Униатская политика пап

 

В начале 1848 года папа Пий IX (1846-1878 гг.) направил всем восточным христианам энциклику (окружное пос­лание), где обратился к униатам и католикам, проживающим на Востоке, а потом, говоря словами энциклики, «тем, коим хотя чтут Христа, но отделились от общения с престолом апостола Петра», т.е. к православным христианам Востока.

Вопреки фактам истории, он уверял, что древняя иерархия православно-восточной церкви принимала постановления и опреде­ления пап как глав соборной церкви.

В своих доказательствах главенства Римскою Церкви папа извращает мысли Священного Писания и ложно перетолковывает факты церковной истории. В заключение послания папа убеждал восточных христиан войти в общение с кафедрой апостола Петра и принять учение об исхождении Святого Духа и от Сына и главенстве папы, обещая с своей стороны сохранение всех их догматов, обрядов и богослужебного чина. Это послание не оказало никакого воздействия на восточных христиан. Константино-польский пат­риарх Анфим VI от лица всей Восточной Церкви ответил папе, что общение между Церквями Восточной и Западной возможно толь­ко после уничтожения всех нововведений Римской Церкви.

3 мая 1848 года все восточные патриархи за своей под­писью и подписью членов своих синодов направили замечатель­ное «Окружное послание единой, святой, соборной и апостольской Церкви ко всем православным христианам», в 23 членах.

В нем патриархи говорят, что православное учение должно со­держаться всегда неизменным, но злой дух посеял в Церкви раз­деление и ереси. Некоторые исчезли и исчезают, а некоторые нарождаются вновь, чтобы исчезнуть со временем. В прежние времена сильно волновала Церковь ересь арианская, а в настоящее время такой же волнующей является папство. Далее в послании приводятся доказательства того, что папство есть ересь, перечисляются все заблуждения Римской Церкви: учение об исхождении Святого Духа и от Сына, кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отнятие у мирян Божественной чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление опресноков, исключение из литургии благословения Святых Даров, устранение крещаемых младенцев от миропомазания, запрещение брака священникам, главенства папы и, вообще, извращение древнего апостольского чина совершения почти всех таинств.

С особой силой в окружном послании опровергается учение об исхождении Святого Духа и от Сына и о главенстве папы – в ответ на папскую энциклику. Окружное послание устанавливает пра­вильное понима-ние мест Священного Писания, приводимых папой в до­казательство своего главенства, а также подвергает крити­ческому разбору факты из истории Церкви, на которые ссыла­ется папа, и показывает их настоящее значение. В заключение высказывается мысль, что энциклика Пия IX подлежит осужде­нию, как послание нечестивое и душепагубное: «Таким мы и объявляем его в соборной Церкви», - заключают патриархи (член 18).

Не дождавшись добровольного подчинения восточных хрис­тиан, Пий IХ обратился к старым средствам, чтобы достигнуть своей цели. В начале 1862 года он издал буллу, в которой за­явил перед целым светом об учреждении новой соборной конгрегации пропаганды для восточного отряда, так как существующая в Римской церкви общая конгрегация пропаганды обременена другими миссиями и мало занимается пропагандой на православ­ном востоке.

В своей булле он пишет, что не только не стремится к уничтожению чина богослужения и обрядов Восточной Церкви, но, напротив, предписывает их сохранение.

В 1868 году Пий IX, намереваясь созвать в Риме собор для утверждения нового догмата о непогрешимости папы, напра­вил новое послание к епископам восточного обряда с приглаше­нием на собор и с выражением желания относительно подчинения их римской кафедре. Константинопольский патриарх Григорий VI даже не принял этого послания.

В 1870 году папа Пий IX созвал Первый Ватиканский со­бор, на котором был провозглашен догмат непогрешимости пап в вопросах «веры и нравов», когда папа говорит «ex cathedra». Этот догмат явился логическим завершением веками проповедуемой на Западе теории папского вселенского главенства. Во время бур­ных обсуждений новой доктрины, несмотря на угрозы и всевозможные маневры курии, все же 119 епископов из 574 голосовали против догмата непогрешимости.

В 1866 году в связи с переходом униатского населения России в лоно матери – Церкви Ватикан разорвал с ней дипломатические отноше­ния. Продолжались попытки пап подчинить себе христиан Балканского полуострова – современной Югосла­вии, Востока. Не теряя этой надежды, папа Лев XIII в 1895 го­ду выпустил энциклику о соединении Церквей при условии их подчинения Риму. Эта энциклика получила достойный отпор восточных патриархов.

В 20-30 годы прошлого столетия внешнеполитический курс Ватикана носил более умеренный характер, хотя имелись пос­ледствия униатской политики, особенно в Польше и Хорватии. В результате Латеранского соглашения было создано государ­ство Ватикан, с резиденцией в нем римского папы.

В годы Второй мировой войны Ватикан занимался поиска­ми новой ориентации, что в дальнейшем сказалось на деятель­ности римских пап Иоанна XXIII и Павла VI, которые обновили церковную жизнь Римско-Католической Церкви.








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 519;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.