Идеал человека в культурах Древней Греции и Рима
Древний грек классического периода, как и римлянин периода республики, ощущал себя личностью только в качестве свободного гражданина полиса, города-государства. Жизнь вне родного города без всякой надежды на возвращение для античного человека - самое страшное испытание. "Изгнание - это смерть, быть выброшенным из общества равносильно физической гибели, изгнанник есть живой мертвец..." . Стремление к славе является косвенным подтверждением того, что древний грек и римлянин были еще очень сильно привязаны к общественному целому. Они дорожили своим добрым именем. В это время практически не было анонимных погребений. Римляне украшали могилы скульптурными изображениями покойных, надгробия исписывали эпитафиями, в которых прославлялись дела и таланты почившего.
С падением классической полисной системы и образованием огромных мировых империй картина меняется. Единство человека и государства оказывается в корне подорванным. Наступает кризис традиционных ценностей. В условиях, когда человек не очень высоко ценился при жизни, ориентация на достижение бессмертия во славе обессмысливается. Ничтожна жизнь каждого, - писал Марк Аврелий, ярко отразивший кризисное сознание своей эпохи, - ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава по смертная: она держится лишь на нескольких кратковременных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто уже давно опочил.
Несмотря на родство черт, цивилизация культура Древней Греции и Древнего Рима формируют собственные представления об идеале человека и его предназначении.
Агональный дух присущ культуре Греции. Стремление к почету и чести заставляло богатых граждан добровольно возлагать на себя бремя тяжелое финансовое бремя на постановку хоров, устройство бегов с факелами во время Великих Дионисий. О соcтязаниях на запряженных конями колесницах, состязаниях, упоминается уже в эпических поэмах Гомера. Драматические представления также имели форму состязаний поэтов-драматургов, постановщиков, а потом и актеров. Римляне греческому стремлению выделиться во что бы то ни стало предпочитали служение той, общности, с которой человек неразрывно связан, будь то фамилия или гражданская община Рима. Римские историки приводят в качестве образцового для римлянина поведение тех мужей, которые спасали родной город ценой собственной жизни. В то время, как в греческом мире люди искусства - актеры, музыканты чрезвычайно высоко ценились. В Риме актеры и музыканты находились внизу социальной лестницы.
Известный исследователь истории Рима Т. Моммзен писал о различиях в понимании чести эллинами и римлянами: эллины всегда приносили общее в жертву частному, нацией жертвовали для общин, а общинами для отдельных лиц. Римляне не принимали свойственного грекам стремления выделиться во что бы то ни стало. Римский идеал человека - гражданин, который служит Риму. Идеалом римского гражданина был человек, напрямую связавший свою судьбу с судьбой Рима. Протест у римских традиционалистов вызывал неприемлемый для римского общинного духа греческий культ героев, «сильных личностей», стоящих над толпой. «Духовное ядро» римской цивилизации оформилось как система норм и ценностей, определявших поведение человека. Положение человека в Риме зависело не столько от его личной инициативы, как в Греции, а от происхождения ценза. Среди черт, достойных настоящего римлянина были такие качества, как virtus («мужество»), высшее проявление добродетели, заслуживающее похвалу народ» (civitas) в виде honos («гордость») или gloria («слава»), pietas – верность долгу, fides – верность слову. Создавая образ римского гражданина, Цицерон соединил в нем черты римского воина и эллинистического стоического мудреца, перенес суровые воинские добродетели на область внутриполитической деятельности гражданина Рима.
Суровость римских добродетелей диктовалась важнейшим для начала римской истории «общим делом» (res publica) - непрерывными войнами за существование Рима. Закон почитался римлянами как высшее связующее звено общины, республики, аналогом мирового закона, регулирующего космический порядок. Город, не подчиненный закону, не имел права считаться civitas. Впоследствии императоры оценивались по тому, насколько они соблюдали ими же созданные законы или руководствовались своими капризами, что прилично тирану, а не хорошему главе республики.
Характерная черта древнегреческого жизнеустроения – в отличие от нравов римской античности – состоит в весьма спокойном, разумном, простом отношении греков к своему повседневному быту, к жилищу и костюму, к предметам обихода. В античные времена Рим отличался от греческих полисов тем, что с несравнимо большим тщанием разрабатывал официальную и официозную эмблематику исигний и регалий (особые виды тоги для каждого гражданского ранга, сословия и положения, курульное кресло и ликторские фасции в строго отмеренном числе, золотое кольцо «всадников» и т. п.).
Литература к разделу:
Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата / Аверинцев С. С. Другой Рим. М. АМФОРА, 2005
Боннар А. Греческая цивилизация, Ростов-на-Дону, Феникс,
Дюрант В. Жизнь Греции. - КРОН- ПРЕСС, 1997, Книга III, глава XIII, С. 294-295, 308-309, 317-322, Книга IV, глава XXIV, с. 579- 586
Грант М. Цивилизация Древнего Рима/ М.: ЗАО Центполиграф, 2003, часть первая, глава 3, 4.
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.- М.: Издательство «Индрик», 1994, Раздел II - С. 171-181, 199-221, Раздел III. - С. 253 -279, раздел IV. - С. 444-456.
Павленко Ю. В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути / Альтернативные пути к цивилизации: Екол. Монография / Под ред. Н. Н. крадина, А. В. Коротаева, Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. – М.: Логос, 2000.
Задания:
1. Сопоставьте цивилизации античности и Востока по следующим признакам
Природа/ культура
Культура/ социум
Культура/ личность
Черты духовной культуры (религия, наука, искусства)
2. Каковы черты личностного идеала в древней Греции Риме (выделите общее и особенное)?
3. Каков культурологический смысл понятия «классика»?
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 8892;