ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ РЕЛИГИИ
Религия и культура — это не две разные, хотя и родственные, сферы общества, а причина и следствие. Культура произошла от религии, но не наоборот. В первобытные времена, когда еще только появилась наскальная живопись, люди изображали животных не для эстетических целей — чтобы полюбоваться совершенством формы и красотой стиля, — а ради магических действий. Ни о каком искусстве речи не шло. Так продолжалось многие тысячелетия.
Только с появлением древневосточных империй и первых государств форма отделилась от содержания. Появились культовые постройки, которые представляли эстетическую ценность прежде всего.
Когда актер изображает молитву на театральной сцене, он на самом деле думает не о Боге, а о том, какую позу принять, как наиболее ярко или красиво изобразить религиозное действо. Напротив, верующий в храме, совершая молитву, ни о какой красоте не думает. Ему все равно, как он выглядит со стороны, красиво или правильно ли он встал. Для него главное — содержание молитвы — просьба, обращенная к Богу.
Таким образом, культура — вторичный продукт религиозной деятельности, ее отчужденная форма. Искусство интересовали действие и форма сами по себе. Точно так же Г. Зиммель учил нас о том, что социологию интересует прежде всего форма социального действия сама по себе — независимо от его содержания.
Предмет социологии — чистые формы социации (sociation). Социологический метод вычленяет, считает Зиммель, что «из явлений момент социации... как грамматика отделяет чистые формы языка от соединения, в котором живы эти формы. Чистая форма есть попросту отношение между индивидами, рассматриваемое отдельно от тех объектов, которые выступают предметом их желаний. Подобно тому, как геометрия располагает и измеряет любые отношения в пространстве, социология изучает форму и траек-
тории социальных отношений, их рисунок безотносительно к эпохе, конкретному обществу, социальным группам и самим носителям. Это и позволяет отделить форму от содержания, выделить абстрактное общество как результат взаимодействия индивидов в противоположность реальному обществу, созданному живыми людьми во всем их многообразии и целостности интеллекта и чувств».
Культура и искусство — игровые формы религии, так сказать эстетическая репрезентация религиозных действий и чувств на сценической площадке, художественном полотне или материале для скульптуры. Жертвоприношение на сцене и жертвоприношение в храме или на капище — две большие разницы. Второе действо относится к сфере серьезного и реального, первое — к сфере игрового и символического. Символическое действо — это всегда процесс замещения, в котором содержание выпарилось, но осталась форма. И с ней можно совершать любые сценические превращения: подчеркивать, выпячивать, оставлять главное или купировать. С подлинным ритуалом ничего подобного совершать нельзя — устоявшиеся веками правила его проведения никто из людей менять не имеет права. Таким образом, режиссер в искусстве подобен ученому-экспериментатору в науке — оба манипулируют формами явления.
Жрец совершает убийство на самом деле, актер изображает его «понарошку». У первого цель — умилостивить богов, у второго — вызвать эстетическое сопереживание зрителя. При этом зритель должен любоваться красотой игры актера, а верующий — надеяться на реальный исход действий жреца, шамана или священника: спасение души, вызывание дождя, излечение больного. В этом смысле театр — символический институт жертвоприношения. В реальном жертвоприношении есть тайна и страх, в театральном — красота и катарсис (очищение чувств, превращение низменных переживаний в возвышенные).
Игровая форма предполагает соучастие зрителя на основе сходства переживаний. Изображая религиозный экстаз, артист стремится вызвать похожие чувства у зрителя и тем самым настроить его на возвышенный лад. Приобщение к возвышенному искусству формирует еще и функцию социализации — воспитание зрителя в нужном направлении. Но опять же разговор идет пока лишь о чувствах и переживаниях.
Следующий, третий, этап связан с разложением и анализом культурной формы на составляющие элементы, анализом и самого религиозного действия, его объекта, сущности и происхождения. Появляются методы познания и наука. Античная философия строилась на религиозном фундаменте, когда философы отвлеклись от содержания и в качестве объекта анализа взяли религиозную форму, например поклонение божеству. На этом этапе отчуждения в ход идут не чувства, а разум и рассудок.
Таковы три этапа восхождения человечества от религии к искусству (культуре) и науке. Две последние ступени представляют собой результат действия
отчуждения, т.е. отделения формы от содержания и последующие манипуляции с ней — репрезентацию (искусство) в одном случае и анализ (наука) в другом.
Отчуждение, или отделение, формы от содержания — универсальный элемент человеческой деятельности, который мы можем наблюдать и в традиционном, и в индустриальном, и в постиндустриальном обществе. Рождение абстракционизма в начале XX в. — поздний пример отчуждения формы от содержания. Абстракционизм в музыке появился после того, как композиторы отклонились от тематической музыки Чайковского и начали экспериментировать с чистыми звуками. Абстракционизм Кандинского и Малевича также появился после того, как художники ушли от тематической живописи передвижников и начали экспериментировать с чистой формой и цветом.
ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ. Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Говорят о тысячах религиозных форм и видов, которые возникали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племен, наций, поскольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурного целого лишь тогда, когда у нее появлялась система высших ценностей, неприкасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать сохранившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то общее число религиозных общностей достигнет многих десятков тысяч. Одних только христианских деноминаций насчитывается около 20 тыс.
Самая первая религиоведческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы, была предельно проста: все религии делились на истинные и ложные. Затем было выдвинуто несколько более научное деление — на естественные и религии откровения, которого придерживались многие богословы. Такая типология опирается на генетический принцип (принцип происхождения).
Под естественными религиями понимают стихийно и объективно возникшие верования — прежде всего в первобытном обществе. Первобытные человеческие коллективы, такие, как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совместный культ. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. Со временем группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному признаку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К. последним религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких, как синтоизм или индуизм.
Напротив, религии откровения связаны с харизматической личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателей — Иисус, Будда, Мухаммед. Они появлялись довольно часто на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христиан-
ство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что отдельный человек буквально основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в данной группе верований и культа.
Существуют и другие критерии для классификации религий:
♦ количество верующих и их удельный вес в общей численности населения (статистический);
♦ ареал распространения (картографический);
♦ формы распространения: дискретные, т.е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т.е. распространенные компактно по странам и континентам (христианство, ислам);
♦ правовой статус (религии, которые поддерживаются государством; религии, которые не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально);
♦ государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документами; религии национальных меньшинств);
♦ уровень организации (жестко централизованные, не жестко централизованные, децентрализованные).
Религии также могут быть:
♦ политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими (единобожие);
♦ урбанистическими (городскими и сельскими).
Первую научную попытку универсальной систематизации религий предпринял Г. Гегель (1770—1831). Гегель рассматривает каждую религию как ступень самопознания абсолютного духа14. Он считал, что религия в своем саморазвитии проходит три основные стадии: естественной религии, религии духовной индивидуальности, абсолютной религии. Каждая из стадий, в свою очередь, распадается на этапы, которыми становятся конкретные вероучения.
Первая стадия — естественная религия — распадается на несколько этапов. Первый из них — непосредственная религия — ознаменован силой колдовства, которой обладает сам человек, но в котором эта сила еще не выступает как сила духа и разума. Второй — раздвоение — выступает в самом себе — включает в себя религию меры (Китай), религию фантазии (брахманизм), религию в-себе-бытия (буддизм). Третий — естественной религии — переход к религии свободы — содержит в себе религию добра и света (Персия), религию страдания (Сирия) и религию загадки (Египет).
Вторая стадия религии — это религия духовной индивидуальности. На этой ступени развития Бог является: а) как единый безусловный субъект в религии возвышенного (Иудея); б) как внутренняя необходимость в религии красоты (Греция); в) как внешняя необходимость или целесообразность (Рим).
Наконец, третья и последняя стадия — это абсолютная религия, религия безусловная и открывшая себя — христианство. Все религии различаются не по предикатам (признание единого Бога или его созидательной деятельности) — это внешнее для характеристики религии, но по способам явления единого, субстанционального, имманентного — идеи, которая есть активный, определяющий и различающий принцип. Этот подход позволяет философу выработать критерий развития религий по признаку соотношения в них: 1) объективного и субъективного (субстанция и самосознание); 2) бесконечного и конечного; 3) духовного и природного; 4) сущности и явления.
Таким образом, Гегель разбил все религии на три класса (стадии) — табл. 6:
а) естественная религия (куда он включил магические культы, китайские
религии, индуизм, буддизм, а также зороастризм и религию древнего Египта);
б) религия духовной индивидуальности (иудаизм, религии древней Гре
ции и древнего Рима);
в) абсолютная религия (христианство).
Таблица 6 Классификация религий по Г Гегелю
Религии | Типы | Характеристика |
1. Религии природы | 1. Чародейство | 1 .Непосредственная религия |
2. Религии субстанции: а) Китай; б)брахманизм; в) буддизм | 2. Раздвоение сознания в самом себе: а) религия меры; б) религия фантазии; в) религия в-себе-бытия | |
3. Переходные от религии природы к религии свободы: а) религия Персии; б) религия Сирии; в) религия Египта | 3. Борьба субъективности: а) религия добра или света; б) религия страдания; в) религия тайны | |
II. Религии духовной индивидуальности | 1. Религия иудеев | 1. Религия возвышенного |
2. Религия греков | 2. Религия красоты | |
3. Религия римлян | 3. Религия целесообразности или разума | |
III. Христианство | Абсолютная религия | Идея и реальность совпадают |
К сожалению, в его схеме не нашлось места для ислама, который логически должен предшествовать христианству, как менее совершенная религиозная форма, но хронологически следует за ним. Впрочем, не только для него. Дефицит эмпирических сведений для его теоретической схемы чувствуется на каждом шагу.
С тех пор минуло почти два века, и современные классификации грешат другой крайностью — в них избыток эмпирических фактов и недостаток мощных теоретических обобщений.
До сих пор в религиоведении не выработано общепринятой типологии. Предлагаются многочисленные варианты и схемы, каждая из которых опирается на тот или иной критерий, представляющийся авторам наиболее убедительным. Так, религии делят по их составу, теологическому содержанию (мифологические/догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искусству и многим-многим иным параметрам. К примеру, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:
монотеизм (единобожие);
♦ политеизм (многобожие);
♦ генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом);
♦ атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология);
♦ супратеизмили «надбожие» (монизм Шанкары, эллинистический космизм).
Религии также делят на «естественные» и «этические» (К.П. Тиле), «натуральные» и «супранатуральные» (Э. фон Гартман), «религии природы», «религии нравственности» и «религии спасения» (Г. Зибек), народно-традиционные, дуалистические (акосмические) и пророческие (Седерблом), на «богооткровенные» и «небогооткровенные» и т.д.
Религии, кроме того, различают как по содержанию, так и по масштабам. Одни имеют разветвленную иерархическую структуру, как, например, Римско-католическая церковь, другие, несмотря на свою массовость, не имеют единой иерархии. Таков, например, индуизм. Иногда религии носят локальный характер и не выходят за пределы одной деревни. Между этими крайностями располагается бесчисленное множество других типов религий, различающихся способами передачи информации, степенью доступности и открытости, втом числе мистической или миссионерской направленностью16.
Из всего многообразия религиозных учений выделяют так называемые религии спасения. В них земная человеческая жизнь рисуется лежащей во зле, а главной задачей человека объявляется выход из-под власти этого мира и спасение от зла. По способу и направлению спасительного исхода религии спасения делятся на религии аскетизма и религии эскапизма. Первые видят спасение в потустороннем мире, вторые — в особом состоянии свободы от какого бы то ни было бытия. Религии эскапизма — это учения, согласно которым наличное бытие принципиально не может принести человеку ничего хорошего, а иного бытия нет. Освобождение в разных религиях получало наименование нирваны, апатии, атараксии и др.
В качестве критерия может выступать гносеологическая ориентация. Некоторые религии, такие, как джайнизм и буддизм, придают наибольшее значение познанию внутреннего: они заняты поисками истины внутри тела и оперируют понятиями просветления, покоя, пустоты. Их принято называть интровертными. Другие религии — экстравертные — сосредоточивают внимание на том, что находится вне тела, и наивысшей ценностью полагают общение между людьми и единение с Богом. К ним относятся иудаизм, христианство, ислам. Важно подчеркнуть, что экстравертным системам присущи черты интровертных и наоборот, а также то, что обе системы признают реальность зла и греха".
В последнее время религии нередко подразделяют на «ортодоксальные» и «ортопраксические». Термины эти происходят от слов «ортос» (верный, правильный), «докса» (мнение) и «праксис» (практика). Подразделяя религии на ортодоксальные и ортопраксические, исследователи имеют в виду прежде всего присущую им тенденцию — доктринальную или деятельную. Каждая религия включает в себя как доктринальные вопросы — символы, понятия, богословские системы, так и вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности, — ритуалы, право, регламентация жизни, своеобразный подход к труду, творчеству. Примером ортодоксальной религии служит христианство, ибо придает наибольшее значение вере. Напротив, иудаизм и ислам обычно рассматриваются как ортопраксические, поскольку особое значение придают праву, регулированию жизни, практике, сверяя свои действия с законом.
Можно также говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобытных и родоплеменных, национальных и мировых, религиях естественных и религиях откровения. Мертвые религии — это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли. Некоторые из них оставили после себя память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде религиозной литературы, легенд, мифов и т.д. Живые религии — это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей, а также появившиеся в последние десятилетия нетрадиционные религиозные объединения.
По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии откровения, народные и личностные религии. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутвер-ждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (соте-риологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагматическое (религии процветания). При генеалогическом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии Юго-Восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии и т.п. Самая распространенная и самая простая типология полагает основным критерием классификации религий их распространенность. По этому основанию все религии разделяются на три типа:
а) родоплеменные (наиболее примитивные религии человеческих коллек
тивов, находящихся на низших ступенях цивилизации);
б) национальные (национально-государственные), не выходящие за пре
делы отдельных наций (народов) и составляющие главное основание их
национальной идентичности и культурной специфичности (например,
иудаизм, индуизм, синтоизм);
в) мировые религии, не признающие земных границ и претендующие на
глобальный статус (христианство, ислам, буддизм).
Ее модификацией является классификация с учетом исторических этапов развития этносов: родоплеменные религии (архаические), народонацио-нальные, мировые.
Географический способ классификации религий — один из самых распространенных в религиоведческой литературе. Все вероучения сгруппированы по месту их возникновения и первичного распространения. На этом основании, в частности, описание буддизма разделено на буддизм тхерава-ды, зародившийся и распространившийся преимущественно в Южной Азии, и буддизм махаяны, зародившийся и распространившийся преимущественно на Дальнем Востоке.
Друиды — кельтские священники
Географический принцип можно без особых проблем применить почти для всех групп религий, за исключением религий Запада. Религиозная жизнь Запада довольно четко разделена на два этапа — господства языческих учений Средиземноморья, Древней Европы и Ближнего Востока и господства авраамистических религий. К авраамистическим религиям относятся все учения, апеллирующие к авторитету Библии и оперирующие библейскими идеями и образами, поэтому мы не должны удивляться тому, что рядом с христианством и исламом стоят гностицизм, деизм и сатанизм: все эти религии возводят истоки своих вероучений к Библии и активно пользуются библейским материалом. Особую группу составляют секулярные учения религиозного характера, которые с полным основанием можно было бы отнести к вероучениям Запада.
По вероучительным признакам религии делят на национальные и мировые. Тогда в одну группу попадают, например, иудаизм и синтоизм, а в другую — буддизм и ислам.
Мир религий чрезвычайно обширен и разнообразен. Они различаются между собой по возрасту, распространенности, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование
целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жестких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые — толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, иные — предполагают достижение бессмертия. Они конкурируют друг с другом за души людей. Последователи разных религий всевозможными способами борются друг с другом за господство. Религии объявляют друг друга ложными, вредными и преступными учениями. Они поглощают друг друга и распадаются на течения.
Если мировая карта религий напоминает мозаику, то их развитие походит скорее на беспорядочное броуновское движение, чем на хорошо организованное поступательное восхождение от высшего к низшему или от худшего к лучшему. Ренессанс и возрождение языческой античности на исходе средневековья неожиданно сменяется Реформацией и борьбой за чистоту религиозных идеалов. Просвещение и торжество рационализма уступает место в XIX в. увлечению мистицизмом и спиритуализмом. Наступление атеизма в одних странах разворачивается с его масштабным отступлением в других. Секуляризация освобождает место для нового всплеска религиозности. Современный этап европейской истории — это переменные успехи в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение. Религиозные процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга, меняя направление без всякой видимой логики и строгой последовательности.
В учебниках по обществознанию и религиоведению можно встретить еще одну достаточно универсальную и удобную классификацию религий.
1. Исторические типы:
а) архаичные (древние) религии:
♦ тотемизм — вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъ
естественной силой;
♦ фетишизм — поклонение фетишу, неодушевленному предмету, наде
ляемому сверхъестественной силой;
♦ анимизм — вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне
с людьми;
б) современные религии:
♦ теистические — вера в богов (христианство, иудаизм, ислам);
♦ этические — вера в нравственные идеалы связи с Вселенной (буддизм,
даосизм, конфуцианство).
2. По количеству богов:
♦ политеистические — вера в нескольких богов;
♦ монотеистические — вера в одного единственного бога.
3. По степени распространения на планете:
« мировые — буддизм, христианство, ислам;
« локальные (национальные) — иудаизм, конфуцианство, синтоизм.
В табл. 7 представлена современная классификация религий.
Таблица 7 Современная классификация религий
Типы религий | Основные направления | Время появления | Краткая характеристика |
Племенные | Анимизм | В эпоху верхнего палеолита XXXV —Xтыс. до н.э. | Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы |
Тотемизм | Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана | ||
Фетишизм | Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов | ||
Магия | Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей | ||
Национальные | Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др. | 1 тыс. до н.э. | Религии привязаны к определенному ареалу, чаще всего являются государственными |
Мировые | Буддизм: хинаяна махаяна дзен-буддизм ламаизм | VI — Vbb. до н.э. VI — V вв. до н.э. 1 в. н.э. VII в. н.э. VI в. н.э. | Религия спасения, отрицающая мир |
Христианство: католицизм православие протестантизм | 1 — III вв. н.э. 1 — III вв. н.э. 1 — III вв. н.э. XVI в. | Положительная религия спасения | |
Sis Sua | VII в. | Религия нравственности |
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 4123;