Почему религия называется религией?
К числу вопросов, рассматриваемых религиеведением и различающихся по своей значимости, относится вопрос о том, почему религия называется религией, т. е. каково происхождение этого термина. Религия — производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с почитанием (культом) богов. Именно в этом смысле употреблял слово «религия», например, Цицерон в I в. до н.э. К религии относились и представления о богах (мифология), и соответствующие действия, связанные с этими представлениями и регламентирующие жизнь римлян. То, что у римлян называлось религией, у китайцев именовалось chiao, у индусов — dharma, у арабов — din. Когда возникло христианство, оно восприняло от римлян слово «религия» и использовало его в своих целях, вложив в него содержание, отличающееся от прежнего. Через христианство это слово вошло впоследствии во все европейские языки. Под религией христиане понимали сначала только свою, христианскую веру. Религией называлось
только христианство, в отличие от всех нехристианских верований, которые объединялись в понятии язычества. Крупнейший христианский теолог, один из отцов церкви, епископ Августин, живший в IV в., называл христианство религией, рассматривая это слово как производное от «вновь связывать, воссоединять»: христианство есть религия — путь воссоединения и примирения человека с богом, — человека, отпавшего от бога, когда он встал на путь греха. Это действительно специфически христианское представление, которое нельзя перенести, например, на античные религии. Раннему христианству было чуждо, таким образом, представление о других религиях, нехристианских религиях, о том, что христианство — одна из многих религий. Христианская религия соединяет людей, обязательством призванных к служению, выделяя их из того мира, частью которого являются языческие культуры. Христианство, именуя себя религией, тем самым противопоставляет себя языческой культуре. Первое в истории христианства расширение понятия «религия» и распространение этого термина на язычество имело изначально чисто полемическую функцию: христианство как «истинная
зу, считал религию навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа, в амбивалентном отношении к отцу и снимает для верующего необходимость выработки собственного персонального невроза. Для Эмиля Дюркгейма религия — связная система верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну духовную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками. У русского философа С.Н. Трубецкого религия есть «организованное поклонение высшим силам» (включающее в себя три общих элемента — веру, представления и культ)4.
По Б. Малиновскому, религия необходима человеку для того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу. Пауль Тиллих считал религию поиском тех ответов, которые вера может дать на высшие жизненные вопросы о времени, пространстве, причине и материи. Организованная религия, по мысли Станислава Грофа, является статуированной групповой деятельностью, происходящей в установленном месте (храме или церкви), и включает систему назначенных служителей, и здесь неважно, имели они личные переживания духовных реальностей или нет. Философ Альфред Н. Уайтхед полагал, что религия — это то, как человек справляется со своим одиночеством (или в другом переводе: религия — средство избежать человеческого одиночества). Скотт Хат-филд определял религию как поведение, процесс или структуру, которые хотя бы частично ориентированы на сверхъестественное. Дон Свенсон определяет религию в терминах священного: «Религия — это индивидуальный или коллективный опыт восприятия священного, который воплощает себя в мифологии, ритуалах, этосе, а кроме того интегрирован в организацию»5. Пауль Коннелли подходит к сути дела следующим образом: религия коре-
религия» противопоставлялось «ложным религиям» — греческой и римской, которые рассматривались как неудачное, демоническое подражание божественному образцу христианской религии. Это давало также возможность оторвать языче-
ство от его культурного контекста, и таким образом открывался путь для примирения христианства с античной культурой, для ее ассимиляции христианством.
Великие географические открытия, знакомство с Новым Светом привели к дальнейшему расши-
рению понятия религии. Оно было распространено на верования американских индейцев и других «дикарей». В XVIII в. возникает представление о том, что существуют разные проявления «естественной религии», составляющей основу и общее достояние всех религий. «Естественная религия» воплощается в конкретных религиях, отличающихся друг от друга по форме выражения, но в основе своей сходных. Особенности разных религий обусловлены особенностями тех обществ, тех культур, в которых они существуют, подобно различиям в морали, искусстве, в целом — в образе жизни и мышления. Так к началу XIX в. появляется и входит в употребление термин «религия» в его современном значении: религия как одна из областей духовной жизни наряду с моралью, философией, наукой, искусством. Такова история слова «религия». Источник: Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. М., 1995
4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1899. Т. XXVl-a. С. 539.
5 Don Swenson. Society, Spirituality, and the Sacred: A Social Scientific Introduction, Broadview Press, 1999-JAN.
нится в попытке человека представить либо упорядочить свои верования, чувства, фантазии и действия, которые появились у него в ответ на переживание или столкновение с чем-то священным, таинственным или духовным6. У Дж. Фрезера религия есть «умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни». Как таковая религия «состоит из теоретического и практического элементов, а именно из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить их и угодить им»7.
Бог один — религий много
Американский социолог Дж. М. Йингер8 определяет религию как систему верований и действий, посредством которых группа людей решает высшие проблемы своей жизни: существование смерти, зла, страданий, вины. Религия — это попытка найти ответы на разочарования и горести, трагедии, парадоксы и краткость жизни. Иными словами, это попытка обрести цель жизни и смысл существования. Вот почему она предстает у него средством «релятивации» человеческих несчастий и страданий, интерпретируемых как элементы высшего блага. Согласно Йингеру, слово «религия» может быть возведено либо к латинскому religere, что означает «связывать вместе», либо к religare, что означает «повторять» или «переигрывать». Для видного американского социолога Р. Бэллаха религия есть совокупность символических обрядов и действий, которые связывают человека с предельным состоянием его существования. «Религия — это человеческое отношение к священному мироустройству, — уверен представитель феноменологической социологии Питер Бергер, — которое включает в себя все человеческие существа; другими словами, это верование в миропорядок, смысл которого равным образом включает и превосходит человека». По мнению Г. Бермана, религия — не просто набор доктрин и обычаев, относящихся к сверхъестественному, а выражение людьми коллективной озабоченности по поводу высшего смысла и цели их жизни в соответствии с разделяемой верой и преданностью духовным ценностям9.
6 Connelly P. Definition of Religion and Related Terms (www.darc.org).
7 Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1987. С. 54-55.
8 Йингер Дж. Социологический взгляд на религию // Религия и общество: Хрестоматия по социо
логии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 161-70.
9 Берман Г. Дж. Право и религия (www.msps.ru).
Согласно социобиологии, религия — одна из древнейших и эффективных защитных систем, непосредственно связанных с возможностями человеческого разума и тела, а также с проблемой выживания. Надежность этой системы позволила человеку помимо проблемы выживания заняться и другими предметами, в том числе исследованием собственной природы и окружающего мира10. Согласно одной из версий, религия — любая система верований в Бога или богов, часто включающая ритуалы, этический кодекс и философию жизни". При такой широкой трактовке под религию подпадают не только язычество, христианство или буддизм, но также атеизм, агностицизм, гуманизм и этическая культура, поскольку в них есть своя философия жизни и они специфическим образом решают вопрос о существовании Бога или богов. Ведь атеизм — это тоже учение о божественном. Для того чтобы отрицать божественное, атеизм должен выделить его, разработать его понятие, заняться критикой других учений о божественном, выяснить возможную связь между божественным и человеческим и, в конце концов, поставить на место божественного нечто иное. А если атеизм — это лишь особая разновидность богословия, значит, атеистическая философия есть философия религиозная. Сама по себе религия является практикой, считал А. Грант, а поэтому ее сущность заключается почти исключительно в обычаях и обрядах12.
Webster's New World Dictionary определяет религию как специфическую систему верований и культов, которые нередко предполагают также этический кодекс поведения и некую философию. В отечественных словарях дается, в частности, такое определение: религия — тип мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические (культовые) действия, основанные на вере в существование сверхъестественных сил (бога или богов), либо на становлении определенной системы культов; то или иное конкретное вероисповедание, исторические формы развития религии (буддизм, христианство, ислам и др.).
Если обобщить многочисленные определения религии, то их можно свести к следующим базовым положениям:
1. Религия — один из компонентов духовной сферыобщества наряду с культурой, образованием и наукой.
2. Религия —один из фундаментальных институтовчеловеческого общества.
3. Религия — сфера общественного сознания(наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное.
4. Религия — специфический тип мировоззренияи мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение Бога.
10 The Oxford Dictionary of World Religions / Ed. J. Bowker. Oxford, 1997.
11 Various definitions of the word «religion» (www.religioustolerance.org).
Ельчанинов А. и др. История религии. М., 1991. С. 21.
5. Религия — совокупность моральных принципов,регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование.
6. Религия — система верований и действий, с помощью которых решаются фундаментальные вопросычеловеческой жизни.
7. Религия — группа, сообщество,союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордены, секты).
8. Религия — миропониманиеи мироощущение, а также связанное сними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, которая в зрелых формах религии выражается понятием божества или Бога.
9. Религия — совокупность ритуальных действий,составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.
Усилия мыслителей, которые предпринимались ими на протяжении многих веков, не прошли даром: человечество накопило огромную библиотеку или, точнее сказать, картотеку цитат и высказываний, которые касаются дефиниций религии. Недостаток подавляющего большинства определений религии, — а это относится к любому научному определению, касающемуся каких-либо важных понятий и категорий, — заключается в том, что одной фразой, из которой строится обычная дефиниция, невозможно охватить все многообразие религиозных явлений. Обязательно что-либо оказывается за рамками дефиниции. Скажем, одни определения точно фиксируют особенности мировых религий, но не учитывают языческих верований, другие, кажется, охватили то и это, но оставили за бортом новые религиозные движения и т.д. Кто-то имеет субъективный взгляд на вещи, выражая в своей дефиниции лишь те религии или их свойства, которые ему нравятся либо кажутся существенными. Иные авторы предлагают настолько обтекаемые формулировки, что они с одинаковым успехом подходят и для религии, и для культуры или духовной сферы в целом. Вот почему специалисты сходятся во мнении, что дать одно-единственное определение религии, способное служить универсальным кодом для всего многообразия религиозных явлений, невозможно. В результате им приходится мириться с существованием десятков и сотен определений.
В широком смысле под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры, в узком смысле (конкретная религия) — это духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера. Религия в последнем своем значении имеет иерархическую структуру. Многие конкретные религии часто подразделяются на ветви более низкого таксономического уровня, а те, в свою очередь, — еще более низкого порядка и т.д. Так, человек, придерживаясь христианства, может быть сторонником одной из его ветвей, например протестантизма, принадлежать к такой форме протестантизма, как баптизм, и являться членом одной из баптистских религиозных организаций, предположим Южной баптистской конвенции13.
13 Пучков П.И. О классификации религий ( http://cbook.ru).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 888;