Отношение буддизма к насилию
Из всего, сказанного выше, совершенно ясным становится отношение буддизма к насилию. Свобода воли – не только величайшее благо, но и единственная возможность нравственного роста. Не совершив выбора сам, человек не встретится с его последствиями, не извлечёт уроков из своих решений. Вот поэтому буддизм принципиально осуждает любое насилие, кроме тех случаев, когда совершённое насилие позволяет избежать ещё бóльших человеческих страданий.
Сам великий Будда не позволял себе насилия: отчего же мы мыслим себя более мудрыми, чем Он?
Насилие может совершаться с эгоистичными целями (ограбление, сексуальное насилие, шантаж) или с целью помощи другому человеку (наказание ребёнка). В первом случае оно безусловно порочно, во втором мы должны осмыслить: нанесут ли действия человека, свободную волю которого мы хотим ограничить, страдания другим или причинят вред только ему самому? Только при положительном ответе на первый вопрос мы имеем право на насилие, и лишь в том случае, если абсолютно убеждены в благости ограничения свободной воли.
Это же определяет отношение буддизма к воспитанию детей. До тех пор, пока действия ребёнка незначительно вредят только ему самому и не представляют угрозы его жизни и здоровью, необходимо указать на их вред, но не воспретить. Любая внешняя жестокость или своеволие ребёнка (мучительство животных, раздражительность, наглость, агрессивность) должны немедленно и строго запрещаться, в случае нарушения запретов – наказываться.
Буддизм, как и христианство, убеждён, что ненависть не может быть побеждена ненавистью. Но он, несмотря на свой идеал кротости, не представляет собой вариант толстовства, «беззубого всепрощения». Символ Учения Будды – Лев Закона, а не овца смирения. Буддизм требует от человека активного сопротивления злу, по возможности – бескровными методами (убеждением, проповедью, личным примером), но, когда нужно, даже и насилием. «“Что я должна была делать с хулиганом, который отнимал у меня сумку?” – спросила пожилая леди буддийского учителя. Тот ответил: “Со всей любовью и состраданием ударить его зонтиком по голове”». При этом человек должен понимать, что последствия любого решения о насилии он понесёт сам. Грешно убить. Допустимо убить того, кто стремится к массовому убийству, если нет иного способа остановить его, хотя бы и ценой своей жизни. Но если законы страны, в которой мы живём, осуждают убийство даже и массового убийцы, нам следует принять эти законы и собственное тюремное заключение, а не полагать, будто религиозному человеку закон не писан.
Буддизм, если подвести краткий итог, учит человека быть взрослым и сознательным, отвечать в полной мере за каждый свой поступок.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2658;