Причины, по которым человек не должен в повседневности
Чрезмерно уповать на светлые силы
По каким же причинам мы не должны надеяться на помощь светлых сил? Разве многочисленные иерархи́и буддизма, все эти будды, бодхисаттвы, идамы, святые ламы, «покрывающие небо в грозовых тучах знания и любви», не способны помочь обычному человеку?
Нет, они способны к этому, но не следует чрезмерно уповать на их помощь.
1. Прежде всего, светлые иерархи́и помогают лишь тем людям, кто молитвенно и пламенно обращается к ним. К чему помогать тому, кто не просит о помощи? Это нарушало бы свободную волю человека.
А часто ли мы вспоминаем светлые силы в нашей повседневности? Часто ли сообразовываем свои поступки с заветами религии?
2. Во-вторых, следует отчётливо понимать, что небесные бодхисаттвы помогают человеку исключительно по доброй воле. Они – не слуги у неведомого начальника, не медицинские сёстры с фиксированной оплатой. Они желают, но не должны помогать страждущим. Они человечны, в смысле их разумности и свободной воли. Недаром и говорит Учение Будды о том, что всякий небесный бодхисаттва некогда был человеком, что каждый из нас может стать бодхисаттвой! Бодхисаттвы – тоже «люди», а не ходячие добродетели, не абстрактные схемы, им не чуждо ничто человеческое, в том числе, естественные симпатии и антипатии. Если же человек порочен, груб, грязен, нагл, раздражителен, циничен, насмешлив, настроен скептически к тому, кто протягивает руку помощи, много ли желающих найдётся помогать ему?
3. Причина, верная в отношении демонов, верна и в отношении светлых сил. Чтобы слышать негромкие голоса бодхисаттв, человек должен обострить свой духовный слух, открыть глаза своего ума, а это непросто сделать с сознанием, отредактированным современной атеистической наукой и безрелигиозной моралью.
4. Наконец, чрезмерное упование на небесных воинов способно лишить человека собственной воли. «Дарованная» добродетель не является подлинной, ведь её достижение не закалило человека, не взрастило в нём нужные корни.
В Самьютта-никайе содержится поучительный рассказ о монахе, который поддался обольщению сладким ароматом цветка. Тут же перед ним появилась дэвата (божество, ангел). «Берегись, монах! – молвило божество. – Спасайся от обольщений!» Потрясённый монах просил божество всякий раз удерживать его от соблазнов. Ангел возразил: такое невозможно. Много ли будет в этом твоей, о монах, заслуги?
Мы должны помнить, что и сам Благословенный Будда в годы Своей аскезы отверг помощь божеств, хотя мог ей воспользоваться.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 719;