Сущность и роль религии

Социология религии: классический период

Язычество вчера и сегодня

Мировые религии и конфессии России

Святые: культурные практики и социальный институт

Монашество и монастыри

Религиозность: от теории к практике

Религия и общество, церковь и государство

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕЛИГИИ

Ни одно общество не может обойтись без культуры и ни одна культура не может существовать без религии, которая определяет самое главное, что в ней есть духовную основу и ценностное единство. Количество научных определений религии, пожалуй, не уступает коли­честву определений культуры, а оно уже приблизилось к 500. На протя­жении многих столетий величайшие умы человечества трудились над разгадкой религиозных тайн и пытались дать религии емкое, универ­сальное и одновременно точное определение.

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

Слово «религия» происходит от лат. Religio — благочестие, святыня, пред­мет культа. Простейшее определение религии дал в древности Отец церкви Лактанций: «Религия — это связь с Богом посредством благочестия»'. Ци­церон выводит его из relegere — собирать вместе или перечитывать, перепа­хивать, пересматривать, повторять. Однако чаще всего это слово выводят из religare — связывать, обозначающее особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Отсюда сле­дует, что одна из важнейших задач религии состоит в том, чтобы объединять людей в совместных обрядах и верованиях, собирать в единую систему2.

В европейской культуре слово «религия» распространяется начиная при­мерно с XVI в. До этого оно иногда встречалось в книжном языке без посто­янного значения, а вместо него употреблялись синонимы «вера», «верование», «набожность». Английское слово religion происходит от лат. Religio в значении «правильная вера, ритуал»3. В голландском языке слово, обозначающее рели­гию, звучит как «Godsdienst», что означает буквально «богослужение».

Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в оп­ределенную организацию, которые вытекают из убежденности в существо-

Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения: Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1998. С.110. 2 The Oxford Dictionary of World Religions / Ed. J. Bowker. Oxford, 1997. Various definitions of the world «religion» (www. religioustoleranse.org).

вании той или другой разновидности сверхъестественного. «Религия» — термин западноевропейский. В латинском языке уже к раннему средневе­ковью слово «religio» стало указывать на «Божий страх, монашеский образ жизни». Однако в других культурах совокупность явлений, которые отвеча­ют по смыслу слову «религия», передается иными понятиями. Например, в санскрите (священный и литературный язык буддистов и индуистов) это слово «дхарма» — учение, добродетель, моральное качество, закон, образец, порядок, мироздание. Оно обозначает ценности, нормы и правила, которые определяют повседневную деятельность человека, его поведение в обществе и цель его жизни соответственно тому месту, которое этот человек занима­ет во Вселенной от рождения. В исламе используется понятие «дин», озна­чающее безусловную преданность Аллаху, веру в абсолютную обусловлен­ность его волей всех происходящих в человеческой жизни событий, кото­рая побуждает к добросовестному выполнению основных религиозных предписаний — от ежедневной пятиразовой молитвы до запрета на употреб­ление в пищу свинины. Китайское «дао» указывает на «путь», а индийская «дхарма» больше обращает внимание на «долг», «неотъемлемое свойство человека».

Согласно И. Канту, религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случай­ных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Для Г. Гегеля религия являлась самосозна­нием Абсолютного духа или знанием конечного человеческого разума о сво­ей бесконечной божественной природе (сущности). Классики марксизма видели в религии фантастическое отражение в форме внеземных сил обще­ственных условий. 3. Фрейд, сводя индивидуальную религиозность к невро-

Врезка

В. И. Гараджа








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 617;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.