Философская антропология
Издавна многие философы считали главной своей задачей постижение человека. И. Канту принадлежит мысль о том, что о человеке можно философствовать отдельно и особо (человек – главный предмет в мире, ибо он сам для себя есть последняя цель). Проблема человека рассматривается в специальном разделе философии – философской антропологии, в то же время эта проблема в разных ракурсах присутствует и в других разделах философии. Поэтому многие исследователи считают, что проблема человека является важнейшей для философии.
Сегодня философская антропология имеет три значения:
1) (широкий смысл) философская антропология – часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и модусы человеческого существования;
2) (узкий смысл) философская антропология – особое философское направление в западной философии ХХ в. (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плесснер), объясняющее из человека и через человека как его собственную природу, так и смысл и значение окружающего мира;
3) философская антропология – особый стиль и метод мышления, для раскрытия тайны человека использующий самостоятельные и нетривиальные средства, отличные от схем формальной и диалектической логики. Именно в этом смысле говорят об антропологическом характере современной философии.
Современная философия отчетливо антропологизирована: абстрактно-умозрительный подход к решению метафизических проблем преодолевается в попытках осмыслить их через феномен человека. Поиск антропологических оснований традиционных тем философии – характерная примета современной философской рефлексии. Однако философская антропология не подменяет собой всю философию, а лишь предлагает новые эвристические возможности для осмысления предельных вопросов бытия, вытекающие из анализа феномена человека и его предназначения, модусов человеческого существования, особенностей человеческого бытия.
Философия человека отличается от множества наук о человеке спецификой постановки и решения вопросов о человеке. В частности, перед философской антропологией возникают следующие вопросы:
– Какова природа человека?
– Какие существуют концепции человека?
– В чем состоят смысл, ценности и цели человеческой жизни?
– Каким образом человек исполняется в мире?
– Каковы формы и способы существования человека?
Все философы с помощью разнообразных и оригинальных теоретических и методологических приемов следовали определенной философской программе постижения человека, для которой характерны:
– стремление к пониманию человека в его целостности;
– убеждение в том, что познание человека есть его самопознание;
– выход за границы очевидности и изумление перед тайной человека;
– выработка специфических средств познания человека и попытка преодоления ограниченности логико-понятийного дискурса;
– напряженная, мучительная проблематизация человека (в понятиях объективного/субъективного, единичного/общего, природного/социального, отличного/самотождественного, постоянного/изменчивого и т. п.);
– постоянная выработка в истории философской мысли образов человека, то есть обобщенных типических моделей человека как конкретного и родового существа.
Концепции человека
Рассмотрим следующий вопрос: «Кто есть человек?» Ответить на этот вопрос – значит, так или иначе, определить место человека в мире и отношение к нему. Бесспорно, что человек отличается от всех живых существ в природе. Сложность состоит в том, чтобы установить и выразить это отличие человека.
Платон однажды сказал, что человек – это «двуногое животное без перьев». Тогда Диоген принес ощипанную курицу, сказав при этом: «Вот твой человек, Платон!». Платон вынужден был сделать добавление к своему определению: «… и с плоскими ногтями». Конечно, платоновское определение следует признать скорее остроумным, а эту ситуацию не более чем философским анекдотом.
Однако эта ситуация проясняет саму постановку вопроса о человеке: что именно в человеке делает его человеком? какой фактор является определяющим в его жизни?
И наконец:каким можно представить образ человека?
Человек предстает перед нами как существо уникальное, сложное и неисчерпаемое. Именно этим объясняется множественность образов человека в истории философии и различные подходы к определению его природы. Представляя тот или иной образ человека, мыслители различных исторических эпох по-разному трактовали природу (сущность) человека.
Попытайтесь усмотреть специфику космоцентричного образа человека в античной философии, теоцентричного – в средневековой, технорациоцентричного – в философии Нового времени. Покажите влияние конкретно-исторической экономической, политической и духовной ситуации определенной эпохи на формирование философского образа человека.
При этом сложилась классическая исследовательская стратегия: в ходе сравнения человека и животного природа первого усматривалась в радикальном отличии
(или отсутствии такового), что существенным образом влияло и на решение вопроса о становлении человека. Стержнем проблемы оказывалось соотношение природного (биологического) и социального, естественного и общественного, тела и духа. Рассматривая различные концепции природы человека, нельзя не увидеть их неразрывную связь с концепциями происхождения и развития человека (и человечества).
К наиболее разработанным философским концепциям человека, его сущности и происхождения относятся:
· натуралистическая, биологизаторская (социобиология, социал-дарвинизм и др.): специфика природы человека – в особой телесности, в высокой организованности как биологической особи, в тонком и сбалансированном выражении законов природы в индивидуальном и общественном развитии. Особое место в ряду такого рода концепций занимает психоанализ З. Фрейда, в котором утверждается примат бессознательного в человеческой жизни, а основы бессознательного видятся в энергии сексуального влечения (либидо). З. Фрейд и его последователи – Э. Фромм, К. Юнг – исходят из психосоматической природы человека;
· теологическая, религиозная (Августин, Фома Аквинский, Н. Бердяев, Ж. Маритен и др.): человек есть образ и подобие Бога-творца; человеческая сущность заключается в Боге и постигается на пути к Богу;
· рационалистическая, просветительская (традиция, идущая в западной философии от Аристотеля до Канта и Гегеля): подлинная человеческая сила – его разум, благодаря которому человек может понять и оценить все сущее таким, каково оно есть на самом деле – Бога, мир и самого себя; разум независим от инстинктов и чувственности, он дает абсолютное, всеобщее и необходимое знание (истину);
· деятельностно-социальная (К. Маркс): человек является продуктом общества, которое определяет его мысли и действия; природа человека есть единое социобиологическое образование, в котором социальное составляет его глубокую внутреннюю суть. Социальное в человеке не просто надприродно, надбиологично, но и «погружено» в биологическое, проникает в него и активно его преобразует как в онтогенезе отдельного человека, так и в филогенезе вида Homo sapiens. Концепции, разрабатываемые в рамках деятельностной парадигмы, пришли в Новое время на смену теологической концепции сущности и происхождения человека. Марксистская концепция антропосоциогенеза (становления человека и общества) в качестве центрального фактора рассматривает труд.
Почему именно в труде формируется и выражается родовая сущность человека? Каким образом, создавая необходимые для жизни материальные блага, человек создает самого себя, свою собственную природу?
· экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю): делается акцент на индивидуальной уникальности человека, который представляет собой неопределившееся существо. Человек «брошен в мир» без сущности, он сам ее создает в процессе существования – экзистенции; именно в ней участвует весь индивид в целом, со всеми своими реакциями (ощущениями, настроениями, мыслями и безусловно-безотчетными действиями); природа человека сама по себе оказывается под вопросом, – она принципиально не выяснена.
Иначе говоря, человек еще сам не решил, кем и как ему быть: встречается с миром, появляется в мире, и только потом определяется. По словам А. Камю, «человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть». Как эта особенность отличает человека от других живых существ? Каким образом с экзистенциальной позиции можно определить место человека в мире и отношение к нему?
Экзистенциальное понимание человека сыграло огромную роль в формировании духовной культуры второй половины ХХ в., заострив внимание на внутренней человеческой активности, на творческом самосознании.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в большинстве философских концепций рассмотренные выше подходы причудливо соединяются, что объясняется сложностью описываемого феномена и оригинальностью авторских подходов.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1293;