Знают ли родители своих детей
По данным опроса, проведенного среди старшеклассников, 68,9% хотели бы жить отдельно от своих родителей. Значимость средней школы в их глазах невелика: она, считают школьники, не готовит их к жизни ни в обществе, ни в семье, не развивает ни физически, ни нравственно. «Взрослое» ощущение своего «Я» 38,4% респондентов получат, лишь создав собственную семью. Несмотря на невысокие отзывы старших о современной молодежи, почти половина ее (46,1%) считает, что основой семьи должен стать духовный союз или (47,4%) союз для продолжения рода. 49,7% опрошенных полагают, что экономическую самостоятельность им удастся достичь в
возрасте 20-25 лет. Главой семьи в 36,2% случаев должен быть мужчина, а в 54,2% нужно соблюдать равенство. При этом всего лишь треть респондентов хотели бы, чтобы их будущая семья была похожа на ту, в какой выросли они сами. Почему? Только в 10,2% семей школьников сохранились некоторые традиции, а для пятой части опрошенных никто из ближайших родственников не является авторитетом. Причем 26% респондентов в основном прислушиваются к мнению отца, а 39% — матери. Среди причин разводов молодые называют: 1) пьянство и падение нравов, 2) измены, 3) неподготовленность к семейной жизни, 4) психологическую несовместимость, 5) недостаточное знание друг друга.
Аргументы и факты. 1994. № 9
Иная статусно-ролевая ситуация у сына и его бабушки. Для нее он — кровный родственник, сын ее дочери. Муж разведется с дочерью и уйдет куда глаза глядят, а внук всегда останется внуком. То, что не прощается первому, почти всегда прощается второму. И оба прекрасно понимают разность отношения к себе. А понимая это, и ведут себя соответствующим образом.
Для внука она любимая бабушка, а для его отца «злая теща»
Навязывая сыну свое собственное отношение (социальную оценку) к теще, он фактически пытается манипулировать его поведением в выгодном для себя направлении. А чем это оборачивается? Известно чем — ограничением свободы выбора. Сын любит и бабушку, и отца. Если их оценки диаметрально противоположны, то ребенку приходится выбирать, причем недобровольно: боясь обидеть отца, он соглашается с навязанной ему картиной мира, испытывая при этом психологический дискомфорт и чувство неправды. Ведь малыш прекрасно понимает, что отец не прав.
Такова социализация, основанная на оценках, но не на ценностях. И вот представьте себе, что вся картина мира ребенка сплошь построена на субъективных оценках родителей, причем не только по отношению к близким родственникам. Нет, малыш смотрит на мир только глазами своих родителей. Ценности, воплощающие социальный опыт человечества, замещены социальными оценками, воплощающими ограниченный опыт двух человек.
В чем разница между ними? Ценности абсолютны и независимы от данной ситуации. Оценки относительны конкретной ситуации (отношений, случайно сложившихся между отцом и бабушкой малыша). Предположим, что ситуация изменилась, и отец стал относиться к своей теще гораздо лучше. Такое бывает на каждом шагу. И что же? К сожалению, у малыша уже выработался устойчивый стереотип.
Оценки создают узенький горизонт, в рамках которого не развернуться. Напротив, ценности задают такую широкую координатную панораму, что позволяют приспосабливаться к любым переменам ситуации, действуя, что немаловажно, по собственному выбору. Ценности ничьи, оценки обя-
зательно чьи-то. Национальные предрассудки — те же субъективные оценки, но только не индивидуальные, а групповые. Лучше от этого они не становятся.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 854;