ТРУДНОСТИ ДЕТСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физиче­ской силой, умственными способностями и умением их с выгодой приме­нять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и эмо­циональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные реше­ния в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную от­ветственность.

Тем не менее главного мы с вами не назвали — выполнение социальных ро­лей. Дети — единственная категория населения, не имеющая социальных ста­тусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/жен-

ский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысли­вают в полной мере. Так как дети не являются производителями материаль­ных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного на­селения, у них не может быть профес­сиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть стату­сов — круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихо­жанина. Они не знают, что такое ответственность. Дети не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки — в дочки-матери. Взрослые никогда не играют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.

Ярким доказательством преимуществ социального родительства над био­логическим считается феномен близнецов. У них одинаковые гены, много общего в поведении и психологии, но они различаются по своим мораль­ным убеждениям, жизненным целям, ценностям.

Несколько лет назад юноша, имеющий родителей американцев, но вы­росший в китайской семье с самого детства, впервые посетил США. Он вы­сказал явное замешательство и непонимание американского образа жизни. Его походка, выражение лица, движения рук были скорее китайскими, а не американскими, хотя он был блондином с голубыми глазами. Очевидно, что на его воспитание повлияли не биологические,а социальные родители.Они привили ему специфический культурный код поведения.

Не менее драматичный пример являют итальянцы в третьем поколении, воспитанные в итальянской колонии одного из крупных американских го­родов. Их «социальные навыки» высказывали большее сходство с коренны­ми американцами, нежели с жителями Италии.

Во многих африканских сообществах отношения между родителями и детьми весьма сдержанны, чтобы не сказать больше, и чем ближе родство, тем сильнее сдержанность или даже отчужденность. У народа сонинке, на­пример, установлена весьма большая дистанция в отношениях между отцом и его сыновьями: сын обязан чтить своего отца и подчиняться ему на про­тяжении всей своей жизни. До достижения 20-летнего возраста он имеет право разговаривать с отцом, только приняв почтительную позу, и лишь в возрасте около 40 лет он может вкушать пищу, сидя на овчине рядом со сво­им отцом'.

Часто так бывает, что группы людей с одинаковой физической консти­туцией демонстрируют огромную разницу в нормах поведения, а группы лю­дей с разной физической конституцией показывают значительное сходство. Японцы, выросшие в среде американцев и отличающиеся от них физиче­ски, в поведении были похожи на них, но отличались от японцев, вырос-

Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. 1990. № 1. С. 101.

ших в Японии либо в крупной японской колонии в США, с которыми их объединяла одинаковая физическая конституция.

Понятно, что люди учатся друг у друга. Но что будет, если американо-японцев вновь вернуть в Японию?

Положение ребенка в обществе отличается от положения взрослого. Ре­бенок не обладает суверенитетом, не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы. Как правило, важные решения, каса­ющиеся его жизни и развития, за ребенка принимают взрослые. Дети нуж­даются в социальной защите или опеке старших. Наряду с безработными,

мигрантами, инвалидами, стариками, сиротами, они включены в состав мар­гинальных групп, не способных само­стоятельно заботиться о себе, созда­вать условия для полноценной жизни. Дети не только беззащитны, но и бесправны. Хотя во многих странах приняты специальные законы, охраня­ющие их жизнь и права, в семье по от­ношению к ним часто допускаются про­извол и насилие. В семьях, где родите­ли не хотят или не могут взять на себя ответственность за воспитание детей, они сталкиваются с явлениями проституции, тунеядства, воровства, стяжательства. Дети часто подвергаются насилию, избиениям, унижению человеческого дос­тоинства, находятся на грани безнадзорности. В концентрированном виде пороки родителей проявляются на детях в неполных и конфликтных, стоящих на грани развода семьях.

Отсутствие родительской заботы, умаление прав детей называется де-привацией.

Социализация детей затруднена и в семьях, где дети рождаются вне бра­ка либо их появление было нежелательным. Родители вымещают на них жизненные неудачи, ошибки, пороки. Практически в социальной изоляции находятся дети-инвалиды. Около миллиона школьников с дефектами раз­вития лишены возможности получить какое-либо образование.

Учеными доказано, что у детей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанни­ков детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии от­стает 46% обследованных в 1988 г. детей, а в психическом — 75%. Взрослые часто отказываются от своих родительских функций, отдают детей в детские дома. Развивается новое явление — сиротство при живых родителях.

Исследования доказывают, что лишенные тесной привязанности к ро­дителям дети выстраивают такие модели социального мира и собственного «Я», которые губительным образом сказываются на их самооценке и даль­нейшем социальном приспособлении (социализации)2.

Родители, а затем и ровесники выполняют функцию значимых других, без общения с которыми нормальный процесс вхождения человека в общество невозможен. О важной роли «значимых других» в процессе социализации

2 Shaver P., Rubenstein С. Childhood attachment experience and adult loneliness / Ed. by L. Wheeler // Rev. of personality and social psychology (Vol. 1). Beverly Hills, Calif., 1980.

свидетельствует судьба тех, кто оказался в изоляции. Так, дети, воспитан­ные дикими зверями, с самого начала были лишены социальных контактов.

Они не прошли социализации, у них отсутствовала связная речь, абстракт­ное мышление, развитые человечес­кие чувства. И это неудивительно, ведь именно социальное окружение формирует вторую сигнальную систе­ му. Дети, найденные в логове зверей, хорошо приспособлены к передвиже­нию на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку, они пред­варительно ее обнюхивают; испытывая жажду, они облизывают зубы, пре­красно видят в темноте и могут чувствовать запах свежего мяса на расстоя­нии 70 м; они испытывают сильный страх перед огнем и никогда не смеются. Они не знают норм человеческой морали, духовных ценностей, чувства сострадания и достижительной мотивации. Зато у них великолепно развит физиологический арсенал, необходимый для выживания в трудных и не­приспособленных условиях.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1415;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.