Бог и его ответственность за судьбу человека
Прежде всего нам необходимо определить понятия. Нас, буддистов, часто упрекают в безверии, в атеизме. Буддизм, согласно расхожему (и ложному) мнению, есть религия без Бога.
Что есть Бог?
Если под Богом понимать Высшее начало, которое даёт смысл человеческой жизни, тогда, разумеется, мы, буддисты, верим в Бога и признаём Бога. Если понимать под ним совершенно чистое, свободное от любого порока существование или состояние, то и в такого Бога мы тоже верим. Наконец, если понимать под Богом одухотворённую и совершенствующую себя Вселенную, то и это видение никак не противоречит буддийской вере. В буддийской традиции всё это называется несколько иными словами, но, конечно, важны не слова, а их смысл.
Мы, буддисты, не верим в Бога-Творца, точнее, в Творца-из-ничего, так как считаем, что мир не создаётся неким всемогущим существом «из ничего», а происходит от естественных причин. В дальнейшем станет ясно, что такое представление о происхождении мира не противоречит и подлинному христианству.
Но мы возвращаемся к вопросу о Боге, так как этот вопрос – не просто теологический. Вопрос о «христианском» Боге (почему слово «христианский» заключается в кавычки, тоже станет ясно позднее) – это также вопрос о свободной воле человека.
Если спросить обычного человека, родившегося и выросшего в христианской традиции, на кого он жалуется, мы с удивлением узнаем, что больше половины христиан жалуются на многих – на своих родителей, но своего мужа или жену, на своё начальство, – и, более того, они жалуются на Бога, они ропщут на Бога!
Вопрос «недовольства Богом» отнюдь не является юношеским, наивным, незрелым. Достоевский, один из самых глубоких русских писателей и истинный православный христианин, вновь и вновь возвращается к этому вопросу в своих романах. Слепую природу, умертвившую Христа, упрекает Алексей Нилович Кириллов (персонаж «Бесов»), Ипполит (герой «Идиота»), «Мир Бога не принимаю!» – гордо заявляет Иван Карамазов. Странен был бы упрёк Достоевскому в наивности или незрелости. Причиной всех этих бунтов является, во-первых, неблагость окружающего мира, недостойная Бога-творца, во-вторых, мысль о том, что «по воле Создателя не упадёт ни один волос», ещё точнее, идея карающего и милующего Бога, который по своему произволу определяет судьбы людей.
Вопрос о неблагости мира и мировом Зле будет рассмотрен позже. Сейчас же мы спросим: неужели Бог действительно влияет на поступки человека?
Никто, кроме нас самих, не ответственен больше за зло, которое мы испытываем, говорит Учение Будды. Бог не вмешивается в судьбу человека. Но Он всемогущ – возражает некто. Однако если Бог всеблаг (а это – Его безусловный атрибут), Он – не всемогущ, ведь всеблагость привела бы Его к желанию прекратить или хотя бы уменьшить мировое зло, а всемогущество позволило бы это совершить. Если же Господь всемогущ и при своём всемогуществе допускает мировое зло, Он не всеблаг.
Эта проблема (совмещения всеблагости и всемогущества Господа) известна в христианстве под именем теодицеи, иначе говоря, оправдания Бога. (Воистину, странен Господь, которого нужно оправдывать!) Назовём три основных аргумента христиан, которые, казалось бы, объясняют существование мирового зла.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 752;