Отношение буддизма к любви

Согласно Учению Будды, человек состоит из пяти скандх, то есть пяти «тел», различных элементов нашего естества. Любовь зарождается тогда, когда та или иная скандха (или сразу несколько) притягивается к соответствующей скандхе партнёра, либо в силу сходства, либо по закону компенсации.

Притяжение на уровне рупа (то есть притяжение тела и энергий тела) порождает половое влечение.

Притяжение самскара (сходство или, наоборот, различие желаний, воль)страсть, эмоциональную любовь.

Притяжение ведана (ощущений) – сентиментальную любовь, привязанность.

Притяжение санджня (интеллектов) – симпатию, дружелюбие.

Сходство виджняна (мировоззрения, картин мира) – уважение к другому человеку.

При этом возможны самые разные сочетания, самые разные оттенки чувства. Для человека благотворно, когда различные виды любви в одном чувстве сочетаются. Ни один из этих видов буддизм не считает чем-то, что само по себе является порочным или греховным.

Вопрос о любви сложнее, чем кажется на первый взгляд, он не поддаётся никакой однозначной оценке.

С одной стороны, любая разновидность любви обогащает человека новым опытом, который приближает его к конечному Освобождению.

А некоторые виды любви и вовсе поддерживают человеческую добродетель, так как напрямую соприкасаются с чатур брахма вихара, четырьмя безмерными чувствами любви(симпатией, состраданием, сорадованием, равностностью), в которых не содержится никакого порока или изъяна, которые верующий буддист, напротив, должен неустанно поддерживать и воспитывать в себе. Отсюда любовь – благо.

С другой стороны, любая любовь, не свободная от атмавада, от концепции «Я», от отсутствия видения пустотности; говоря проще, от эгоизма (а любовь между мужчиной и женщиной почти никогда не бывает вполне свободна от этого), является одновременно источником пленения человека, его удержания в сансаре, то есть причиной зла. Особенно в этом отношении опасна половая любовь.

Итак, любовь одновременно и благотворна, и губительна для нравственного роста. А прежде всего верующий буддист должен осознать ту простую истину, что ни одно из мирских чувств любви не является абсолютным благом, не является вечным, что ни с одним из них нельзя связывать идею некоей особой благости или святости, что не следует идеализировать и чрезмерно поклоняться ни половой любви, ни той Романтической Любви, которая в западном мире уже давно стала особым культом. (Впрочем, и это естественно. Свято место, как известно, пусто не бывает, оттого на месте отсутствия подлинной веры возникает лжевера или суеверие, на месте подлинного учения, христианского, буддийского или иного, возникает современное язычество.)

Романтическая любовь хороша и блага, она – мощный источник энтузиазма, веры в себя, стремления к самоулучшению, но она не является безусловной ценностью. Жизнь показывает, что брак, как союз двух людей, должен стоять на более прочном фундаменте (качества, важные для брака, смотри выше).








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2372;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.