КОМПОНЕНТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
Религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию. Религиозная вера — это сложнейший культурный феномен, соединяющий в себе высокую интеллектуальность, вдохновенность, смирение перед духовно превосходящим тебя миром, осознание своей тварности и вместе с тем особенную гордость за приобщенность к этому надстоящему миру.
В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) вера представляет сложный культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение и другие элементы. Так, в исламе вера состоит из трех элементов (словесного признания Бога, доб-
рых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: 1) веру в единого и единственного Бога; 2) ангелов; 3) Богоот-кровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада); 4) Божьих пророков и посланников; 5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некорани-ческого происхождения) — вера в предопределение (все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).
Главные особенности веры представляют собой:
♦ предельную индивидуализованность, так как любая религия подразумевает наличие определенной организационной структуры, выполняющей роль посредника между Богом и человеком;
♦ личное отношение к предмету веры (в виде любой разновидности сверхъестественного), поскольку верующий, как правило, подсознательно оценивает его положительно, считает соответствующим той системе норм и ценностей, которую он разделяет;
♦ эмоционально-чувственный характер.
Вероучение
От слова «вера» происходит понятие «вероучение», которым обозначают систематическое учение, концепцию, совокупность идей, в основе которых лежит вера в сверхъестественный мир, божество. Но даже не это — вера в сверхъестественное — является главным в вероучении. Гораздо важнее в вероучении то обстоятельство, что оно являет собой систематизированное изложение содержания веры в догматах— признанных раз и навсегда неизменными истинами, которые не подлежат критике.
В этом смысле христианство, буддизм или ислам относятся к вероучениям. Источником вероучения выступает система фундаментальных принципов, изложенных в Священном предании или в Священных книгах — у мусульман это Коран, а у христиан — Библия. Священное Писание по своей сути считается Откровением, с которым Бог обратился к людям, ведь в истинность этого Откровения остается лишь верить. Основной источник вероучения понимается как предвечное, несотворенное «слово Божье», откровение.
Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется теологией(от греч. theos — Бог и ...логия), буквально означающей богословие. Оно предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
Таким образом, в теологии составляющим основу христианского вероучения можно выделить три составные части: онтологическая доктрина(как устроен мир), гносеологическая доктрина(как познавать мир) и богооткровение(откровение).
Новое качество, которое приобрела религиозная вера по сравнению с мифологической, заключается в том, что из области чувств она перешла в область знания. Вера становится гносеологической основой религиозной морали и практики.
ОТКРОВЕНИЕ— в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Выражается в тексте «писания» (в иудаизме и христианстве — Библия, в исламе — Коран) и в «предании», также получающем письменную фиксацию (в иудаизме — Талмуд, в христианстве — сочинения «отцов церкви», в исламе — сунна).
Вероисповедание
От слова «вера» происходит и термин «вероисповедание». Под вероисповеданиями в христианстве понимаются его конфессии, образовавшиеся после схизмы (греч. schisma — раскол) — раскола в христианской церкви, приведшего к разделению церквей (православной и католической), возникшего по поводу выяснения божественной и человеческой природы в личности Иисуса Христа (так называемые христологические споры). В результате вероучительных различий в V-VIIвв. образовалось несколько вероисповеданий, в частности «нехалкидониты», несториане, «христиане св. Фомы», монофелиты и монофиситы. В XI11 в. оформилось еще одно вероисповедаль-ное разделение Церквей — православной и католической, за которым стоял конфликт государственных идеологий, осложненный доктринальными и обрядовыми расхождениями. В XVIIв. от православия отделилось старообрядчество, которое само раздробилось на множество «толков». В Реформацию от католицизма откололся протестантизм, внутри которого сложилось множество конфессий и так называемых деноминаций: лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др. В Новое время (XVI—XVIIвв.) внутри католицизма образовалось несколько конфессиональных ветвей: иезуиты, пиаристы, редемптористы.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1869;