III. США В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 14 страница


вание, несколько тяжеловесное, но подкупающе правдивое. Склонный к философствованию, он стремился уловить за судьбами своих героев проявление общих законов бытия. Правда, его философская позиция оставалась противоречивой: в ряде произведений, в пьесе «Рука гонча­ра» (1913), в автобиографической книге «Каникулы уроженца Индианы» (1916) звучат мысли о фатальном трагизме человеческой жизни, о не­возможности изменить мир. Однако в эти годы уже начинается та серьез­ная внутренняя идейная перестройка Драйзера, которая была ускорена под воздействием Октябрьской революции и общественного подъема в пору «красных 30-х»; она привела писателя на склоне лет к вступлению в ряды Коммунистической партии США.

Успехи социалистического движения в США в начале 1900-х годов оказали сильное и многообразное воздействие на литературный процесс, что нашло отзвук в творчестве Э. Синклера, Дж. Лондона, К. Сэндбер-га, Р. Борна, Э. Пула, Дж. Рида и многих других писателей 14. Трудно назвать такого крупного американского художника на заре века, кото­рый бы так или иначе не отозвался на проблемы социализма 15.

В отличие от Беллами, Джеймса, Хоуэллса, литераторов кабинетного склада, в начале века в литературу приходит новое поколение писате­лей, прошедших суровые жизненные университеты. Среди них едва ли не самой колоритной фигурой был Дж. Лондон (1876—1916). С ранних лет он приобщился к труду, к борьбе за существование, переменил мно­жество профессий, с жадностью занимался самообразованием. В середине 90-х годов начал штудировать труды Маркса, с 1895 по 1901 г. он — член Социалистической рабочей партии, с 1901 по 1916 г. — в рядах Со­циалистической партии Америки.

Джек Лондон пришел в литературу со своей темой, стилем, излюб­ленными характерами сильных, мужественных людей. В конце 90-х го­дов он публикует первые рассказы, овеянные романтикой подвига, борьбы с природой, посвященные Северу, в частности Аляске (впослед­ствии вошли в сборники «Сын Волка», «Бог его отцов», «Дети мороза», «Мужская верность» и др.), которые приносят ему славу («За тех, кто в пути», «Белое безмолвие», «Северная Одиссея», «Киш, сын Киша», «Закон жизни» и др.); рассказ «Любовь к жизни» (1906) повествует о схватке сражающегося из последних сил человека с волком. По свиде­тельству Н. К. Крупской, читавшей этот рассказ В. И. Ленину незадол­го до его кончины, Ильичу он «понравился чрезвычайно» 16. В лучших «северных» и «тихоокеанских» рассказах Лондона звучит осуждение волчьего индивидуализма, эгоизма, стяжательства, ради которых попи­раются светлые человеческие чувства («Человек со шрамом», «Тысяча дюжин», «Золотой каньон» и др.). Художник-реалист, в творчестве кото­рого решительно выражено также и романтическое начало, Джек Лон­дон в ряде произведений отдает, однако, дань биологизму, спенсерианству,

14 Гиленсон Б. А. Социалистическая традиция в литературе США. М., 1975.

15 Драйзер, например, в начале 1910-х годов по совету друзей-социалистов стал гото­
вить к печати сборник «Идиллии бедных», а социалистическая газета «Нью-Йорк
колл» перепечатала его очерк «Люди во мраке», посвященный обитателям ночле­
жек. Однако подлинное сближение Драйзера с рабочей Америкой произойдет позд­
нее, в 30-е годы.

16 Крупская Н. К. Что нравилось Ильичу из художественной литературы.— В кн.:
Ленин о литературе и искусстве. М., 1979, с. 625.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


 


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


идеям Ницше (роман «Дочь снегов», 1902; рассказ «Сын волка»). Лондон также проявил себя как талантливый художник-анималист (повести «Бе­лый клык», «Зов предков» и др.).

В начале века складываются эстетические воззрения Лондона, настаи­вавшего на том, что нелицеприятное следование жизненной правде, как бы она ни была горька и тяжела,—непременная забота честного художника, который должен развить свое оригинальное видение действительности (статья «О писательской философии жизни», 1899). Последнему не сле­дует заниматься, по мысли Лондона, «фотографированием» реальности, но дать ее «сгусток», проникнуть во все ее поры; литературные произ­ведения останутся холодными, невыразительными, если их не одухотво­рит подлинная «любовь к человеку» 17.

Расширяются социальные, географические горизонты Джека Лондона: он — военный корреспондент в годы англо-бурской (1901—1902) и рус­ско-японской войн (1904—1905), собирает в Лондоне материал для кни­ги под афористическим заголовком «Люди бездны» (1903) — насыщенного фактами репортажа о горькой участи беднейших обитателей и изгоев лондонского Ист-Сайда. Жизненный опыт подвел Лондона к пересмотру некоторых прежних воззрений, к развенчанию «сильного человека» ницшеанского толка, в частности героя романа «Морской волк» (1904) капитана Вулфа Ларсена.

В 1905—1907 гг. под влиянием российской революции общественная позиция Лондона радикализируется, он совершает лекционные турне по стране18. Его статьи и речи исполнены боевого пафоса. Собранные в сборниках «Борьба классов» (1905) и «Революция» (1910), они свиде­тельствуют о его враждебности к капиталистическому строю, привержен­ности революционным методам борьбы. Правда, в публицистике Лондона этих лет сказывалось неизжитое до конца спенсерианство, представления о социальном конфликте как о выражении все той же извечной борьбы за существование.

Его роман «Железная пята» (1907) — произведение сложной жанро­вой структуры, решительная демонстрация социалистических убеждений писателя. Роман предсказывал грозящие США революционные катаклиз­мы и одновременно явился взволнованным повествованием о современ­ности. Главный герой Эрнест Эвергард, обрисованный широкими романти­ческими мазками,— важное звено на пути создания образа революционе­ра в литературе США. Правда, панорама народного восстания, история гибели «чикагской коммуны» выписаны не во всем удачно: перед нами взрыв доведенных до отчаяния «людей бездны». Но Лондон оказался про­ницательным в главном, в предвидении реакционных, фашистских тен­денций, порождаемых крупным капиталом в империалистическую эпоху, в художественной характеристике власти монополий в мнимо демокра­тическом государстве.

В «Мартине Идене» (1909), художественно наиболее убедительном романе, пользующемся мировой известностью, Лондон обратился к вол­новавшей его теме — писатель и общество, к изображению творческой

 

17 Писатели США о литературе: В 2-х т. М., 1982, т. 1,V 282.

18 Свежие детали, относящиеся к выступлениям Лондона в эту пору, содержатся в
воспоминаниях ветерана коммунистической печати США Арта Шилдса «Годы фор­
мирования» (1982). См.: Shields A. My Shaping-up Years. The Early Life of Labor's
Great Reporter. N. Y., 1982, p. 80—84.


личности, ее психологии и судьбы. Автобиографизм — очевидная особен­ность образа главного героя, бывшего рабочего и моряка, ставшего благодаря упорному труду и самообразованию знаменитым писателем. В то же время писатель не одобрял в Мартине Идене черты индивидуа­лизма и ницшеанства. Своим романом он с большой художественной силой показал во многом типичную участь оторвавшегося от народа художника в долларовом мире.

Во время двухлетнего кругосветного путешествия на судне «Снарк» (1907—1909) Лондоном были созданы лучшие «морские» рассказы («Дом Мапуи», «Под палубным тентом», «Китовый зуб» и др.), соста­вившие несколько сборников.

С конца 1900-х годов в творчестве Лондона нарастают кризисные явления. Он по-прежнему трудится с большой продуктивностью, однако все чаще подчиняя свой талант требованиям кассового успеха у буржуаз­ных издателей. Ослабление реализма Лондона, уступка господствующим вкусам, тяготение к развлекательности и мелодраматизму сказываются в романах «Лунная долина» (1913), «Маленькая хозяйка большого дома» (1916), «Мятеж на Эльсиноре» (1914), «Сердца трех» (1920). Его пред­ставления о будущем порой окрашены в мрачные тона («Алая чума», 1915). Вместе с тем и в позднем творчестве писателя заметны и плодо­творные поиски, его устремленность в завтрашний день человечества, интересное использование фантастических элементов, неприязнь к миру собственничества (например, в пьесе «Кража», 1910). Разочарование в оппортунистической политике социалистической партии вынуждает его в 1916 г. выйти из ее рядов. Осенью того же года Лондон умирает.

Важным фактором не только общественной, но и художественной жизни США в начале 1900-х годов стало движение макрейкеров («разгре-бателей грязи»). Макрейкеры (А. Тарбелл, Р. С. Бейкер, У. Хард, Ч. Э. Рассел и др.), близкие к доктрине натурализма, исходили из принципа фактографии и документализации, широко использовали «разо­блачительную» технику, стремились к сенсационности, броскости материа­ла. Они ощущали резкий контраст между идеалами Просвещения, заве­тами «отцов-основателей» и неприглядной американской действитель­ностью, хотя и не выходили за рамки либерального реформизма. Их выступления в целом содействовали укреплению социально-критиче­ских тенденций в литературе, развитию «социологической» разновидности реализма.

Макрейкеры содействовали сближению беллетристики с журнализмом, «интеграции» социологии и публицистики в ткань художественного произ­ведения. Влияние макрейкерства ощутимо в творчестве ряда писателей, в частности Дэвида Грэма Филлипса (1867—1911), автора известных в свое время «разгребательских» статей и очерков и двух десятков рома­нов. В его художественных произведениях главенствуют две основные темы: разоблачение махинаций финансовых воротил и изображение «но­вой женщины», стремящейся к самоутверждению, поиску своего места в жизни. Самое значительное его произведение — роман «Сьюзен Ленокс: падение и возвышение» (1908, издан посмертно в 1917 г.) рисует одис­сею молодой девушки, данную на фоне трущоб Цинциннати и коррумпи­рованного нью-йоркского света. Пережив многие испытания и личные разочарования, она благодаря своему таланту становится известной актрисой.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


Через «разгребательскую» фазу прошел и Линкольн Стеффенс (1866— 1936), творчество которого составило значительную страницу в истории публицистики и журналистики США. Событием стала знаменитая книга Стеффенса «Позор городов» (1904), в которой поставлена волновавшая его проблема — связь политической машины, городских властей с пре­ступным миром, их сотрудничество с «большим бизнесом», подчинение муниципалитетов интересам денежного мешка. Искажение принципов народовластия, перерождение демократии в плутократию — тема других его книг: «Борьба за самоуправление» (1906), «Строители» (1909).

Стеффенс одним из первых ввел в оборот термин «система», имея в виду, в частности, глубоко укоренившуюся продажность, ставшую в стране «постоянно действующей нормой». В статье «Борьба Фолка за Миссури» он писал: «Всякий раз, когда я стремился докопаться до источников политической коррупции городской верхушки, потоки грязи разливались в самых неожиданных направлениях и проникали в сплете­ния вен и артерий так глубоко, что не было такой части политического тела, которая оставалась бы незараженной» 19.

Терпят неудачу реформистские эксперименты Стеффенса, его попытка создать «образцовый» муниципалитет в Бостоне в 1908 г., вмешательст­во в процесс над рабочими лидерами братьями Макнамара (1911). Посте­пенно Стеффенс, разочаровывающийся в либерализме и реформизме, на­чинает задумываться над революцией как средством разрешения соци­альных проблем. Для того чтобы понять ее, он едет в охваченную крестьянским восстанием Мексику (1916), а затем дважды, весной 1917 и в феврале 1919 г., в Россию, которая открывает новый этап в его творчестве.

Близость к макрейкерам, особенно в ранних произведениях, сказыва­ется и у Эптона Синклера (1878—1968). Вместе с тем по своим воззре­ниям он выходил за рамки «разгребательского» либерализма, демонст­рируя стойкую приверженность к идеалам социализма, правда в рефор­мистском варианте. Его долгий творческий путь, насыщенный непрестан­ным трудом, продолжался почти семь десятилетий. За это время из-под его пера вышли десятки произведений, переведенных почти на 60 языков мира. Писатель работал едва ли не во всех известных жанрах — как романист, публицист, драматург, критик, эссеист.

Б. Шоу довольно удачно определил его творческую индивидуальность, когда писал, что Синклер — «писатель-борец с социальным подходом», для которого перо — оружие, а «литературные приемы интересны не сами по себе, но лишь как средство донести до читателя свои идеи» 20. Писа­тель с «просветительским» уклоном, он стремился не только показывать, но поучать, побуждать к действию, к реформам, содействова-ть перестрой­ке общества на началах социальной справедливости.

Э. Синклер начинал как автор легковесных произведений, которые с присущей ему оперативностью «продуцировал» в пору юности. Правда, тогда же он написал и несколько серьезных романов: «Король Мидас» (1901), «Дневник Артура Стирлинга» (1903), «Манассас» (1904). Все­мирная слава пришла к нему с появлением романа «Джунгли» (отдель­ное издание 1906 г.), сердцевиной которого стало знаменитое описание

19 Steffens L. The Struggle for Self-Government. N. Y., 1906. p. 3.

20 Sinclair U. My Lifetime in Letters. N. Y., 1961, p. 61.


чикагских боен, насыщенное впечатляющими, незабываемыми подробно­стями. Бойни сделались для писателя емкой, крылатой метафорой, кон­центрированным воплощением системы «промышленного рабства», при­водящей к гибели членов семьи литовского иммигранта Юргиса. Он, как и некоторые другие синклеровские герои, открывает для себя выход, переживает «обращение» в социалистическую веру. Правда, психологи­чески это недостаточно мотивировано. В «Джунглях», также отмеченных чертами социологизма и прямолинейности, сказалось умение Синклера представить в предельно обнаженном виде механизм, пружины капита­листической эксплуатации.

Синклер не был первым, кто написал о положении рабочих, их труде и протесте. Тема эта уже давно пробивалась в американской литерату­ре 21. Уже в 40-е годы появились первые, пока еще бледные произведе­ния из жизни рабочих, например роман А. И. Каммингса «Фабричная девушка» (1847). Значительно удачней и убедительней оказалась повесть Ребекки Хардинг Дэвис (1831—1910) «Жизнь на литейных заводах» (1861), реалистически рисующая будни американских пролетариев. Позд­нее, особенно в 80-е годы, тема классового конфликта начинает с боль­шой решительностью звучать в литературе. В социально-утопическом романе «Разрушение Вавилона» (1886), написанном в романтической, не лишенной мелодраматизма манере, Хоакин Миллер (1841—1913) показал Нью-Йорк как город кричащих социальных контрастов, поляризации роскоши и нищеты, который, буквально, сметается народным восстанием, неким подобием апокалипсиса. В другом романе, «Строительство прекрас­ного города» (1897), X. Миллер предложил утопическую картину совер­шенного общества будущего.

Публиковались и иные произведения, освещавшие классовый конф­ликт в буржуазно-охранительном духе. Таков был, например, роман Дж. Хея «Кормильцы» (1883), в сущности сатира на профсоюзы, в кото­ром добропорядочные, но наивные рабочие представали как жертвы хит­роумных демагогов. В рассказе Октава Тане (1850—1934) «Жена комму­ниста» (1887), опубликованном после хеймаркетской трагедии, впервые в американской литературе был выведен образ революционера, непре­клонного противника существующего порядка.

Однако все эти произведения не имели такого общенационального ре­зонанса, как книга Э. Синклера. Была создана специальная комиссия конгресса для выявления злоупотреблений на чикагских бойнях. Лондон в письме Синклеру назвал роман «,,Хижиной дяди Тома" наемных рабов капитала» 22.

«Джунгли» и другие произведения Э. Синклера, написанные в том же художественном «ключе», с наглядностью явили своеобразие «социологи­ческого романа». Его герои, как правило, «репрезентировали» определен­ные социальные силы, действие экономического механизма, что приводи­ло к известному схематизму.

Наряду с «социологическим романом» в творчестве Синклера, которо­му отнюдь не была чужда сфера любви, брака, искусства, получил раз­витие другой тип романа, семейно-бытового: «Сэмюэл — искатель»

21 Большой, но еще не изученный в полной мере материал по этой теме содержится
в кн.: Blake F. M. The Strike in the American Novel. Metuchen (N. J.), 1972.

22 Sinclair U. My Lifetime in Letters, p. 20—21.


 

IV. НАУКА И КУЛЬТУРА

(1910), «Испытания любви» (1911), «Сильвия» (1913), «Замужество Сильвии» (1914). Сильна в его творчестве и публицистическая стихия: при этом, особенно на первых порах, он выступает как реформатор, пред­лагающий наивные, в духе либерализма и христианского социализма проекты перестройки общества (например, в посвященном Г. Уэллсу трактате «Индустриальная республика», 1907).

Но всего действенней был Э. Синклер там, где вторгался в область социально-экономических отношений и выступал как обличитель, «раз-гребатель грязи». В романах «Столица» (1907) и «Менялы» (1908) объектом разоблачения сделались вызывающая роскошь, паразитизм и расточительство нью-йоркских верхов. Эту линию наиболее четко пред­ставил другой знаменитый роман Синклера, «Король Уголь» (1917), в основу которого положены реальные исторические факты, забастовка в Колорадо весной 1914 г. В романе пролетарии выступают уже не как жертвы, сломленные нуждой; они с достоинством отстаивают свои права. На фоне безрадостных горняцких буден, труда в шахтах, выписанного наглядно и зримо, развертывается любовная история Хала Уорнера, сына миллионера, и Мэри Барк, «красной Мэри», работницы-ирландки, кото­рую критик Г. Брандес назвал «Валькирией рабочего класса» 23.

Вторжение в мир классового конфликта не обедняло, а, напротив, обогащало диапазон литературы, расширяло привычные «семейные» рам­ки романа, которые сложились в XIX в. Рабочий и его труд обрели права гражданства в качестве эстетической темы наряду с представите­лями средних слоев; наступила, по словам С. Льюиса, «эпоха простого человека». Эту тенденцию отразили своим творчеством также Драйзер, Лондон, Норрис, Херрик и др.

Правда, в эти годы давала себя знать аморфность идейной позиции Элтона Синклера, который никогда не был научно мыслящим маркси­стом; он, порой эклектически, «аккумулировал» теории Беллами, эволю­ционизм Спенсера, известный идеализм, веря в силу нравственного убеж­дения, проповеди. Природа внутренних противоречий Э. Синклера была точно определена В. И. Лениным, который назвал его «социалистом чув­ства, без теоретического образования» 24.

На гребне рабочего движения в начале века появляется немало рома­нов, запечатлевших классовую борьбу пролетариата (Л. Скотт, Э. Брен-хольц, Дж. Кук, С. Гласпелл и др.). Среди них как наиболее интересный выделяется роман «Гавань» (1915). Его автор Эрнест Пул (1880—1950) начал литературную деятельность публицистом, близким к «разгребате-лям грязи», ратовал в пользу социальных реформ, например запрещения детского труда, сотрудничал с Э. Синклером в подборе материала к ро­ману «Джунгли». Будучи близким к социалистическому движению, он совершил в 1905 г. первую поездку в Россию, откуда присылал репор­тажи о революции. В романе «Гавань» поставлена характерная для «ли­тературы протеста» проблема «перехода» главного героя журналиста Билла на позиции рабочего класса. Фоном в романе служили картины быстро растущего нью-йоркского порта, центральным событием стала за­бастовка докеров. В романе «Его семья»(1917) (удостоен Пулитцеров-ской премии) воссоздается история трех поколений — Роджера Гейла,

 

23 Sinclair U. King Coal. N. Y., 1925, p. XI.

24 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 270.


 

ЛИТЕРАТУРА II ИСКУССТВО

богатого вдовца, трех его дочерей, их детей — история, воспроизведенная на широком социальном фоне Нью-Йорка начала века.

Наряду с социологической разновидностью реализма в начале века продолжало развиваться и его психологическое направление, у истоков которого стоял Г. Джеймс. Это направление представляли такие писате­ли, как Э. Уортон, Э. Глазгоу, У. Кэсер. Мастера стиля, они ориентиро­вались на Стендаля и Флобера, уделяли немалое внимание отделке фор­мы, хотя их тематика и отличалась известной камерностью.

Последовательницей Г. Джеймса, не только использовавшей его тех­нику, но и обогатившей ее новыми нюансами, была Эдит Уортон (1862— 1937), живописавшая быт и нравы аристократического общества, к кото­рому принадлежала по рождению. Известность принес ей роман «Дом радости» (1905), первая часть трилогии, история молодой, необеспечен­ной девушки Лили Барт, которая в стремлении к выгодному замужеству нарушает социальные условности высшего света и подвергается своеоб­разному остракизму. Во второй части трилогии, романе «Обычай страны» (1913), показано наступление вульгарных нуворишей на общество с пат­риархально-аристократическими устоями. Внутренним мотивом произве­дений Уортон, в том числе и удостоенного Пулитцеровской премии ро­мана «Простодушный век» (1920), заключительной части трилогии, был контраст утонченной, рафинированной культуры, старомодной морали и вульгарного плоского практицизма буржуазного общества. Уортон тяго­тела к своеобразному регионализму, «местному колориту». Американская действительность виделась ей в определенном, достаточно узком ракурсе.

«Самобытным, искренним и способным художником, превосходным мастером пера» назвал В. Л. Паррингтон 25 Уиллу Сиберт Кэсер (1876— 1947), которая выступила как своеобразный художественный летописец штата Небраска. Известный «регионализм» не помешал Кэсер вырасти в фигуру общеамериканского значения. Как и Э. Уортон, она, особенно на раннем этапе, опиралась на опыт Г. Джеймса, стилиста и психолога; ей близка джеймсовская тема художника, противостоящего враждебному ок­ружению дельцов и стяжателей.

Тематика эта реализуется в ее широко известной новелле «Похороны скульптора» из сборника «Сад троллей» (1905): с сатирическим блеском выписан мир провинциального мещанства, бездуховного, одержимого алч­ностью, глубоко чуждого тому художественному, творческому началу, ко­торое олицетворял их земляк, безвременно скончавшийся выдающийся скульптор Гарви Меррик. Цикл романов, принесших Кэсер заслуженное признание («О, пионеры», 1913; «Песня жаворонка», 1915; «Моя Анто­ния», 1918; «Один из наших», 1922), составляет своеобразную тетрало­гию, эпическую сагу, посвященную суровой, полной трудов и невзгод жизни фермеров Среднего Запада, людей с сильными, самобытными ха­рактерами. В раннем творчестве Кэсер, наблюдательном бытописателе реалистического склада, звучат критические ноты в отношении духа соб­ственничества и стяжательства, ноты, которые в дальнейшем несколько ослабевают.

Своеобразный налет «областничества» лежал и на творчестве Эллен Глазгоу (1874—1945), родившейся и выросшей в штате Виргиния, месте

25 Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: В 3-х т. М., 1962—1963, т. 3, с. 458.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


действия многих ее произведений, и стоявшей у истоков «южной школы» американского романа. При этом как художник она с первых шагов (в романах «Потомок», 1897; «Фазы низшей планеты», 1898) вступила в по­лемику с так называемой «традицией плантации» (представлена в твор­честве Томаса Нельсона Пейджа, 1853—1922), с той псевдоромантиче­ской беллетристикой, которая представляла сентиментально-идиллическую апологетику южной аристократии и рабовладельческих устоев. Глазгоу заявила о приверженности к реализму, верности «голой и трезвой дейст­вительности», решимости преодолеть господствующие стереотипы и вы­сказать «правду о Юге».

В этом смысле она имела предшественника в лице Джорджа Кейбла (1844—1925), который в своем творчестве запечатлел существенные сто­роны развития «нового Юга», проникновение буржуазных отношений в самые отсталые патриархальные углы. Он вошел в историю американ­ской литературы как художественный летописец креолов: сборник «Ста­рые креольские времена» (1879). книга очерков «Креолы Луизианы» (1884).

Тема «нового Юга», развала некогда крепкой аристократии присутст­вует в романе Глазгоу «Избавление» (1904). В ее лучшем произведении раннего периода, романе «Виргиния» (1913), пронизанном сочувствием к неграм, главный герой — Виргиния Пендлтон, образцовая «южная леди», искусственные идеалы которой неизбежно вступают в конфликт с дейст­вительностью.

Сатирическая традиция, заложенная Твеном, развивается в творчестве Финли Питера Данна (1867—1936), автора нескольких книг фельетонов («Мистер Дули в дни мира и войны», 1898; «Мнения мистера Дули», 1901; «Наблюдения мистера Дули», 1902 и др.). Они объединены соби­рательным образом центрального персонажа — Мартина Дули, содержа­теля питейного заведения, ирландца, словоохотливого доморощенного фи­лософа, выразителя взглядов, как правило, американского мещанства, людей наивных, «простаков». Авторской иронией и юмором окрашены ти­рады Дули, касающиеся политики, религии, государственных мужей, те­кущих событий.

Близок к Твену и Амброз Бирс (1842—1914?). Острое разочарование в американской буржуазной демократии определило своеобразие его ед­кой сатиры, злого сарказма. В «Фантастических баснях» (1899) излюб­ленный объект его насмешки — буржуазные политиканы. В сборнике афористических сентенций «Словарь сатаны» (1906) высмеиваются грязь, хищничество и цинизм «позолоченного века». В обширном насле­дии Бирса, включающем 12 томов прозы, стихов и очерков, наиболее значительна его новеллистика отчетливо выраженной психологической направленности (сборники «Самородки и пыль», 1872; «Паутина на че­репе», 1874; и др.). Для Бирса-новеллиста характерны настроения оди­ночества, его влекут ситуации ужаса, отчаяния, он развивает жанр «страшного рассказа» Э. По, романтическая фантастика сочетается с гро­тескным юмором.

Существенный вклад в развитие такого специфически национального жанра, как новелла, внес О. Генри (псевдоним Уильяма Сиднея Порте­ра, 1862—1910), проживший недолгую и драматическую жизнь. О. Генри дебютировал в 1904 г. книгой «Короли и капуста», серией авантюрно-юмористических новелл, события в которых происходят в Центральной


Америке. Начиная с этого момента он работает с большой энергией и продуктивностью, ежегодно выпуская по одному-двум сборникам новелл: «Четыре миллиона» (1906), «Сердце Запада» (1907), «Горящий светиль­ник» (1907), «Милый жулик» (1908) и др. В новеллах О. Генри, со­ставляющих как бы сложенную из мелких фрагментов панораму амери­канской действительности, в частности жизнь Нью-Йорка, действует бо­гатейшая галерея персонажей, по преимуществу «маленьких людей» — представителей едва ли не всех слоев общества, обрисованных то с сим­патией, то с иронией и мягким юмором. Новеллы О. Генри отличаются неистощимой выдумкой по части острофабульного, занимательного сюже­та, завершаются, как правило, счастливыми, непредвиденными концов­ками, в чем порой сказывается уступка вкусам издателей, приспособле­ние к принятым в массовой беллетристике шаблонам.

В 1910-е годы заметную роль стал играть радикальный журнал «Мэс-сиз» (1911—1917), ставший средоточием всего подлинно живого, актив­ного, что было в американской культуре. Вокруг редакции журнала сформировался широкий авторский актив писателей — от Дж. Рида, Р. Борна до Ш. Андерсона, О'Нила, К. Сэндберга. Своей задачей журнал считал «непрекращающуюся атаку на устарелые системы, мораль, пред­рассудки, на тот обветшалый духовный груз, защищаемый мертвецами, который должен быть заменен новыми ценностями» 26. Критический от­дел возглавил Флойд Делл (1887—1969), журналист, публицист и проза­ик, впоследствии автор широко известного романа «Чудак» (1920), пер­вой в США монографии об Э. Синклере (1927). В конце 1917 г. журнал был закрыт за антивоенные выступления, а его редакторы предстали пе­ред судом.

Канун первой мировой войны был отмечен в США подъемом ради­кального движения, захватившего широкие круги художественной интел­лигенции; в это время начали свой путь многие писатели (С. Льюис, Ю. О'Нил, Ш. Андерсон, Дж. Рид, Р. Борн и др.). Синклер Льюис (1885—1951), близкий в начале 1910-х годов к социалистическому дви­жению, выпустил ряд романов («Наш мистер Ренн», 1914; «Полет соко­ла», 1915; «Простаки», 1917; и др.), не возвышающихся над средним уровнем; слава приходит к нему в 20-е годы, после выхода «Главной улицы» (1920). Шервуд Андерсон (1876—1941) также проявляет интерес к социализму, пишет, правда, не лишенный схематизма роман о рабочих «Марширующие люди» (1917).








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 877;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.