Понятие «личность» в философской антропологии
Значение понятия «личность» простирается далеко за пределы социально-гуманитарного знания. Требование «быть личностью» становится сегодня практическим императивом. Поэтому философия не должна ограничиваться понятием личности как единства сознания «Я», системы знаний или личностных смыслов, но брать личность как она есть – как бытие.
Определяя личность, обычно отталкиваются от достаточно очевидного различения между «индивидом», «индивидуальностью», «личностью», при котором под индивидом понимается любой экземпляр рода человеческих существ, понятие «индивидуальность» рассматривается как указание на отличительные особенности данного индивида, его уникальность и своеобычность, а личность трактуется как центр самосознания, источник воли и ядро характера, как субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личностные качества человека есть производное от его социокультурного образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть общественно развитый человек. Личность есть способ человеческого бытия.
Как Вы понимаете, что «презумпция личностности» сразу и навечно «закреплена» за каждым человеческим индивидом?
При рассмотрении проблем личности важно уточнить, что если биологические особенности человека закрепляются наследственно, то личностные черты генетически не передаются. Социокультурное наследование состоит в том, что каждый новый человек постоянно осваивает, «наследует» социальный опыт прошлых, а также действующих поколений – производственный, социально-политический и культурный. Этот процесс получил название «социализации» и «инкультурации», он указывает на ведущую роль социокультурных программ в развитии личности.
Каждая личность несет в себе ансамбль импульсов для своей жизнедеятельности, своей социальной активности или пассивности. Этот ансамбль включает в себя как интериоризированные факторы широкого общественного происхождения, так и неповторимо индивидуальные обстоятельства жизненного пути каждого человека. И поскольку каждая личность заряжена этим множеством импульсов, она выступает конкретной движущей силой общества, его истории, она осваивает и творит культуру.
На собственном примере постарайтесь раскрыть диалектику индивидуального и общественного в собственной личности.
История всегда и везде была делом личностей, индивидов. Но это не означает, что личностное начало человека, весомость и роль человека как индивидуальности всегда были одинаковы. Напротив, исторический опыт свидетельствует о том, что на разных этапах истории личностно-индивидуальное начало человека раскрывалось по-разному.
Охарактеризуйте фундаментальные черты основных исторических типов личности, дайте анализ взаимодействия личности и общества (первобытность, античность, средневековье и т. д.).
Часто в литературе выделяют такие социальные типы личности, как «деятель», «мыслитель», «гуманист и подвижник», «человек чувств и эмоций»; психологические типы личностей – интравертный и экстравертный (К. Юнг); религиозно-нормативные модели личности (христианскую, исламскую, буддийскую).
Взятая со стороны бытия личность есть не явление, указывающее на некоторую скрытую сущность, а ее непосредственное самообнаружение – феномен. Феноменальный характер личностного бытия означает, что личность как неповторимая уникальность «формируется» всей жизненной фактичностью обстоятельств, связывающих ее с окружающей действительностью, – всем миром. Поэтому в реальном процессе становления личности нет несущественного, даже если это игровая деятельность ребенка или мимолетные впечатления повседневности.
Что детерминирует личностное самоопределение и самореализацию? Какова мера автономности и суверенности личности?
В процессе свободного становления личность обретает определенные характеристики и ценностные ориентации. Выделим главные из них.
· Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра – «Я». Процесс соотнесенности образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, то есть для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность.
Он – процесс, требующий неустанной духовной работы.
· В процессе свободного самоопределения и самоосуществления личности необходимо развивается способность самооценки, что связано с развитием самосознания.
В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.
· Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? Зачем я явился в этот мир? В чем смысл моей жизни? Живу ли я согласно велениям бытия? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение – это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир, это кодекс ее жизненного мира.
· Одновременно с формированием мировоззрения складывается характер личности – психологический стержень человека, стабилизирующий его жизненную активность и означающий меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности.
· Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственность как способ нормативной регуляции действий человека в обществе является способом внутренней организации духовного мира личности и представляет собой акт свободного и ответственного выбора индивида.
Такая двуплановость нравственного отношения к действительности, по существу, имеет своим общекультурным следствием ценностное сращивание человека и мира – выдвижение человека в качестве моральной ценности, с одной стороны, утверждение высшей человеческой значимости самого миропорядка – с другой. Это означает, что:
- сама жизнь человека, обеспечение ее полноты и достоинства полагаются как высший ценностный принцип культуры;
- человек обречен на «самостоянье» (А. С. Пушкин) и должен все в большей степени самостоятельно обретать в собственном опыте подлинное начало (принцип) своей жизнедеятельности;
- человеческий индивид трансформирует свое бытие в принципиальную позицию в мире, принимая на себя ответственность за происходящее в нем.
«Установка на лицо Мира» (А. А. Ухтомский) и диалогизация личностного бытия, собственно, и означает воспитание у субъекта способности воспринимать противоречия окружающей действительности и жизненные коллизии других людей как свою внутреннюю жизненную драму. Жить общими интересами, превращать собственный внутренний мир в арену осмысления и моделирования противоречий эпохи, равно как частных противоречий и проблем непосредственных партнеров по общению – это один из важнейших аспектов духовного бытия личности.
Сегодня нам, безусловно, интересен феномен человека, стоящего в начале
XXI столетия: и опять перед нами проявляется многомерная, сложная, нелинейная и многоуровневая природа человека. И опять мы сталкиваемся с парадоксом: с одной стороны, человек есть «мыслящий тростник», с другой – своеобразный центр Вселенной.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 707;