В учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно
Философские основания гуманистических воззрений разработаны также в учениях Н. Кузанского (1401–1464) и Дж. Бруно (1548–1600).
Николай Кузанский (Николай Кребс) – кардинал католической церкви. Свою философскую и научную деятельность рассматривал как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот».
Н. Кузанский различает Бога как предмет разума и Бога как предмет веры. Бог как предмет осмысления философией – это «развернутый» мир и его познание является делом разума. Вера постигает Бога лишь в его «свернутой» форме.
В Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противоположности исчезают, «максимум» и «минимум» совпадают. Бог как «все во всем» содержит мир в себе. Переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания заключенной в Боге возможности бытия мира. Мир – это «развернутое» и поэтому ограниченное божественное начало. В результате такого уподобления мира Богу «мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде».
Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей завершенности несет божественность, но опять-таки в ограниченном виде. Полное слияние божественного и человеческого состоялось лишь во Христе. Совпадение противоположностей в качестве намека на божественное бесконечное имеет место и в единичных вещах. Например, треугольник при увеличении до бесконечности одной из его сторон превращается в прямую линию. Совпадение противоположностей познается человеческим разумом. Он интуитивно постигает это как принцип. Всякое становление есть процесс предельного перехода, наглядно представленный в геометрических построениях. Абсолютным пределом является Бог. В постижении совпадения таких противоположностей как Бог и человек, субъект и объект достигается обожествление человека. «Как Бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем».
Познание – бесконечный процесс, ибо бесконечен его объект; истина неисчерпаема и не дается в готовом виде и возможно лишь бесконечное приближение к ней. Эта познавательная установка названа Н. Кузанским ученым незнанием. Таким образом процесс познания человеком мира включает в себя:
Ø чувственное восприятие;
Ø рассудок, разделяющий противоположности;
Ø разумное сопоставление противоположностей;
Ø интеллектуальную интуицию, непосредственно созерцающую совпадение противоположностей в бесконечном максимуме.
Стремление обосновать самоценность земной жизни человека неизбежно приводило к вопросу о положении человека в Космосе, о его физических и смысловых связях с миром. Пока мир оставался геоцентрическим, человек мыслился несомненно центром мировых связей. Положение изменилось после выступления Н. Коперника (1473–1543), заменившего геоцентризм гелиоцентризмом.
Дж. Бруно развивает философские представления Н. Кузанского и астрономические взгляды Н. Коперника. В свете новейших данных Бог, по мнению Дж. Бруно, это мировое целое. Поэтому никакого источника движения вне мира не существует. Он содержится во всех взаимосвязанных частях мирового целого. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах: Бог не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как ее внутреннее деятельное начало. Она порождает из себя все многообразие своих форм. Бог – это бесконечная способность природы все создавать и всем становиться: единое саморазвивается во многое. В этом заключается суть натуралистического пантеизма Бруно.
Бесконечной мощи таким образом понятого Бога соответствует бесконечная мощь Вселенной. Пространство бесконечно. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров. Все они состоят из одних и тех же элементов и подчиняются единым закономерностям. В бесконечной Вселенной нет центра. Деятельность человека должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с полученными знаниями реализовывать себя. Цель человеческой жизни состоит в максимальной активности, в героическом энтузиазме. Натуралистический пантеизм прокладывает путь к объективному исследованию природы, возникновению новой европейской картины мира.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Каковы социально-исторические причины смены мировоззрения европейского человека XIV–XVI вв.? 2. Каков главный вопрос философии Возрождения? 3. Каковы основные ценности формирующейся гуманистической культуры? 4. Чем различаются трактовки человека как образа и подобия Бога в христианской философии и в философии Возрождения? 5. В чем сущность ренессанской трактовки гуманизма? 6. Почему фигура художника-творца становится символом культуры? 7. Почему неоплатонизм является философской основой пантеизма Возрождения? 8. В чем сущность пантеизма и как он влияет на художественный идеал Возрождения? 9. Почему искусство и наука в эпоху Возрождения не имели четкого различения? 10. Н. Кузанский различает Бога как предмет разума и как предмет веры. Как Вы это понимаете? 11. Какую роль играет идея совпадения противоположностей в учении Н. Кузанского об отношении Бога и мира? 12. Раскройте диалектическое содержание натурфилософских взглядов Дж. Бруно. | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1.Возрождение стремится: а) возвысить земное до божественного; б) принизить божественное; в) отделить божественное от земного. 2. В гуманизме Возрождения доминирует: а) предметно-практическая ориентация; б) этическая ориентация; в) эстетическая ориентация. 3. Гуманистическая система ценностей основывается на принципе: а) теоцентризма; б) антропоцентризма; в) космоцентризма. 4. С точки зрения гуманистов главная цель жизни человека: а) самореализация; б) служение Богу; в) служение обществу. 5. У гуманистов взгляд на природу является: а) генетическим; б) атеистическим; в) материалистическим; г) пантеистическим. 6. В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на: а) неоплатонизм; б) материализм; в) дуализм. 7. Тождество Бога и природы утверждает: а) теоцентризм; б) пантеизм; в) космоцентризм; г) антропоцентризм. 8. Кому принадлежит следующая мысль: «Мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде в результате уподобления мира Богу»: а) Н. Копернику; б) Т. Кампанелле; в) Н. Кузанскому; г) П. делла Мирандоле. 9. Кто является автором следующего высказывания: «Как Бог развертывает из себя многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем»: а) Плотин; б) Н. Кузанский; в) Дж. Бруно; г) Л. да Винчи. 10. Главным принципом диалектики Бога и мира в учении Н. Кузанского является: а) совпадение противоположностей; б) причинность; в) гуманизм. 11. С точки зрения Дж. Бруно, мир – это: а) объективная реальность; б) самодвижущаяся природа; в) развернутая сущность Бога. |
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1739;