Отношение буддизма к верности в браке
Буддизм осуждает супружескую неверность, под которой понимается половая жизнь с кем-то иным, кроме своего партнёра. Заключён ли брак официально или нет, при этом значения не имеет: в любом случае есть «договор», есть взаимное обещание верности, которое в случае людей, живущих «гражданских браком», предполагает: «Я твой, ты – моя».
Почему же неверность считается пагубной? Именно потому, что она ведёт к камешу миччхачара, к половой распущенности. Если половому влечению человека не поставлено никаких границ, тогда, воистину, ни двух, ни трёх партнёров уже недостаточно, тогда начинает казаться, что благо – в наибольшем числе этих партнёров. Выше мы уже говорили, что физическая любовь в уме человека связана с идеей обладания, подчинения другого себе. Так было испокон веку и так, вероятно, будет. В браке эта идея не так пагубна: там подчинение другого себе означает и собственное подчинение другому, означает взаимную ответственность. А вот в «свободных отношениях» идея о том, что можно подчинить себе сколь угодно многих безо всякой ответственности со своей стороны, ведёт к неизбежному угасанию сострадания и к разжиганию инстинкта власти, корня многих зол и бед, к сладострастию и жестокости.
(От блуда следует отличать полигамный или полиандрический брак, в котором люди, как и в обычном браке, связаны отношениями взаимной ответственности. Согласно некоторым преданиям, у буддийского ламы Марпы было две жены. В Тибете и сейчас ещё практикуется полиандрия, в некоторых странах – полигамия. Буддизм не осуждает эти виды брака, но только в том случае, если те, кто заключает такой брак, находятся в рамках соответствующей культурной или религиозной традиции.)
Нас спросят: что если молодые люди и не дают друг другу никаких обещаний, исповедуют «свободную любовь»? Ведь когда нет обещания, нет и его нарушения? Учение Будды против такого исповедания веры.
Во-первых, отсутствие обещаний не предполагает никакой ответственности. Но человек безусловно ответственен за свою половую жизнь, хотя бы перед своими детьми, которые от этой жизни рождаются. Противозачаточные средства при этом не решают проблемы. Феномен телегонии говорит, что дети женщины очень часто похожи на её первого партнёра, вне зависимости от того, кто стал их биологическим отцом: столь сильны психические впечатления, столь превосходят они физические. Разумеется, если женщина и мужчина равнодушны к тому, будут ли их дети (биологические или «психические») счастливы или нет, унаследуют ли они хорошие или скверные качества от соединившихся людей, тогда избирательность в отношении партнёров не очень важна
Во-вторых, идеи сострадания, нежности, взаимопомощи, ведущие человека к Освобождению и оттого столь драгоценные, естественным образом соединяются с мыслью о верности, но с идеей «свободной любви» они никак не соединяются. А если мы исключаем сострадание, нежность и взаимопомощь, из человеческих отношений уходит всё, кроме половой стороны. Такая любовь ничем не будет отличаться от любви животных. Точнее, от любви насекомых и рептилий, ведь высшие млекопитающие и птицы, например, лисы, аисты, образуют семьи, зачастую моногамные. Каждый должен сам решить для себя, желает ли он, чтобы его любовь стояла на уровне любви насекомых и рептилий.
В таком отношении к половой любви и ответственности за ней заключается истинная суть учения Будды. Такое отношение не противоречит ни изначальному буддизму, ни более поздним текстам Праджня Парамиты, Добродетели Мудрости. Следует сокрушиться о тех ламах, которые проповедуют богатство и разнообразие половых контактов как абсолютное благо. Либо такие горе-учителя сознательно исповедуют зло, либо обманывают себя и прочих.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2948;