Дуализм местного управления. - местные дела объединены с государственными делами
- местные дела объединены с государственными делами
- двойственная природа предметов ведения: мсу самостоятельно решает вопросы местного значения и осуществляет значительный объем переданных гос. полномочий
- т.о. местные органы включаются в государственный механизм, не теряя при этом самостоятельности.
23. Типология государств: понятие, классификация.
Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного, раскрывающая социальную сущность государств в истории и современности.
В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) — решающий фактор общественного развития, определяющий тип надстроечных элементов: государство, право и др. В зависимости от типов производственных отношений выделяются и типы государства.
Преимущества формационной типологии:
1) власть в государстве принадлежит тому классу, в руках которого находятся средства производства;
2) государства объединены в типы на основе характера власти (рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические);
3) выявлено общее и особенное в функционировании и развитии государств, входящих в различные типы;
4) сформулированы основные закономерности смены одного типа государства другим.
Слабые стороны формационной типологии:
· догматизация исторических типов государств, что проявилось в излишней запрограммированности развития человечества, в стремлении распространить европейский (средиземноморский ареал) путь на все регионы мира; многие государства не прошли всех стадий формационной типологии;
· отсутствие восточного государства, где первична политическая власть и возможность распоряжаться средствами производства производна от политического господства;
· недооценка, игнорирование ряда духовных факторов: религиозных, национальных, культурных и др.
В основе цивилизационного подхода – понятие цивилизации как определенного типа человеческих сообществ, вызывающего к жизни определенные ассоциации (союзы) в области религии, искусства, обычаев, т.е. в сфере культуры.
Цивилизационный подход исходит из того, что развитие государственности определяется множеством факторов:
а) характером господствующей идеологии;
б) уровнем духовности народа, его национальным складом;
в) географической средой;
г) международным окружением.
Эти факторы оказывают влияние на экономическое развитие общества выработкой определенных стереотипов поведения.
Достоинства подхода:
· выделение духовных факторов как существенных в конкретных исторических условиях;
· преодоление запрограммированности развития государства, когда прогресс определяет не борьба, а компромисс различных сил, интересов.
Слабые стороны:
· недооценка социально-экономических факторов;
· это типология не столько государства, сколько общества;
· не выделяется то главное, что характеризует государство — организация политической власти;
· слабая разработанность типологии.
Тип государства — это совокупность взаимосвязанных черт государства, порождаемых исторической эпохой.
В соответствии с формационным подходом выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
Рабовладельческое государство — это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев. Большинство рабовладельческих государств существовало как города-республики, потому что только так можно было выявить классовую волю собственников средств производства. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызвала появление разработанных правовых систем, основным источником права в которых является закон.
Феодальное государство на всех этапах своего развития служит интересам класса феодалов. Частная собственность феодалов на землю определяет то обстоятельство, что эти государства возникают и существуют как монархии. Основной источник права — правовой обычай. В период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи, которые нередко кодифицируются.
Буржуазное государство в отличие от предшествующих, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, провозглашает всех людей равными и наделенными равными правами. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Несмотря на наличие классовых начал, возрастают объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются социальные программы, растет уровень жизни населения.
Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет «полугосударством», а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.
Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на основе единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть.
Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.
При цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).
Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):
· основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);
· обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;
· имеет централизованный иерархический механизм во главе с монархом;
· обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;
· носит застойный характер, очень медленно изменяется.
Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:
· отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;
· ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;
· зависимостью государства от культурно-религиозной системы;
· связанностью правителя религиозными принципами и заветами.
Современный тип цивилизации характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем.
В зависимости от решения вопроса о взаимоотношениях государства и личности различают традиционные и современные (конституционные) государства.
- Традиционное государство – это рабовладельческая или феодальная монархии.
- Под современными (конституционными) государствами понимаются в основном республики и конституционные монархии.
Названные типы государств — только одна из разновидностей их классификации. Возможны и другие виды, основанные на других подходах.
24. Право в объективном и субъективном смыслах.
О праве говорят в двух смыслах: о праве как совокупности норм, действующих в жизни (объективном праве), и как притязании, которое принадлежит тому или иному субъекту (субъективном праве). В зависимости от характера правообразования имеют место определенные интервалы между формированием той или иной стороны права. Если основным источником права является нормативно-правовой акт, то объективное право как бы предшествует субъективному, т.е. устанавливаются правовые нормы и на их основе возникают правоотношения, переводящие требования объективного права в притязания субъектов права, составляющие содержание субъективного права. Когда главный источник права – судебная практика, решающая конкретные споры, то утверждение субъективного права опережает формирование общих правовых норм.
25. Система права: понятие, состав.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 778;