Эгоизм потребления как болезнь нашего времени
И разве эта, такая простая, такая «наивная» мысль преподаётся в школах? Внушается детям, подросткам или взрослым? Напротив, современное общество есть общество активного эгоизма наслаждения, которое в настоящий момент человек ищет (и думает, что находит) в потреблении. Именно он, этот эгоизм потребления, видится современному человеку благородным путём к счастью. Коль скоро каждому позволено наслаждение, то порабощённый миром человек уже не просто надеется, а требует лучшего обслуживания, лучшего комфорта, лучшей картинки, лучшего звука, лучшего запаха и вкуса, лучшей услады своих органов чувств, и уже совсем не стыдится своих таких банальных, животных и уродливых на фоне страдающего мира требований.
Человек в настоящее время очень активен в защите своих эгоистических, потребительских интересов, зная, что сам закон находится на его стороне. Если бы эта активность была направлена на нравственное развитие, как много блага мы могли бы увидеть!
Активный эгоизм потребления ведёт, помимо прочего, к невероятному падению сочувствия к другому человеку и даже простого уважения к нему. В девятнадцатом веке нонсенсом был пациент, подавший в суд на своего врача. Люди, не столь заражённые эгоизмом, проще смотрели на жизнь и допускали естественную мысль о том, что врач вылечивает не всех, что от болезней иногда умирают, что лекарь имеет право на ошибку. Ныне практически ни одна американская больница не обходится без своего юриста, да и для российской медицины иски в отношении врачей становятся скорее нормой, чем исключением. В том же девятнадцатом веке родители школьника не подняли бы шума, если бы школьный учитель хватил ученика линейкой по голове (а то и розгой по мягкому месту). Ныне учителю стоит коснуться ученика хоть пальцем – и разгневанные родители уже составляют обращение в прокуратуру. Раньше архиерей, имевший роскошный выезд четвёрней, внушал пастве только благоговение, теперь злые языки непременно скажут о том, что владыка живёт не по средствам, и хорошо, если журналисты не засунут свой длинный нос в личную жизнь архипастыря. Мы, разумеется, не призываем бить школьников плетьми, не призываем врачей умерщвлять пациентов, не призываем церковных иерархов купаться в роскоши. Беда, однако, заключается в том, что требования эгоизма потреблениячеловек более чем склонен извинять и выставлять благородными побуждениями (например, заботой об умершем родственнике, заботой о собственном ребёнке, беспокойством о судьбах религии), когда они являются только тем, чем являются: следствием эгоистического беспокойства о себе и «своём». Разумеется, Учение Будды осуждает эгоизм в любом его виде и напоминает о том, что чувство благодарности по отношению к помогающим нам людям (врачу, учителю, воспитателю, нравственному наставнику) гораздо лучше потакания голосу желудка или гордости, ревнивого оберегания собственного комфорта и благополучия.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 842;