Существует Путь к Освобождению
Путь к Освобождению – это не что иное, как Благородный восьмеричный путь (санскр. арьяштангика марга, тиб. пхаглам янлаг гье), состоящий из восьми частей:
– правильные знания,
– правильное размышление,
– правильные слова,
– правильные поступки,
– правильный способ существования,
– правильное усердие,
– правильное памятование,
– правильное сосредоточение.
Это краткое перечисление навыков в сжатом виде представляет весь «Ламрим» с его описанием порядка Пути.
Вступающий на путь начинает с религиозного обучения и формирует верное воззрение, истинные представления о воздаянии, природе добра и зла, ответственность за поступки и т. д.
Затем, на этапе низшей личности, он упражняется в избегании десяти зол и совершении десяти благих поступков, которые вкратце сводятся к благим деяниям тела, речи и ума (правильные мысли, слова поступки).
После, на этапе средней личности, усердствует в обуздании своих омрачений, или клеш (ед. ч. – клеша).
Наконец, на этапе высшей личности, упражняется в воспитании шести добродетелей: четырёх обычных (сострадательная щедрость, самоконтроль и дисциплина, кроткое и невозмутимое терпение, усердие в совершении добра и религиозной практике, иначе дана, шила, кшанти и вирья) и двух особых (сосредоточенность и мудрость, иначе самадхи и праджня).
Развитию мудрости служит практика постоянного памятования (осознанного восприятия всех внешних и внутренних импульсов), развитию сосредоточенности – практика концентрации. Медитативное памятование носит название випашьяна (тиб. лхагтонг), медитативная концентрация называется шаматха (тиб. жине), обе они являются основными медитативными практиками буддизма.
Может возникнуть вопрос: если причина страдания – «всего лишь» непонимание пустотности, цепляние мысли за концепцию самосущего бытия, не достаточно ли умозрительно осознать истинность концепции о пустотности вещей – и сразу стать счастливым, а то и вовсе достичь Освобождения?
В истории буддизма уже существовали учителя, искушавшие своих последователей этой идеей (например, небезызвестный китайский проповедник Хэшан Махаяна, потерпевший поражение в диспуте с мудрецом Шантаракшитой). Идея – ложная, поскольку наша склонность наделять вещи теми или иными оценками зависит не от «философии», осознать и поверить в которую мы пытаемся с той или иной степенью успеха, а от устойчивых привычек нашего восприятия, от семян сознания. Изменить эти семена, говоря образно, выбрать дурные семена и засеять сознание благими семенами, возможно, только упражняясь в добродетели. Философские размышления о добре и зле могут быть полезны как подготовительные упражнения, но никак не способны быть достаточными для духовной практики.
Характеристики Третьей истины можно подробней узнать из курса Праджня Парамиты. Четвёртую благородную истину, как уже сказано, по всех подробностях излагает «Ламрим» благородного Дже Цонкапы (а также ламримы иных школ тибетского буддизма) и учебный курс с одноимённым названием.
Для желающих лучше осознать Четыре благородные истины мы приводим ниже проповедь Кхенпо Кьосанга Ринпоче, посвящённую изложению этих истин в Сутре сердца добродетели мудрости.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 570;