вызывает к жизни также стремление к экономии сил, ибо она сберегает энергию человека, дает возможность направить ее в другие сферы. Человеческое пребывание в мире неизбежно предполагает борьбу с трудностями, неудобствами. Человек, по словам Ортеги, это «кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы»1.
Природное осуществляется само по себе, но его подлинное бытие заключено в жизненном проекте или программе. Каждая эпоха и каждый народ по-разному формируют это общечеловеческое стремление. Реализация этой программы и составляет предназначение человека. Ортега выделяет три стадии в развитии техники:
• Первая стадия — техника случайного решения практической задачи, когда изобретение возникает спонтанно. Техника не выделяется из других занятий, а выполнение действий практически доступно многим. Открытие не есть результат целенаправленного поиска. Все виды первобытной техники окружены чудесным ореолом, наделены волшебными свойствами, а человек не осознает себя творцом изобретений.
• Вторая стадия — техника как ремесло. Она характерна для более развитых цивилизаций. Необычайно расширился набор техни-
Там же. С. 186.
ческих изобретений. Это привело к необходимости особого слоя людей, которые осваивали новшества. Это были ремесленники, люди технических навыков и умений. Само слово «технэ» (греч. techne) означает «искусство», «мастерство». Возникает гильдия мастеров, сохраняющих и передающих традицию по наследству. Нововведения являются лишь вариациями в рамках одного стиля, школы, цеха, гильдии. Но в ремесле орудие или инструмент — еще придаток самого человека. Они как бы остаются продолжением его тела.
• Третья стадия наступает с эрой возникновения машин, которые могут действовать сами по себе, а человек становится их придатком. Происходит распад роли ремесленника на две составные части: 1) создание проекта, выбор материала и метода исполнения и 2} реализация данного проекта, радикальное отделение техники • от рабочего, передача производственной деятельности машине. Это влечет за собой новое понимание техники как неиссякаемого источника человеческой деятельности. Эта техническая безграничность возможностей человека таит в себе угрозу, порождая чувство господства техники над человеческим существованием.
*-......■•..........................................................................................
Если прежде техническое и природное компенсировали друг друга, то ныне техника приобретает самостоятельное значение и без нее люди материально не могут жить. Техника стала своеобразной «сверхприродой», и человек включен в нее как в искусственный пейзаж, заменяющий естественную природу. .
Но поскольку развитие человека безгранично, то, по всей вероятности, наступит новая стадия, символизирующая принципиально новое в технике, но возвышающая роль человека.
Завершая краткий обзор взглядов Ортеги по философии культуры, необходимо отметить гуманистическую ориентацию его воззрений. В центре его размышлений по проблемам развития европейской цивилизации всегда находится человек, его драмы и радости, тайны и озарения, воображение и проекты, верования и идеи. Забота о духовном возвышении человека является главным стержнем творчества Хосе Ортеги-и-Гассета.
Глава 17
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1401;