Отношение буддизма к браку

 

Попытайтесь ответить: как называется буддийский ритуал венчания? Скорее всего, вы ничего не вспомните, потому что такого ритуала в буддизме не существует.

Конечно, мы слегка преувеличиваем, утверждая, будто в буддизме вообще не имеется никакого религиозного благословения брака. Ритуал заключения брака есть в дальневосточном буддизме (корейском, японском), тибетский лама-астролог также может определить наиболее благоприятный день и дать молодожёнам напутствие… Тем не менее, брак в буддизме не считается таинством.

(Последнее вовсе не означает несерьёзного отношения буддиста к брачным клятвам или того, что буддисты будто бы склоняются к свободной любви, к вседозволенности в любви и половой жизни, что станет ясно дальше.)

Мы, буддисты, считаем, что в момент заключения брака ещё не происходит некоего мистического, волшебного и самоценного по себе, самосуществующего события, которое безусловно должно найти отражение в ритуале. Да, этот момент является трепетным, волнующим, важным, он оставляет отпечаток в сознании человека. Однако и люди, сочетавшиеся браком, тоже порой расстаются, и не всегда расстаются негодяи или безответственные лодыри. Если считать любой брак безусловным таинством, руководствуясь словами Христа: «Что Господь соединил, человек да не разъединяет», то следует либо признать, что в отношении этих людей таинство не совершилось, либо считать разошедшихся грешниками, которые нарушили Божью волю. Для кого-то благотворен и такой взгляд на брак, но то, что вполне пригодно и благотворно для христианина, для буддиста неразумно.

Итак, для нас брак – не таинство, а «всего лишь» свободный договор, свободное решение двух людей, решение о союзе, о взаимопомощи, о добровольном ограничении своей свободной воли. Но это «всего лишь» – отнюдь не пустяк: любое обещание, в буддийской традиции, крайне важно.

Отчего столь драгоценно обещание? В религии, нарушив обет, мы причиняем вред самим себе, так как обнаруживаем слабость своей воли и неспособность приложить сколь-нибудь значимые усилия для победы над своим низшим, животным началом. В мирской жизни обещание важно, так как, нарушив его, мы неизбежно принесём страдания другим людям, рассчитывающим на нас, возложившим на нас свои ложные надежды. Принесение страданий живым есть безусловное и абсолютное зло (если только речь не идёт о малых страданиях, которыми побеждаются большие).

Если два деловых человека заключают договор, а затем один из них этот договор нарушает, это признаётся миром безусловным злом, столь большим, что оно заслуживает разбирательства в суде и порой даже уголовного преследования. Почему же нарушение договора о взаимной верности является меньшим злом? В одном случае обманутая сторона лишается денег, в другом – спокойствия и счастья, и как измерить, что важнее?

Сам брак важен и даже священен, ведь он предоставляет человеку возможность нравственного роста. Достоинствам нашего супруга или супруги мы можем учиться, недостатки нашего партнёра дают нам возможность развивать в иных случаях терпение, ценную добродетель, в других – требовательность и волю.

Но что важно для самого брака, согласно буддийским представлениям? Верность, то есть способность держать данное обещание. Тактичность, внимательность, сочувствие, готовность помогать и нести на себе свою часть обязанностей, ответственность.

Внимательный слушатель или читатель в этом перечне, к своему удивлению, не обнаружит любви. «Что же, любовь для буддиста и вовсе неважна? – возмутится он. – Вот и очевидно: что буддизм – холодная, равнодушная к человеку, мертвящая душу религия!» Действительно, «любовь», в обычном понимании этого слова, для брака, по нашим представлениям, отнюдь не является главной. Чтобы понять это, нам нужно определиться с буддийским отношением к любви.

 








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1660;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.