Духовные основы исламской цивилизации
Общество, именуемое исламским, зародилось на территории азиатского плоскогорья, между Мраморным морем и дельтой Ганга. Это была длинная узкая полоса земли, протянувшаяся от Анатолии до Индостана. Исламское общество сформировавшись на этой территории к концу XIII века, образовало постепенно ряд самостоятельных государств, от которых происходят почти все государства современного исламского мира.
В арабском Халифате города были центрами общественной жизни, все они имели здания для отправления культа, цитадель или резиденцию правителя, базарную площадь, постоялые дворы. Ислам запрещал высокие дома, как признак гордыни, поэтому дома росли вширь и заполняли пространство улиц. В городах почти всегда имелись кварталы «людей писания» - христиан и иудеев.
Носителем и проводником арабской культуры был язык багдадского халифата Аббасидов. В иранской зоне новая культура выбрала к качестве своего носителя персидский язык, культивировавшийся со времен Багдадского халифата путем распространения его среди арабов, подобно тому как латынь распространялась среди греков. Почтительное отношение к письму заложено в самом исламе. По представлению мусульман, первыми созданиями Аллаха были калам и скрижаль. Одна из ранних сур Корана – «Ал-Калам» (Тростниковое Перо) – начинается со слов клятвы Каламом. Пророк говорил, что славящий бога посредством пера, непременно попадет в рай. «Наука о буквах» приписывала буквам арабского языка магические свойства, познание которых дает ключ к тайнам природы. В поэзии стало нормой сравнивать красоты девы с буквами: локон напоминал поэту о букве «нун», родинка на щеке – о точке над «нуном». Мистики утверждали, что ни в одном языке нет буквы, которая бы не славила Бога. Мир ислама особенно на востоке в ираноязычных областях являл собой образ раскрытой Книги. В исламе и христианстве сакральным воплощением божественного вечносущего стало Имя: в христианстве в виде иконного изображения, в исламе – в виде письменного.
В исламе мир сотворен Аллахом посредством слова «Будь!» (Коран, XXXVI, 82). Так, сказано: «Так, сказано: «Когда пожелает Он что-либо, говорит: Будь! И оно обретает бытие». Слово Бога творит мир оно истинно, вечно. Если в Библии Адам по поручению Бога дает имена всем животным, то имена всем вещам даны Аллахом: «И научил Аллах Адама именам всех вещей (Коран, II). В Коране Бог именует себя внешним (аз-захир) и внутренним (ал-батин). Поэтому мир представляет собой отражения и воплощения имен и атрибутов Бога, абстрактные родовые понятия выведены из Бога Все знания о мире и челjвеке были суммированы в «Раса ил Ихван ас-сафа» (Трактат чистых братьев») X век. В первой части трактатов описывается вселенная от единства творца к множественного, от Бога через сотворенные им ступени: первичный интеллект (порядок мира), первичную душу (движущую силу), первичную субстанцию, первичную натуру, четыре стихии (огонь, воздух, земля, вода), планеты, звезды, минералы, растения, животные. Вторая часть посвящена человеку, как венцу творения, поднявшемуся через самопознание, познание Бога и мира до состояния совершенства[110].
Мусульманская космология изложена в Коране самым общим образом. В Коране утверждена идея храма, воплощающего образ мироздания. Вселенная в исламе представляет как реальность, лежащая в основе всех существований. Эта вселенная изменяется и обновляется беспрестанно в каждую секунду, при каждом вздохе. Каждое мгновение одна вселенная уничтожается, а другая, похожая, заменяет ее. В средневековой культуре мусульманского Востока возобладало пиетистское отношение к природе. Работа разума в культуре мусульманского средневековья сдерживается, корректируется категориями нравственности, она ориентирована на реконструкцию религиозной картины мира. Наука изучает откровение и окружающий мир.
Образ идеального мира - утраченного рая (джанны) в исламе гораздо более прописан, чем в христианском учении и занимает центральное место в искусстве ислама. Образ рая, реки которого наполнены чистой водой, вином. От которого никто не пьянеет, очищенным медом и не скисающего молока диктовал цветовую гамму искусства. Мозаики мечетей воспроизводят в растительном узоре ислими джанну. Михрабная ниша, к которой обращены все верующие во время молитвы, символизирует вход в рай. Сады в Гранаде и парк Тадж-Махала в своей планировке подчинены образу джанны, на стенах мавзолее Тадж Махала коранические тексты повествуют о джанне. Символом неба в искусстве ислама служит синий цвет, а также розетки. Многогранники, ромбы, изображения знаков зодиака.
Мухаммад сказал: «Вся земля явлена мне мечетью и местом очищения».
Образ здания с колоннами и сводчатой крышей утвердился как модель мироздания. Свод-крыша, колонны-опоры и плоский пол соотнесены с небесным сводом, горами и пустынной равниной земли. Масджид (мечеть) – место молитвы, поклонения единому Богу в отличие от христианского храма устремлена не вверх, а пространственно расширена, чтобы вместить всех верующих, обращенных во время молитвы к михрабной нише, ориентированной на киблу (направление на Мекку и Каабу). Михраб (араб. «место воткнутого копья») берет свое название от периода завоеваний, когда устраивали походную мечеть на песке, в воткнув наполовину копье в сторону Мекки. По тени от копья можно было рассчитать время молитвы. Классический тип мечети сложился в Аравии и состоял из открытого пространства двора (сахн) и затененного пространства молитвенного зала (зулла). Справа от михраба размещался минбар (араб. – «место, где повышают голос»). – кафедра для проповеди. Еще одним элементом мечети является минарет, который служит для провозглашения азана – призыва на молитву. Слово «минарет» означает «место возжигания огня» Божественное слово, свет, огонь составляют сакральный образ минарета. Минарет – путеводный маяк, который служит верующим днем (метафорически), а ночью и буквально, если на нем зажжен огонь. Функцию божественного слова минарет несет, поскольку на тулове минаретов помещаются сакральные тексты. Минареты, размещенные на окраинных землях мира ислама символизиорвали распространение религии вширь, распространение света веры и Слова божья.
Модели совершенства человека в исламе
В обществе доисламской Аравии в качестве этического идеала, который играл важнейшую роль в формировании стереотипов поведения, выступала "мурувва" - "мужество, порядочность". Этим староарабским термином обозначался набор качеств настоящего мужчины: доблесть, великодушие, щедрость, умение любить, красноречие, верность данному слову. Однако не во всем доисламская "мурувва" и нормы, зафиксированные от имени пророка Мухаммеда в Коране, тождественны. Например, коранический идеал щедрости принципиально отличается от идеала бедуинской поэзии, прежде всего, тем, что Мухаммед проповедует щедрость осмысленную. Если представитель доисламского общества, простой бедуин, мог ради гостя зарезать единственную верблюдицу и тем самым лишить свою семью практически всего имущества, то для Мухаммеда щедрость не является самоцелью. В Коране освящается щедрость, но вместе с тем порицается расточительность. Согласно Корану, здесь нужно придерживаться золотой середины: "И те, которые, тратя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны" (XXV, 67). Освященные своей традиционностью этические нормы бедуинского общества составили и этический идеал Корана. Араб – язычник передал мусульманину также и аристократическую уверенность в себе, твердую убежденность в присущем лишь ему совершенстве, основанную на происхождении и традиционных доблестях, но прежде всего - умение воплощать в себе нормы и ожидания своего народа.
Важными для понимания места человека в исламской культуре имеют слова пророка: через двадцать лет после смерти Мухуммада правительство подготовило официальную версию сохранившегося откровения пророка.
Согласно Корану, Бог сотворил человека «Своею мощью» (сура 38, 75). В хадисах подробно говорится о том, что Бог месил глину и лепил из нее Адама в течение сорока дней, прежде чем вдохнуть в него дух. Человек – совершеннейшее творение Бога. «Аллах создал Адама по Своему подобию» и научил его всем именам, тем самым дав ему возможность управлять всем. Бог сделал Адама своим наместником на земле, повелев ангела пасть перед ним ниц. Человек свободен в выборе повиновения или неповиновения Богу и несет за это ответственность («амана»).
В исламе признается сотворение Богом природы для человека, но природа остается неподвластной человеку. Повиновение Богу, исполнение его завета, оправдывало индивидуальное бытие, тем более, что не существовало никакого внутреннего импульса к раскаянию и искуплению: у мусульман не было первородного греха, они нуждались в руководстве, а не в искуплении. Человек привык рассматривать себя как член коллектива. Благородство или низость, сила или слабость группы переносилась на отдельного человека как его личные качества. Весы, согласно кораническим толкованиям – образ проявления чувства меры как божественной заповеди людям. Установление Весов в назидание людям следует вместе с ниспосланием Корана, сотворением Человека, неба, солнца и луны
Человек пребывает в мире временно, ему суждено вернуться в вечность,. Отсюда духовность, нравственность направлена не на экстенсивное развитие духа, не на природу, а внутрь человека, на раскрытие его связи с Богом, с миром, на жизнь, сознающую свою конечность, бренность. Ислам не признает в человеке никакого изначального порока, одну только слабость, а более всего невежество. Поскольку человек не может самостоятельно избрать праведный путь, в откровении и Священном Писании содержатся знания, которыми он должен овладеть и воспользоваться, чтобы обеспечить себе спасение. Если осознание своего полного ничтожества перед лицом своего Творца внушает человеку страх предрешенностью предчувствия, более чем достаточно подчиниться Богу и его пророку и вступить в общину правоверных, ибо разве не сам Господь заверил верующих, что ни одной душе не придется вынести более, чем она сможет. Непризнание теологией творческих способностей человека опиралось на неопределенность границ, существующих в общем сознании между творчеством, художественным и научным и подлинным творением из ничего.
Человек был благороднейшим созданием божьим, предназначенным властвовать над остальными тварями земными. Приобретенное и дарованное свыше знание еще не были отделены друг от друга считалось, что сверхъестественная истина любого рода может быть открыта человеку во сне, еще более вероятным было ее постижение для профессионального предсказателя. Не было ясного деления на эмпирическое и спекулятивное познание.
В мусульманской общине как в единой общности не существовало деления на религиозные и светские обязанности и функции, происходила полная исламизация бытия, мышления. Менее отчетливо, но все же заметно то, что доминирующие интересы раннемусульманского периода вошли в мусульманскую цивилизацию. В негативном плане выразилось в это в равнодушие к изобразительным искусствам, в позитивном – в необычайно сильной привязанности к арабской поэзии и арабскому языку. Представление мусульманина о цели его земной жизни как стремления к блаженству через служение оформила основное устремление мусульманской цивилизации на политическом уровне. Исполнение правильного служения невозможно без общины верующих, нуждающихся в управлении. Главная задача государства, мыслимого как моральный институт – обеспечивать наиболее полноту служения .
Мусульманин должен ублажать Бога, но в отличие от него он обращается к нему, не будучи отягощенным мыслью о наследственном неоплатном долге, а осознавал себя в качестве члена общины, которой господь открыл самую полную и самую совершенную истину.
Сатана (Иблис) является падшим ангелом. Ему не отводится абсолютная власть над людьми, которые способны ему противостоять. Иблис не является воплощением абсолютного зла. Проблема добра и зла связана с проблемой свободного выбора человека. Предопределение («кадар») является тайной Бога и «никакие сотворенные во времени существа не могут ее разгадать» (4, 175).
Идеалом всех правоверных был Мухаммад. Сам пророк запрещал почитать себя как личность, однако молва приписывала ему многочисленные чудеса. Перечни высоких качества Мухаммада (халийа), выполненные каллиграфическим почерком, украшали стены домов[111].
Улем – человек, знание которого, зафиксированное в «писаниях» - Коране, сунне и представлено в толковании богословов. Это знание доступно рациональной аргументации, получает нормативный статус в обществе, на его основе формулируется этический кодекс.
Вали – святой, означает «находящийся под особым покровительством (Аллаха)». Общая святость присуща всем искренне верующим, есть также святость мистиков, имеющая особую иерархию. Представления о том, что святые управляют миром были чрезвычайно популярны.
Коранические представления о человеке включат нафс - низшее начало в человеке, более высоким является сердце (калб) и (рух) дух. Бог пребывает в любящем его сердце. Человеку для обретения Бога необходимо «разбить» ради него сердце.
Отводя в религии в единении с божеством свое собственное «я», мистицизм внес в мусульманское религиозное чувство, присущее ему самому более радостное настроение, презумпцию победы, столь явно отсутствующую в христианстве августинцев у ранних мусульманских отшельников, суфизм разделяет с отцами греческой церкви. Для святых – авлия из мистиков - суфиев главное опора на «знание» личное, мистическое, обретенное интуицией, прозрением, вследствие «соприкосновения» с божественным. Знание святых не поддается осмыслению, словесному выражению, оно исключительно индивидуально Оно обретено без посредников, это знание не диктует нормативов, не требует соблюдения стандартов нравственности.
Литература к разделу:
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990.
Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. – СПб: Мифрил, 1995, разделы I-III.
Гуревич А. Я. История – нескончаемый спор. М., 2005.
Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, «ПОЛИГРАММА», 1994,
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Издательская группа Прогресс, прогресс- Академия, 1992., главы VI, VII.
Хейзинега Й. Осень Средневековья. – М. «Наука», 1988, главы III, VI,XIII
Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с англ. Н. И. Приговой, А. С. Раппопорт. – М.: Алейтейа, Энигма, 2000
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ:
1. Раскройте смысл высказывания С. С. Аверинцева: «Поклонение «Лику» ограничивает поклонение «Книге».
2. Почему христианское и мусульманское искусство не может не быть символическим?
3. Как понимать слова Мухаммада: «Весь мир явлен мне мечетью»?
4. На примере одного из памятников мусульманского искусства и архитектуры ( Альльгамбра. Куббат-ас-Сахра, Тадж Махал) докажите, что воплощенная в них идея – это идея джанны.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1849;