СУЩНОСТЬ РОДИТЕЛЬСТВА
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверчив и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справедливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение.
Американского психолога и этнографа Э. Эриксона по праву считают основателем новой стратегии — психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивал их с воспитанием детей в городских семьях США. Он обнаружил, как уже упоминалось, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Э. Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит, — его племя, класс или каста.
Практически только у людей детей намеренно подкидывают или передают на воспитание в другую семью либо передают под опеку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отношений родительства. Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные
меры оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Уничтожение детей получило специальное название инфантицида. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» — свод житейских правил и наставлений XVI в. — проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 г., детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убийство родителя — смертной казнью.
Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX в. практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родителями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других принижена (рис. 14).
Только в XX в. произошел перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах (рис. 15). Количество детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради буду-
Рис. 14. Асимметричные отношения означают Рис.15. Симметричные отношения
больший объем власти у родителей означают равные властные полномочия
и меньший — у детей, меньший обьем родителей и детей
отвественности у родителей и больший — у детей
щих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку социализации.
Подобный принцип характеризует существование большинства видов живых существ. В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).
Особенно трудно выполнение родительской роли дается отцам. Сегодня она стала особенно сложной и проблематичной. Не говоря уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» — дети, начиная с 5-го класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки и на предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер, — отцы. В некоторых семьях единственная форма отцовского общения с детьми — совместный просмотр телепередач, после чего семейство отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.
Взаимоотношения отцов с детьми (согласно исследованиям, старшеклассники в России, как, впрочем, и в других странах, чаще ощущают близость с матерью и откровеннее с ней, чем с отцом) осложняются меньшей экспрессивностью мужчин, их частым неумением выражать сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Эти качества, столь ценимые в наши дни, не входили в традиционный стереотип мужчины.
Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, а все другое — благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети — появится
само собой, как приложение к социальному статусу. Возиться с детьми и разводить «телячьи нежности» — не мужское занятие. Сыновей воспитывали в дефиците эмоциональной нежности. Повзрослев, они недодавали психологическое тепло своим детям и жене. Сегодня ситуация кардинально поменялась, но успевают ли за ней измениться инертные общественные стереотипы?
Сегодня, для того чтобы иметь авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, — чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т.д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятую в сообществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослым, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1252;