Цивилизация и культура Древнего Рима
О. Шпенглер и А. Тойнби считали, что римская культура целиком и полностью зависима от культуры Греции. Более взвешенной является позиция тех исследователей, которые считают цивилизацию Рима отличной от греческой по ряду видовых черт.
Рим возник как небольшое поселение в среднем течении Тибра в VIII веке до н.э. и в первые века своего существования находился под сильным культурным влиянием этрусков – народа, происхождение и язык которого и сейчас до сих пор не до конца изучены. У этрусков римляне заимствовали арку и купол, практику ритуального гадания и многое другое. Уже в это время римляне вступили в культурный контакт с греческими поселенцами в Италии, перенимая некоторые греческие обычаи и ритуалы. Уже со II в. до н.э. быт римлян все более устраивался на греческий лад.
Верховным собственником земли была римская община, в которой сочетались общественная и индивидуальная собственность на землю. Только член гражданской общины - цивитас мог владеть землей на территории города и только поэтмоу он являлся полноправным членом народного собрания. Если человек, как в полисах Греции, работал за плату, по найму, он не считался полноправным. Римская пословица гласила: «плата за труд делает человека рабом». Именно поэтому борьба плебеев с патрициями за землю одно временно выливалась в борьбу и равноправие.
Община в Риме - это и фамилия, в которой власть отца была абсолютной и сельские паги, в которых крестьяне не только совместно владели землей, но и выбирали жрецов, магистратов, имели общие культовые места. Сочетание идеи личной свободы гражданина с идеей причастности к общности жизни, установленной легендарными предками, отличала нормативный идеал личности в Риме.
Отсутствие городов было для римлян признаком варварства. Римляне строили города на всех приобретенных территориях. Для всех римских городов была характерна одна и та же модель: магистрали делили город крестообразно с юга на север и с востока на запад, на скрещении этих осей находилась площадь, на которой находятся базилика, храм Капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы), рынок, в имперский период – храм обожествленного императора. Недалеко от центральной площади располагались термы, амфитеатр, цирк.
Рим согласно государственному мифу был основан Ромулом, который после согласования место будущего города с богами земли и неба провел борозду вокруг семи холмов - pomerium – границу, которая отделяла ставший Вечным город от внешней опасности. Возвращаясь из боевых походов, римские легионеры проходили под устроенными специально для этого триумфальными арками, очищаясь от скверны. В восприятии римлян пространство было динамичным, постоянно расширялось за счет завоеваний. Рим был связан с землями италийских городов с союзами, деловыми и личными отношениями, полисными принцами организации. Этому миру римляне противопоставляли варварскому миру, который постепенно втягивался в орбиту римского влияния, поэтому его границы не были постоянны.
Время в Риме выступало как сложное взаимодействие мифологического и исторического.
С 510 г. до н.э. в Риме устанавливается республиканский способ правления. В это время в Риме велась острейшая борьба между патрициями и плебеями за землю и гражданские права. К началу III века до н.э. Рим превратился в гражданскую общину. В отличие от государств нового времени, аппарат которых население обязано было содержать различными налогами, в республиканском Риме не было налогов. В случае войны граждане вносили в соответствии с их цензом трибут, военный заем, который сенат был обязан возместить после победы. Магистраты в отличие от позднейших чиновников не получали жалования, но обязаны были за свой счет устраивать игры и пиры для народа, строить храмы по данному в том или ином случае обету за победу, за прекращение эпидемии тому или иному богу. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан – ценз, первым вопросом которого был вопрос о том, в каких военных кампаниях и под чьим руководством гражданин воевал.
Культурное влияние Греции было в республиканский период преобладающим и проявлялось во многих формах. По образцу Греческих Кроний римские Сатурналии стали праздником всеобщего равенства и объединения. В программу игр включены наряду с италийскими аттеланами комедии и трагедии на греческие темы. Римляне 1 в. до н.э. знакомились с эллинистической культурой, в основе которой лежало мировоззрение подданных эллинистического государства.
Усиление интереса к собственным истокам, привело римских авторов к попыткам обоснования идея Рима в плане взаимосвязи гражданской общины и граждан по сравнению с историей Греции. Величие Греции, считал Цицерон, создавали отдельные герои, жаждавшие славы и восхвалений, величие Рима много столетий воздвигал, весь народ с его царями, магистратами, сенатом. Каждый вносил свою лепту и за самые большие подвиги, не меньшие, чем подвиг спартиатов Леонида у Фермопил, не требовал ничего, кроме заслуженной благодарности граждан – почета. Если греческие стоики учили, что у человека две родина – мир и полис, то римский стоик Цицерон считал, что человек принадлежит двум родинам – гражданской общине, в которую он включен родственными связями и гражданской общине Рима. Суть римской религиозности составляли фамильный культ, обряды, сопровождаемые значимые события семьи.
Таковы были римские идеалы, когда усилились контакты Рима с эллинистическими странами, влияние их культуры на римлян и начались конфликты «филэллинов» и «традиционалистов», представленных, с одной стороны, Сципионами и их окружением, с другой – Катоном Цензором и большой частью римского гражданства. Протест вызвала не греческая культура как таковая, а неприемлемый для римского общинного духа культ героев, «сильных личностей», стоящих над толпой. Долгое время культура Рима испытывала сильные внешние культурные влияния. Однако пришло время, когда римляне должны были ответить на вопрос, в чем состоит их собственный путь и судьба, отличные, путь от других культур, прежде всего культуры-донора Греции.
Эпохой самосознания римской культуры стал период правления Августа. Ко времени образования империи в Риме усилились разрушительные процессы, вызвавшие гражданскую войну. Многие прежние установления общественной жизни перестали быть действенными. Одну из своих идеологических и политических задач Август видел в восстановлении традиционных устоев римской жизни.
«Золотой век» - так называли время правления в Риме императора Августа. В это время расцветает римская поэзия, освоившая и превзошедшая греческие стили. Стиль искусства «золотого века» Римской культуры именуется римским классицизмом. Под классицизмом понимается культура, в которой:
1. прошлая или чуждая фаза развития культуры признается полной и совершенной реализацией человеческих возможностей,
2. эта реализация усваивается как законное наследие и достояние,
3. допускается, что облик настоящего может быть изменен по образцу прошлого идеала,
4. чаяние прошлой культуры принимаются как образцовые и обязательные для настоящего.
В основе классицистских настроений, распространение которых во II – III вв. н.э. власти способствовали, чтобы укрепить лояльность своих подданных, лежало желание поддержать эллинское наследие, которое стали считать одним из благ, дарованных императорским правлением. Само слово «классический», возникшее во II. до н.э., служило для обозначения уровня литературного стиля, тогда classicii называли образцовых писателей.
Угасание римской культуры было долгим. После череды «безумцев на троне», среди которых был Нерон, приход к власти династии Антонинов расценивался современниками пришествие «золотого века». Однако назревающий кризис проявлялся в чрезмерным развитии денежного хозяйства, в потере крестьянами своих участков, что ставило их в зависимость от латифундистов и управителей огромными императорскими имениями. Крестьянство, составлявшее самую широкую опору империи, городские землевладельцы, собственники рабовладельческих вилл не могли приспособить свои хозяйства к растущей потребности в деньгах на налоги, затраты на нужды города, на поддержание требовавшегося в их среде образа жизни. Многие из них беднели, а с ними беднели и города, особенно менее значительные. Граждане все в большей мере разделялись на городской и сельский плебс. В упадок приходили античная свобода и равенство, некогда завоеванные плебеями. Граждане были разделены на благородных, к которым принадлежали сословия сенаторов, всадников и городских декурионов и маленьких людей, которых теперь дозволялось наказывать так же рабов. За нанесенные им обиды суд практически не карал, и вообще в судах их слово ничего не значило. В середине II в. была дозволена самопродажа в рабство совершеннолетних граждан, росло число кабальных задолжников, также почти приравненных к рабам. Все более утверждалась божественная, сверхчеловеческая природа императорской, как и царской власти. Распространялись восточные культы и учения, якобы восходившие к тайной мудрости египетских жрецов, персидских магов, индийских брахманов, росло число мистерий восточных богов, сочинений по астрологии, магии, демонологии, книг, содержащих якобы откровения и пророчества того или иного бога, например отожествленного с египетским Тотом Гермеса Трисмегиста. Забывались полисные начала. Человек все больше чувствовал себя «гражданином мира» «Я знаю, что моя родина –мир», - писал Сенека[100] Такой космополитический взгляд на мир был свойственен эпохе, в которой через структуры античности прорастал новый христианский мир.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1354;