Молитвы, жертвы, гадания

Молитва — это разговор с богом. Грек становил­ся лицом к тому богу, которому молился, протя­гивал к нему руки и вслух произносил сперва об­ращение к богу, потом похвалу ему, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за испол­нение этой просьбы. Если он молился в храме, то протягивал руки к статуе бога; если небесным богам — то к нему; если речным или морским — опускал их в воду; если подземным — ударял ими по земле или топал ногою. Современный верую­щий на молитве стоит спокойно (иногда на коле­нях), сложив руки перед грудью, и молится про себя, уверенный, что его бог услышит и такую молитву. Но грек разговаривал с богом, как с че­ловеком, и на колени не вставал никогда. Жертва — это угощение богу. Если бог помогает человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. Когда собирали урожай, то первые колосья и первые плоды приносили богу. Когда пили, то перед каждым пиром несколько раз плес­кали вином наземь. Когда ели, то откладывали для


бога специально выпеченное печенье или медовую лепешку. А когда ели мясное — в бедном гречес­ком быту это было нечастым праздником,— то делиться с богом было обязательно. Тогда и устраи­вались те жертвы быков, овец, коз и свиней, о которых чаще всего упоминается в книгах,

Перед храмами, а часто и отдельно, на площади или перекрестке, стояли алтари. Алтарь — это божий стол: прямоугольная глыба, земляная или, чаще, каменная, иногда маленькая, иногда очень большая. На нем разводился священный огонь. (Ъловню G огня опускали в сосуд с водой — в этой воде присутствующие омывали руки, чтобы очи­ститься перед жертвоприношением. К алтарю

обряд жертвоприношения, но затем отделилась от него и стала самостоятель­ным действием. Под молитвой подразумевается не только обращение веру­ющего к божеству, но и канонизированный текст обращения.

В христианстве различают несколько типов молитв, в зависимости от того, какие стремления молящегося они выражают: восхваляющие, благо­дарственные, простительные и др. Молитвы бывают коллективные и инди­видуальные. Они совершаются во время богослужений в храмах, молитвен­ных домах, на кладбищах. В коллективной молитве можно не участвовать, а просто присутствовать, наблюдая в храме со стороны. В индивидуальной молитве необходимо глубокое религиозное погружение и сосредоточен­ность.

Молитв в христианстве много и все они канонизированы, т.е. строго рас­писан их порядок и сроки. Богослужебный канон в Православии включает в себя годичный, недельный и суточный круги. На каждый из дней недели предназначены особые молитвы и песнопения. В субботу и воскресенье они носят торжественный характер, в среду и пятницу — печальные. Круг суточ­ного богослужения включает девять служб: вечерня, повечерия, полунощ-ница, утренняя, а также на первом, третьем, шестом часах, на литургии (на­зывается центральным богослужением) и на девятом часе.

ЛИТУРГИЯ(греч. — «общественная служба»). В православной церк­ви — Божественная литургия — главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое назва­ние — обедня). Порядок службы восходит к IV в. Божественная ли­тургия включает 3 части: проскомидия (греч. — «принесение») — символическая священная подготовка Святых Даров (хлеба, про­сфор, и красного вина), производится на жертвеннике, как прави-

подводили жертвенное животное, обрызгивали его водой, осыпали жареным ячменем и солью, а потом оглушали ударом дубины и быстро зареза­ли. Затем начиналось угощение богов. С туши сдирали кожу, вырубали спинную часть, обклады­вали жиром и внутренностями и сжигали на ал­таре. Жирный дым всходил к небу: небесные боги могли лакомиться жертвою. Для подземных богов жертву зарывали в землю. Несколько кусков мяса уделялось жрецам и храмовым служителям. Остальные съедались на пиру. Люди ели мясо и чувствовали себя сотрапезниками богов. Иногда жертва была особенной — очистительной. Если человек совершил нечаянное убийство, он должен был покинуть родину и искать очищения на чужбине. Его не спрашивали, в чем дело; жрец за­жигал огонь на алтаре, закалывал молочного поро­сенка, обрызгивал его кровью руки пришедшего, а потом омывал их священной водой и вытирал. Это означало, что кровь смыта кровью, и человек мо­жет возвращаться к сородичам. А очистительного поросенка не сжигали, чтобы не осквернять огня: его закапывали в глухом месте и возвращались оттуда, не оглядываясь.


Иногда жертва предназначалась для гадания. Такие жертвы приносились перед сражениями. Зарезав животное, смотрели, как горит на ал­таре его мясо, особенно хвост; если хвост скру­чивался, это предвещало трудности, если конец его опускался вниз — неудачу, если поднимал­ся вверх — удачу. Выпотрошив животное, смот­рели на его внутренности, особенно на печень: если вид их казался необычным, это значило, что животное нездорово и, стало быть, неугод­но богам, — боги не насытились и требуют но­вой жертвы. Чтобы добиться добрых знамений, приходилось иной раз закалывать не один де­сяток баранов или овец. При каждом войске гнали на всякий случай небольшое жертвенное стадо.

Были и другие способы гадания. 1адали по поле­ту птиц, по крику птиц, по грому и молнии, по ко­метам и затмениям, по плеску воды и дыму лада­на. В Додонском лесу гадали по шелесту листьев священного Зевсова дуба. В особенном почете были гадания по вещим снам. Источник: Гаспаров М. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой цивилизации

ло, при закрытом алтаре; литургия оглашенных (т.е. готовящихся к принятию Крещения) — произнесение ектений, хоровое пение псал­мов, чтение Апостола и Евангелия и т.д.; литургия верных — освя­щение Святых Даров (пресуществление их в Тело и Кровь Иисуса Христа), причащение священнослужителей и верующих, произнесе­ние ектений, хоровое исполнение песнопений (главное — евхарис­тический канон). Циклы литургических песнопений созданы многи­ми русскими композиторами (в их числе П.И. Чайковский. СВ. Рах­манинов). В католицизме и протестантизме Божественной литургии соответствует месса.

Некоторые институты относятся и к церковному, и к религиозному кру­гу, например институт вероучительства. Он существует и в буддизме, и в католицизме, и в православии. То же самое можно сказать и об институте богослужения. К числу религиозных институтов архаичной эпохи надо от­нести тайные мужское союзы, сыгравшие определяющую роль в социальной организации архаичных культов. Таким образом, наряду со специфически­ми частными институтами, принадлежащими по преимуществу или исклю­чительно одному кругу, можно всегда найти такие социальные практики, которые присущи обоим кругам. Их можно именовать универсальными.

На примере ашрама можно видеть особенности функционирования ар­хаичных религиозных институтов. Ашрам представляет собой группу лиц — учеников и последователей, объединившихся вокруг харизматического на­ставника (вдохновенного проповедника одной из бесчисленных вариаций

Врезка

Е.Г. Балагушкин








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 677;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.