VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Социально-исторические
И мировоззренческие основания философии и науки
В XVII веке растет сформировавшаяся в эпоху Возрождения уверенность человека в самоценности своего земного бытия, в силе собственных преобразовательных возможностей. В этот период окончательно утверждается новое мировоззрение, в котором главной ценностью является человек, его достоинство, его особый статус в мире. Он мыслит себя субъектом, то есть личностью, полагающейся на собственный жизненный опыт, на силу своего разума.
Природа начинает восприниматься как объект приложения сил, способностей человека. Она постепенно теряет в сознании новоевропейского человека свое духовное содержание и становится совокупностью вещества, энергии и информации, необходимых для человеческой деятельности. Такое восприятие мира сделало возможным появление экспериментальной науки, нацеленной на получение объективных знаний.
Процесс формирования капиталистического типа общественных отношений требовал от человека активности, творческого мышления, профессиональных знаний в различных видах деятельности. Это стимулировало развитие экспериментально-математического естествознания. Наука становится важнейшим фактором развития общества, занимает центральное место в культуре. Знания рассматриваются как главное достижение человечества, свидетельство его могущества.
Новое мировоззрение, социальные преобразования, изменение типа и статуса науки в обществе обусловили интерес философов к проблемам научного познания.
На первый план в философии выходит проблематика гносеологии – теории познания. Главными становятся вопросы:
Ø что является гарантом истинного знания;
Ø что прокладывает путь к истине – чувства или разум;
Ø какими методами должен руководствоваться человек как субъект познания.
Ответы на эти вопросы привели к появлению двух разных точек зрения на природу и методологию познания – эмпирическую (сенсуалистическую) и рационалистическую. Согласно эмпиризму, в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах, опыте. В соответствии с рационализмом источником знаний являются предрасположенности, врожденные идеи разума.
В свете гносеологии рассматривались традиционные вопросы онтологии, а также этики, эстетики, логики.
Основоположниками методологии научного познания в философии и науке Нового времени стали англичанин Фрэнсис Бэкон (1561–1626) и француз Рэне Декарт (1596–1650).
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1475;